Урок русского языка в 3 классе по теме: «Мягкий знак на конце
существительных после шипящих»
Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на
конце имён существительных после шипящих с использованием активных
приемов(методов) обучения.
Задачи:
• Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после
шипящих;
• Учить планировать и оценивать свою работу
• Развивать память, мышление, внимание.
• Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, , умение слушать
мнение других и высказывать свою точку зрения;
• Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)
Ход урока.
1.
Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый
день прибавляет нам частицу мудрости»
- Как вы понимаете её?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно,
достаём эти знания и используем их.
- Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть
сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий,
сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание,
находчивость, ваши знания.
2. 2.Словарная работа на карточках. Работа в парах.
- 1группа собирает слова в лесу (медведь, малина, земляника, сорока, заяц, осин, береза)
- 2 группа собирает слова в школе (ученик, тетрадь, пенал, карандаш, портфель, ученица, ребята)
- 3 группа идет в магазин (молоко. яблоко, сахар, помидор,
огурец, пальто. платок)
Взаимопроверка.
3. Самоопределение к деятельности:
Карточка 2. Распределить слова на группы: друзья, ожерелье, лось, букварь. воробьиный, сильный, заячья, больной.
- в каждую группу дописать по два слова.
- Какую роль выполняет мягкий знак?
Работа по слайдам. Почему вопрос? Сформулируйте тему урока.
4.Работа по теме урока.
- учебник с.31, правило. Вывод
- учебник, с.31. упр.51,
Прочитайте еще раз правило, давайте сравним его с выводом,
который мы сделали. Совпадают они? (да)
Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это
орфограмма.
-А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания
мягкого знака в слове ночь. (дети работают в группах самостоятельно)
Составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..
(Проверяем и сравниваем)
5.Включение в систему знаний и повторение.
1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце
существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот
алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы
грамотно писать.)
-- А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем
самостоятельно.
- Задание -Итак, когда же на конце существительных после шипящих мягкий знак пишется,
а когда не пишется?с.32,упр.53
6.Физминутка
Мы задания выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
-Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется
приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш,
кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.
7. Работа с предложением.
- комментированное письмо: Ночь накинула черный плащ на старый парк.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?
Продолжите фразы:
-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…
9.Домашнее задание:с.31,правило выучить, у.52
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.