министерсво образования И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
урока русского языка
Студентки 341 группы
Чен-Бен-Ша Виктории Анатольевны
Место проведения урока: Школа №12, 3 класс
Дата проведения урока: 18.12.2020
ФИО учителя школы:
Баклагина Лариса Владимировна
Тема урока. Изложение. Мелодия скворца.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 3 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Учить воспроизводить текст, исходя из задач автора. |
||
Технологии, методы: |
ПДО: подводящий и побуждающий диалог, беседа, наблюдение. |
||
Основные понятия, термины: |
Изложение, основная мысль, тема, план, задачи автора. |
||
Тип урока: |
Урок развития речи. |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный 1. Понимают основную мысль текста. 2. Пользуются планом для передачи текста. 3. Находят по плану части текста. 4. Строят связное письменное высказывание. 5. Умеют избегать повторов. 6. Находят нужные слова для обозначения действия. 7. Умеют употреблять слова, помогающие передать порядок действия в тексте повествования. 8. Умеют находить орфограммы в словах. 9. Умеют оценивать текст, исходя из требований к созданию текста и задач автора.
|
Личностный: · Уважительно относятся к высказываниям одноклассников. · Умеют высказывать свое мнение. · Выполняют самооценку собственной деятельности · Понимает смысл учебной деятельности
Метапредметный: -Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу (Р.) -Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р.) -Проводит самооценку собственной деятельности (Р.); -Проводят рефлексию собственной деятельности (Р.); -Умеет ясно и четко излагать свои мысли в устной форме (К.); -Проводят анализ и синтез языкового материала (П.); -Участвуют в формулировке темы и задач урока (П.) |
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей : · Фронтальная; · Индивидуальная.
|
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Карточки · Учебник «Русский язык» Канакина, 1 часть, 3 класс. «Школа России».
|
||
Ход урока
Этапы урока Задачи урока |
Оформление доски, наглядность |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. Мотивация на деятельность. 1) Формировать интерес к учению (Л.) 2) Повысить учебную мотивацию (Л.) 3) Формировать внутреннюю позицию школьника (Л.) |
? |
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Ребята, эти три картинки символизируют 3 главных правила, которые должен соблюдать ученик, который хочет получить знания на уроке. -Какое название мы можем дать первой картинке? -Верно, на уроке нужно не только слушать, но и слышать; слышать – значит понимать. -Вторую картинку как назовем? -Нужно не просто смотреть в книгу, тетрадь или на доску, но и видеть и замечать все самое важное на уроке -Третью? -Верно, давайте соблюдать все эти 3 правила сегодня на уроке |
-Слушать и слышать
-Смотреть и видеть
-Думать и задумываться
|
||||||||||||||||||||||
II. Выход на тему и задачи урока. 1) Учить определять тему и задачи занятия (Р.); 2) Формулируют тему урока (Р.)
|
|
-Для того, чтобы узнать, чем будем заниматься сегодня на уроке, вам необходимо отгадать ребус. Посмотрите на слайд. -Кто догадался? -Правильно, молодцы. -Что такое изложение?
-Значит над чем мы будем сегодня работать? - Да, ребята, мы сегодня будем работать над изложением -Чему мы будем учиться на уроке? |
-Изложение
-Письменный пересказ текста -Мы будем работать над изложением. -Учиться создавать текст. |
||||||||||||||||||||||
III. Знакомство с текстом Содержательный анализ текста. 1) Совершенствовать умения анализа и синтеза (П.) 2) Учить высказывать свои мысли в устной форме (К.); 3) Учить видеть и понимать тему и осознавать границы текста (Пр.)
|
|
-Ребята, закройте глаза и внимательно прослушайте текст. Представьте, как будто это маленький фильм. Чтение текста. Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел. Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос. Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно. Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки. М.Родионова
-Открываем глаза. Ребята, откройте учебник на странице 140. Там есть этот текст.
-Можно ли назвать текстом то, что вы прочитали? Почему?
-Что нужно сделать? -Что получится? Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки. Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно. Вот в павильон зашёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос. Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.
-Можно ли теперь сейчас сказать, что перед нами текст? Почему?
-Верно. Это рассказ Маргариты Родионовой. - О ком этот рассказ? (показ картинки) -Как его зовут? -Где жил скворец Лева? Скажите полным предложением.
-Что умел делать Лева?
-Куда однажды привезли скворца?
-Что он сделал?
- Кто зашёл в павильон? -Что означает слово павильон?
-Что пианист сделал?
-Что услышал музыкант?
-Что он сделал? -Что означает выражение: вокруг не было ни души? -Что произошло, когда пианист снова заиграл?
-Что произошло, когда музыка стихла?
-Как скворец исполнял песню?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы сейчас с текстом сделали? -Да, ребята, потому что невозможно сделать то, чего не понимаешь. |
-Нет, потому что нет связности в тексте. -Поменять местами абзацы.
-Да, потому что здесь последовательные предложения, абзацы, они связаны общей темой и основной мыслью, имеется смысловая завершенность.
-О скворце
-Лева -Скворец Лева жил в зоопарке. -Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки. -Однажды скворца привезли на телестудию. -Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно. - В павильон зашёл пианист -Отдельно стоящая постройка. -Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. -Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. -Он оглянулся. -Никого вокруг не было. -Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос. - Музыка затихла, а песня продолжала звучать. -Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал известные ему слова, разговаривал и пел.
-Познакомились с его содержанием, поняли текст. |
||||||||||||||||||||||
IV.Определение задач автора. 1.Учить строить диалог (К.) 2)Учить понимать основную мысль текста (Пр.)
|
|
-Ребята, давайте теперь побываем в роли автора, заглянем к нему в мастерскую, увидим, как он работал, как у него получилось написать такой рассказ. -Для начала автор определяет, о чем будет текст -Ребята, давайте определим, о чем автор создал текст. На доске появляется карточка -Какова тема рассказа? -Верно, это тема текста. -Какая главная мысль? Что же хотел рассказать нам автор?
- Какой тип текста у нас будет? -Вот сейчас, используя опору, которая дана на доске, ответьте на вопрос, какой текст мы будем создавать. -Кто попробует?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы выполнили? -Ребята, нельзя забывать, что изложение - это пересказ авторского текста, поэтому знать тему и основную мысль автора важно. |
-Скворец.
-О талантах и умениях скворца.
-Повествование
-Мы должны создать повествовательный текст. Тема которого – скворец, с помощью этого текстом мы должны передать таланты и умения скворца.
-Определили, какой текст будем создавать. |
||||||||||||||||||||||
V.Структурный анализ текста. 1.Развиваем умение слушать и понимать других (К.) 2.Формировать умение связно выражать свои мысли (К.) 3.Учить пользоваться планом (Пр.)
|
|
-Посмотрите что у меня на слайде? -Как вы думаете, зачем нам нужен план?
План:
Фронтальная работа. -Давайте попробуем ответить на вопросы плана. Говорим полными предложениями. - Где жил скворец Лёва?
-Кто зашел в павильон? -Что он начал делать?
-Что вдруг услышал музыкант?
-Что он сделал и увидел?
- Когда пианист заиграл снова, что опять зазвучал?
-Что скворец Лёва насвистывал?
-Что он делал?
-Ребята, как мы можем озаглавить текст?
Промежуточная рефлексия. -Зачем нам нужен план? |
-План - Он нам поможет написать грамотный текст, ничего в нем не пропустить, рассказать по порядку.
-Скворец Лёва жил в зоопарке. -Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки. -Однажды скворца привезли на телестудию. -Он нахохлился и сидел неподвижно. -В павильон зашел пианист. -Он начал наигрывать мелодию. -Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. -Он оглянулся и увидел, что никого вокруг нет. -Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос. -Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. -Он прыгал, разговаривал и пел. -Мелодия скворца, Скворец-музыкант
-Чтобы точно пересказать текст, он наш помощник. |
||||||||||||||||||||||
VI.Языковой анализ текста. 1.Умение последовательно излагать содержание. (П.) 2.Знают и употребляют в речи синонимы (Пр.)
|
|
-Подсмотрим секретики автора: те интересные, точные, яркие, выразительные слова, которые употребляет автор. Их надо будет употребить в своем тексте, они помогут донести до читателя основную мысль текста. -Каким местоимением заменил автор слова скворец, пианист? -Для чего автор так сделал? -Как еще мы можем назвать скворца?
-Каких частей речи больше в тексте? -Как вы думаете, почему?
Промежуточная рефлексия. -Какую работу мы сейчас выполнили над текстом? |
-он
-Чтобы избежать повтора -По имени, Лева.
-Глаголов -Чтобы лучше передать основную мысль.
-Мы пронаблюдали, какие слова и выражения помогли автору ярко рассказать |
||||||||||||||||||||||
VII. Орфографический анализ текста. 1.Оформлять свои мысли в устной форме. (К.) 2.Учить находить опасное место в слове. (Р.)
|
На слайде: Ж.л
На слайде: Г.ворить С.дел Подп.вают
На слайде: Павильон Пианист Мелодия
На слайде: Насвистывать Привезли Наигрывать Услышал Подпевают Заиграл Зазвучал Насвистывал |
-Ребята, чтобы мы хорошо написали текст, нам нужно предупредить ошибки в словах. Для этого нужно провести орфографическую работу. Жи-ши -Посмотрите на слайд, подумайте, какое правило объединяет эти слова. -Как напишем слово жил?
Проверяемая безударная гласная в корне -На слайде слова. -Вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово
Непроверяемые безударные гласные в корне -Посмотрите на слайд. Это трудные слова, которые будут встречаться в тексте. Давайте все вместе их прочитаем.
Приставка -Что объединяет все эти слова? -Как приставки пишутся с глаголами? -Назовите приставки в каждой глаголе.
Промежуточная рефлексия. -Зачем мы проводим орфографическую работу? |
-Жи-ши пиши с буквой и
-С буквой и.
Говорить -говор Сидел - сидя Подпевают – пение
-Глаголы с приставками. -Слитно. -На, при, на, у, под, за, за, на.
-Чтобы при письме не допускать ошибок |
||||||||||||||||||||||
VIII. Перечитывание текста детьми. 1.Совершенствуют смысловое чтение (Пр.) 2.Развивать внимание, память, мышление (П.) 3.Уметь выделять нужную информацию из текста (Р.) |
|
-Чтобы хорошо написать текст, прочитайте его про себя самостоятельно. -Кто перечитал, закрываем учебник.
|
|
||||||||||||||||||||||
IX.Самостоятельная работа детей. 1)Учить пользоваться планом и словами помощниками (Р.) 2) Учить сохранять авторскую задачу. (Р.) 3) Учить строить письменные высказывания. (Р.) |
Запись на доске: Восемнадцатое декабря. Изложение. Мелодия скворца. |
-Открываем тетрадки. Отступаем 2 строчки от прошлой работы. Записываем сегодняшнее число. На следующей строке, посередине с заглавной буквы - Изложение. Ниже посередине строки и заглавной буквы пишем – название текста. Выберете название, которые мы с вами придумали: Мелодия скворца или Скворец-музыкант. -Приступайте к написанию текста. Не забываем про красные строчки и точки. Обязательно обращаемся к нашему плану. Не пропускайте пункты планы. Старайтесь передать основную мысль. |
|
||||||||||||||||||||||
X.Редактирование своих изложений. 1. Умение контролировать и править текст с точки зрения задуманного (цели). (П.) 2.Умение критически оценивать текст, исходя из требований к созданию текста и задач автора. (П.) |
|
-Ребята, осталась еще 1 минута, проверяем свой текст. -Сейчас попробуем сделать наш текст лучше, исправим его. В этом нам поможет памятка. Памятка на партах -Прочитайте памятку, сейчас по этой памятке мы оценим изложение одного из вас. - Прочти свое изложение. Памятка 1. На все ли вопросы плана дан полный ответ? 2. Не пропускал ли пункты плана? 3.Сумел ли показать таланты и умения скворца? 4.Есть ли в тексте повторы? Как автор смог избежать повторов? |
|
||||||||||||||||||||||
XI. Рефлексия. Итог урока. 1.Учить оценке результатов деятельности (Р.) 2.Учить строить речевое высказывание в устной форме (П.) |
|
Итоги урока -Ребята, каким видом работы мы занимались сегодня на уроке? -По какой теме мы писали изложение? -Ребята, что нужно сделать, чтобы хорошо написать изложение?
-С какими трудностями вы столкнулись при написании изложения?
Рефлексия -Ребята, давайте представим, что у нас сейчас есть сотовый телефон. Мы можем записать голосовое сообщение другу о том, как прошло занятие, смогли ли вы написать изложение, получилось ли у вас в нем показать таланты и умения скворца. -Кто проговорит вслух сообщение другу?
- Ребята, спасибо за работу! Урок окончен. |
-Писали изложение
-Скворец. 1. Познакомиться содержанием текста 1. Определить тему и основную мысль текста 2. Составить план текста 3. Пронаблюдать за точными, яркими выражениями автора 4.Орографическая работа
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.