министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Студентки 331 группы
школьного отделения
Чен-Бен-Ша Виктории Анатольевны
Место проведения урока:
Школа № 12, класс 3 "В"
Дата проведения урока: 24. 09. 2018
Начало урока: 16:40
ФИО учителя школы:
Михеева Лилия Ивановна
ФИО преподавателя-консультанта:
Суровцева Нина Александровна
Допуск к проведению урока:
__________________, дата_______
(подпись преподавателя)
__________________, дата_______
(подпись учителя)
Тема урока. Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 3 «В» |
|
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Дать понятие многозначности слова, формировать умения отличать многозначные слова от однозначных. |
|
Технологии, методы: |
ПДО, беседа |
|
Основные понятия, термины: |
Лексическое значение, многозначные слова, однозначные слова |
|
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
|
Планируемый результат: |
||
Предметный · Находят непроверяемую орфограмму · Совершенствуют умение правильно писать заглавную и строчную букву «З» · Используют в речи термины «Лексическое значение слова», «многозначные слова», «однозначные слова» · Умеют различать многозначные и однозначные слова · Знают, что такое лексическое значение слова · Умеют объяснять лексическое значение слова
|
Личностный: · Принимают и следуют в поведении социальным нормам; · Проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Метапредметный: Познавательный: · Проводят анализ и синтез языкового материала; · Умеют преобразовывать текстовую информацию в схематичную Регулятивный: · Участвуют в формировании темы и задач урока; · Проводят рефлексию собственной деятельности Коммуникативный: · Высказывают свои мысли в устной форме; · Строят простые рассуждения; · Умеют слышать и слушать своих товарищей |
|
Организация пространства: |
||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Парная; · Индивидуальная |
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Учебник В.К.Канакин и В.Г.Горецкий. Русский язык 3 класс 1 часть. · Карточки с заданием
|
|
Этапы урока Задачи этапа
|
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Мотивация к учебной деятельности · Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.) |
1 слайд
? |
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Ребята, эти три картинки символизируют 3 главных правила, которые должен соблюдать ученик, который хочет получить знания на уроке. -Какое название мы можем дать первой картинке? -Верно, на уроке нужно не только слушать, но и слышать; слышать – значит понимать. -Вторую картинку как назовем? -Нужно не просто смотреть в книгу, тетрадь или на доску, но и видеть и замечать все самое важное на уроке -Третью? -Верно, давайте соблюдать все эти 3 правила сегодня на уроке
|
-Слушать и слышать
-Смотреть и видеть
-Думать и задумываться
|
Минутка чистописания · Корректировать почерк (Пр.) · Совершенствовать такие качества письма, как: расстояние между элементами букв, закруглённость полуовалов (Пр.)
|
Слайд №2 Красиво писать – людей уважать
|
- Ребята, прочтите ещё одну пословицу. -Почему так говорят? - Кто из вас хочет научиться красиво писать? - Как думаете, что для этого нужно? - Мы продолжим сегодня осваивать красивое письмо, а поможет нам в этом минутка чистописания.
-Ребята, посмотрите на доску, какую букву мы с вами будем писать?
-Посмотрите на эти 2 буквы и скажите, какой общий элемент есть в этих 2 буквах? -Посмотрите, на доску, какие ошибки я допустила в написании в 1 букве заглавной?
-Ребята, что нам нужно сделать, чтобы не было таких ошибок?
-Да, правильно, нужно соблюдать правильного положения тетради и продвижение ее во время письма. А также нужно следить за движением руки вдоль строки во время письма. И не забывать про правильную позу, посадку во время письма.
-Давайте уберем не правильное написание буквы, а оставим правильное. -Берем в руки ручки, держим тетрадку под наклоном и пишем одну строчку, чередуя заглавную и строчную букву «З».
- Посмотрите свои буквы и подчеркните ту, которая по вашему мнению получилась лучше всех |
-Потому что кто-то будет читать твои записи. -Чтобы он мог это сделать, надо красиво писать. -Тренироваться в письме.
-Букву «З», строчную и заглавную.
-полуовал
1.неправильный наклон 3.рано начала делать закругление.
-чтобы был правильный наклон, нужно чтобы правильно лежала тетрадь.
|
Словарно-орфографическая работа · Учить самоконтролю и самооценки своей работы.(Л) · Совершенствовать орфографическую зоркость (Пр.) · Совершенствовать умение писать слова с непроверяемой орфограммой. (Пр.)
|
Слайд №3 Сентябрь, родина, ветер, лопата, посуда. |
(У учителя карточки со словами. На месте орфограммы стоит точка. Задача детей определить, какая буква там должна стоять, вставить и записать слова.) - Ребята, сейчас на слайде будут представлены слова, ваша задача определить орфограмму, подумать какая буква пропущена и записать в свои тетради. Поставить ударение. Подчеркнуть орфограмму. с∙нтябрь р.дина вет∙р л∙пата п∙суда
- Что общего в данных словах?
- Теперь проверим свои записи. -А чем мы можем воспользоваться, чтобы проверить? -Исправьте свои ошибки с помощью словарика в учебнике на стр. 150-151. -Кто все слова написал правильно, поднимите руки. Молодцы, поставьте себе на полях плюсик. - Запомните правильное написание этих слов. |
-орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне слова
орфографическим словарем
|
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации с затруднением. Формулирование детьми проблемы (вопроса) (Выход на тему и задачу урока) · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (Р) · Совершенствовать аналитические умения (П) · Повысить учебно- познавательную мотивацию.(Л) · Учить ставить задачу. (Р) |
4 слайд (изображены 2 цветка, у каждого по 3 лепестка, а в этих лепестках слова. 1 цветок: кисть, хвост, лист. 2 цветок: молоток, холодильник, ноутбук) |
Постановка темы и задач урока. Создание проблемной ситуации. -Посмотрите на слайд, что вы видите? -А что необычного у этих цветков? -Каждая группа слов живёт в своем цветке. -Почему они не могут жить вместе?
-Ребята, молодцы. Вы правильно определили группировку слов. Но вы не назвали ещё одну группировку, по которой я распределила слова. -А почему вы не назвали?
-Да, ребята, у этих слов есть особенность, о которой вы еще не знаете. -Значит на какой вопрос будем искать ответ?
|
-2 цветка -В лепестки вписаны слова 1 ответ: в первом цветке живут слова, состоящие только из одного слога, а во втором из 2-х и более 2 ответ: во втором домике слова заканчиваются на букву «к», а в первом нет 3 ответ: в первом цветке слова имеют несколько значений, а во втором только одно
Что-то, видимо, еще не знаем об этих словах.
-Какая особенность есть у этих двух групп и чем же они отличаются. |
Открытие нового знания · Совершенствовать аналитические умения (П) · Учить строить простые суждения (К) · Учить слушать и понимать речь других (К) · Учить на основе анализа делать вывод. (К)
|
Слайд № 5 (На слайде картинка хвост – часть тела животного) (на слайде появляется картинка хвост – волосы человека, собранные сзади)
(На слайде появляется картинка хвостика – мальчик, который ходит за взрослым)
Слайд №6 На слайде появляется слово многозначные слова
Слайд №7 На слайде однозначные слова: Фломастер, береза, Чемодан, торт
Слайд №8 На слайде появляется слово Однозначные |
1)Понятие о лексическом значении слова. -Ребята, послушайте стихотворение. Я придумал слово, Смешное слово - плим. И повторяю снова: Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет Плим, плим, плим! И ничего не значит Плим, плим, плим. -Скажите, почему «плим» - это не слово? -Правильно. Ведь слово имеет лексическое значение. Оно всегда что-то означает. -А где мы можем найти лексическое значение слова? -Обратите внимания на словарь, который у меня в руках. Это толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова. -Ребята, а почему он называется толковый? -Правильно, и вы всегда можете к нему обратиться и найти лексическое значение нужного вам слова.
2)Понятие «многозначные слова» Анализ языкового материала. -Ребята, что вы видите на рисунке? -А точнее? Хвост кого? -Что на втором рисунке? -На картинке тоже представлен хвост. Только хвост уже не животного, в данном случае, хвост - это прическа, когда волосы собраны сзади в пучок. -Почему такую прическу называли тем же словом «хвост»? чем они похожи? -Вот какое интересное слово «хвост», сколько предметов можно назвать им? -А на этом рисунке, что вы видите? -Иногда таких людей называют хвостиками -Как вы думаете, почему?
-Ребята, про слово «хвост» говорят, что у него много значений. -Как же такие слова можно назвать одним словом? Они МНОГО значат И у них МНОГО значений -Да, ребята, верно. Это слово нам говорит: МНОГО ЗНАЧИМ -Когда можно назвать несколько предметов одним словом? -Многозначные слова – слова, имеющие два или более лексических значений, они похожи по форме, по действию.
3)Понятие «однозначные слова» -А все ли слова имеют много значений? -Посмотрим на слайд. Давайте вместе назовем эти слова -Как вы думаете, какие-то другие предметы в нашем мире можно называть этими словами? -А как могут называться слова, имеющие только одно значение? |
-плим – ничего не означает
-в словаре
-от слова толковать, объяснять
-хвост -Животного -Голова, волосы
-Они одинаковы по форме -Перечисляют
-Мальчика, который ходит за взрослым -Они всегда ходят за другими людьми, похожи на хвост
-многозначные
-когда они похожи по форме
-Нет, не все
-Нет
-Однозначные |
Этап воспроизведения нового знания · Понимать и озвучивать информацию, представленную в виде схемы (П.) · Учить проводить анализ и синтез проделанной работы (Р.) · Совершенствовать логические познавательные умения (П.) · Уметь воспроизводить изученный материал (П.)
|
Слайд №9 На слайде предложение: В русском языке слова бывают … и … . … слова имеют … значение, а … слова имеют … значений.
Слайд №10 (изображены 2 цветка, у каждого по 3 лепестка, а в этих лепестках слова. 1 цветок: кисть, хвост, лист. 2 цветок: молоток, холодильник, ноутбук) |
1)-Какую же тему мы изучили? *работаем с разными формулировками темы.
2) Работа с выводом. Вставь слова. -Ребята, посмотрите на слайд, в нашем тексте не хватает нужных слов, прочитайте внимательно и подумайте, какие слова нужно вставить в эти пропуски. Вам могут помочь слова на доске.
В русском языке слова бывают … и … . … слова имеют … значение, а … слова имеют … значений.
3)Возвращение к проблемной ситуации. -Ребята, кто помнит, с чего мы начинали с вами урок? -Прочти еще раз слова, живущие в этих цветках.
-А теперь мы можем ответить на этот вопрос? -Почему же слова не могут жить вместе, а живут в разных цветках?
-Ребята, какое знание помогло вам справиться с этим заданием?
|
-Лексическое значение слов. -Многозначные и однозначные слова. -Лексическое значение слов. Многозначные и однозначные слова. -Чем отличаются однозначные слова от многозначных?
-В русском языке слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова имеют одно значение, а многозначные слова имеют несколько значений.
-С цветков, мы не смогли ответить на вопрос: «Почему слова не могут жить вместе» -Да -В первом цветке живут слова, которые имеют несколько значений, а во втором цветке живут слова, которые имеют только одно значение -То знание, которое мы сегодня открыли с вами на уроке об этих словах |
Промежуточная рефлексия 1) Учить по итогам рефлексии ставить новую учебную задачу. (Р) 2) Учить рефлексии знаний и деятельности. (Р)
|
|
- Какое же новое знание мы сегодня открыли?
-Где нам пригодится новое знание?
-Чему будем учиться дальше?
|
-Мы сегодня узнали на уроке, что бывают многозначные слова и однозначные. -В общении. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свои мысли -Попробуем применить новое знание в речи |
Упражнения в применении нового знания · Формирование коммуникации на бесконфликтной основе. (К) · Совершенствовать мыслительные операции: анализ, классификацию.(П.) · Учить активному участию в диалоге. (К.) · Совершенствовать умение строить связное высказывание в процессе комментирования. (К.) |
Учебник, страница 41
Слайд 11 План: 1)Вот слово «иголка». 2) Оно однозначное или многозначное? 3) У каких деревьев есть иголки? 4) Чьё тело покрыто иголками? 5) Без чего в быту не обойтись?
Слайд 12 План: 1)Интересное слово «лист». 2)Оно однозначное или многозначное? 3)Что осенью опадает с деревьев? 4)Из чего нельзя вырывать листы?
Слайд 13 Под к.рнями берЁзы была н.ра. Наступила в.сна. Там спал всю зиму ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выб.жал на л.сную п.ляну. По лесу поб.жали в.сёлые ручьи. Х.лодный ручей разбудил зв.рька. |
1)Составление предложений с данными словами. -Ребята, давайте откроем учебник на странице 41. -Прочитаем слова, которые имеют однозначное значение. -Выберите одно из этих слов. Устно составьте с этим словом предложение. -Милана, какое слово ты взяла? А предложение какое составила? -Илья, какое предложение ты составил?
-Ребята, давайте теперь прочитаем слова, которые имеют многозначное значение. -Теперь давайте поработаем в парах. -Выберите одно из этих слов. Устно составьте с этим словом 2 предложения, чтобы в каждом предложении это слово имело разный смысл. -Света и Катя, какое слово вы взяли? -Света, прочитай первое предложение. Какое лексическое значение у данного слова? Катя, прочитай второе предложение. В каком лексическом значении у вас употребляется слово?
-У кого с другим словом составлено предложение?
2)Работа по развитию речи. -Ребята, сейчас мы будем составлять рассказ о многозначном слове «иголка». Составить рассказ нам поможет план, который представлен на слайде. -Прочитайте как начнем наш рассказ. -Читаем второй вопрос.
-Отвечаем. -Читаем третий вопрос.
-Отвечаем. - Скажите полным предложением.
-Читаем четвертый вопрос.
-Отвечаем. -Давайте скажем полными предложением.
-Читаем пятый вопрос. -Отвечаем. -А теперь полным предложением.
-А теперь попробуем повторить полностью текст. -Даша, попробуй.
-А теперь также попробуйте самостоятельно составить текст со словом «лист». План вы видите на слайде. -Катя, прочитай, какой текст получился у тебя.
-Ребята, а теперь усложняем задание. Попробуйте самостоятельно составить текст со словом «молния», но уже без представленного плана. План: 1)В русском языке есть слово «молния». 2)Оно однозначное или многозначное? 3)Что сверкает на небе во время сильной грозы? 4)На чем иногда расходится молния?
3)Предупредительный диктант. -Ребята, а сейчас мы с вами напишет небольшой диктант. -Поднимите руку, кто хочет этот диктант написать на 5? -5 вы получите, если хорошо подготовитесь к диктанту. -На слайде представлен текст, который мы будем писать. Давай очень быстро разберем слова, в которых можно допустить ошибки. -1 предложение. Под корнями березы была нора. Корнями, пишу О, корни. Берёзы, пишу Е, словарное слово. Нора, пишу О, норы. -Ваня, прочитай 2 предложение, и также проверь слова. -Давайте прочитаем 3 предложение. Что подчеркнуто? Читаем ежииик, с буквой И. -Оля, прочитай 4 предложение. Прочитай так, как нужно написать. -Олег, прочитай 5 предложение, также проверь слова. -Кристина, сделай тоже самое с 6 предложением. -Петя, прочитай 6 предложение.
Корнями(безударная проверяемая глазная О, проверочное слово - корни) Берёзы (безударная непроверяемая глазная Е, ее нужно запомнить) Нора( безударная проверяемая гласная О, проверочное слово – норы) Ёжик(жи/ши пиши с буквой И) Солнце( непроизносимый согласный Л, проверочное слово – солнышко) Выбежал( безударная проверяемая гласная Е, проверочное слово – бег) Лесную( безударная проверяемая гласная Е, проверочное слов – лес) Поляна(безударная проверяемая гласная О, проверочное слово поле) Весёлые(безударная проверяемая гласная Е, проверочное слово – весело) Холодные(безударная проверяемая гласная О, проверочное слово – весело) Зверька( безударная проверяемая гласная Е, проверочное слово – зверь)
-Ребята, а теперь найдите и прочитайте слова с предлогами.
-Как будем писать предлоги со словами?
-А теперь под мою диктовку записываем текст. Под корнями березы была нора. Наступила весна. Там спал всю зиму ёжик. Солнце согрело землю. Ёжик выбежал на лесную поляну. По лесу побежали весёлые ручьи. Холодные ручей разбудил зверька. -А теперь внимательно посмотрите на слайд. Сверьте свою работу со слайдом. Исправьте ошибки, если они есть.
-Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы поставьте себе на полях плюсик.
-Ребята, есть ли в данном тексте многозначные слова? -Назовите их. -В каком лексическом значении употребляется данное слово в тексте?
-А в каком еще значении может употребляться слово «земля»? |
-Грач, гитара, перстень, парта, глобус.
-Колокольчик, земля, листок, каток, язык, игла.
-Вот слово «иголка». -Оно однозначное или многозначное? -Оно многозначное -У каких деревьев есть иголки? -у ели, сосны -Иголки есть у ели и сосны. -Чьё тело покрыто иголками? -тело ежа -Тело ежа покрыто иголками. -Без чего в быту не обойтись? -швейных иголок -В быту не обойтись без швейных иголок.
Вот есть слово «иголка». Оно многозначное. Иголки есть у ели и сосны. Тело ежа покрыто иголками. В быту не обойтись без швейных иголок.
-Интересное слово «лист». Оно многозначное. Осенью с деревьев опадают листья. Листы нельзя вырывать из книги.
-Солнце согрело
-Под корнями, на поляну, по лесу -Раздельно
Да -Земля
-почва, верхний слой коры планеты, поверхность
-Планета Земля |
Домашнее задание
|
|
Списывание с устными ответами на вопросы. -Ребята, откройте учебник на странице 41 и найдите упражнение 66. Это будет вашим домашним заданием. Давайте посмотрим, что необходимо сделать. -Прочитайте задание про себя. -Кто может ответить, что необходимо сделать? - Верно, дома вам надо будет еще раз внимательно прочитать текст, ответить на вопросы, и выбрать любое слово из текста и определить его лексическое значение. |
-ответить на вопросы и определить у любого слова лексическое значение |
Итог урока. Рефлексия содержания и деятельности на уроке. · Учить рефлексии содержания и деятельности. (Р.) · Совершенствовать аналитические умения учащихся.(П.) · Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке.(П)
|
Слайд №14
|
Итог урока -Наш урок подошел к концу. -Какое новое знание вы открыли?
-Как вы действовали, чтобы его открыть?
-Где нам пригодится это знание?
Рефлексия - У каждого на парте листочки, на которых нарисовано лестница успеха. - если у вас ничего не получилось на уроке- то нарисуйте на нижнюю ступеньку «человечка с опущенными руками» -если у вас были проблемы на уроке- то нарисуйте на среднюю ступеньку «человечка» у которого руки разведены в сторону -если вам все удалось на уроке- то на рисуйте на верхней ступеньке «человечка» с поднятыми руками. -Ребята, кто нарисовал человека с поднятыми руками? Вы сегодня молодцы. Хорошо поработали. -Ребята, которые нарисовали человека, у которого руки разведены в стороны, постарайтесь работать активнее на уроке. Что тебе не удалось на уроке? -Ребята, кто нарисовал человека с опущенными руками? Это хорошо, что вы видите свои ошибки и неудачи. Почему у тебя ничего не получилось? Что мешало? -Ребята, спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. |
-Что слова делятся на однозначные и многозначные -Мы выполняли задание, которое помогло нам открыть новое знание -В общении, чтобы точнее выражать свои мысли
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.