Рабочая программа объединения _Шахматный всеобуч_ Гатауллина Р.Р.
Оценка 4.6

Рабочая программа объединения _Шахматный всеобуч_ Гатауллина Р.Р.

Оценка 4.6
docx
25.08.2022
Рабочая программа объединения _Шахматный всеобуч_ Гатауллина Р.Р.
Рабочая программа объединения _Шахматный всеобуч_ Гатауллина Р.Р..docx

Управление образованием Ашинского
муниципального района Челябинской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
имени Ю.А. Гагарина» города Аши
Ашинского муниципального района Челябинской области
456011, Россия, Челябинская обл., Ашинский район,

 

 

 

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_____                                                                                                                                                                                                                                  «___»_____________г.

 

Согласовано

Зам.директора по УВР

_____Мосеева Н.Н.

«___»_____________г.

Утверждаю:                                                                           Директор МКОУ №СОШ№3»г. Аши                                                                      __________С.В. Горшков

«___»_____________г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

 

«Юный шахматист»

 

(общеинтеллектуальное направление)

 

 

 

 

 

 

 

Программа рассчитана на обучающихся  7 – 10  лет

Срок реализации программы – 4 года

Составитель: Гатауллина Р.Р.

 учитель начальных классов, первой квалификационная категория.

 

 

 

 

г. Аша

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Вид программы: модифицированая (составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина).

Актуальность.  В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности обучающихся 1 - 4 классов и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов.

Цель программы.

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

Обучающие:

- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Программа «Юный шахматист» полностью соответствует целям и задачам ФГОС и  ООП НОО, реализуемым в образовательном учреждении. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования.  

Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного...»  Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Изложенные аспекты реализуются в рамках базовых предметов (математика и информатика, русский язык, литературное чтение, экономика и логика, изобразительное искусство, технология, физкультура).

Шахматы многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.

 

Особенности реализации программы.

Формы организации

По количеству детей форма занятий групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей

1. Практическая игра.

3. Викторины, экскурсии, конференции.

5. Турниры и соревнования.

По дидактической цели – комбинированные формы занятий, а также – вводное, занятия по углублению знаний, практические занятия и занятие по обобщению знаний.

Режим проведения занятий

Расписание занятий составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки.

    Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения.

        Наполняемость групп (15-25 человек) осуществляется в зависимости от желания детей и по заявлению родителей.

Место проведения занятий

Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой в специально оборудованном кабинете.

Оснащенность кабинета: наборы деревянных шахмат с доской – 14 комплектов, магнитная шахматная доска с набором фигур – 1 штука, электронные обучающие программы – 4 штуки, ноутбук, проектор, специальные часы – 4 штуки, набор больших (напольных) шахмат – 1 штука.

Виды деятельности

1.     Игровая деятельность

2.     Познавательная деятельность

3.     Проблемно-ценностное отношение

4.     Досугово-развлекательная

5.     Спортивно-оздоровительная

Количество часов и их место в учебном плане

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.

Общее количество часов:  270 часов.

1-й год:  2 часа в неделю по 35 минут  (всего 66 часов)

2-й год:  2 часа в неделю по 40 минут (всего 68 часов)

3-й год: 2 часа в неделю по 40 минут (всего 68 часов)

4-й год: 2 часа в неделю по 40 минут (всего 68 часов)

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

 Воспитательные результаты

Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

-       об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;

-       о принятых в обществе нормах поведения и общения;

-       об основах здорового образа жизни;

-       об истории своей семьи и Отечества;

-       о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Формы достижения  результатов первого уровня: Результаты выполнения упражнений с заданиями, дидактические игры, беседы о здоровом образе жизни.

Формы контроля результатов первого уровня:

·        Итоговый мониторинг результатов (тесты).

·        Наблюдение за учащимися во время  игр и упражнений.

Результаты второго уровня (получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества):

-       развитие ценностного  отношения обучающихся к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру;

-       получение первоначального опыта самореализации.

Формы достижения результатов второго уровня: участие в турнирах на школьном уровне.

Формы контроля результатов второго уровня:

·        Шахматные этюды, инсценировки

·        Шахматный турнир в школе.

Результаты третьего уровня (получение опыта самостоятельного общественного действия):

-       приобретение опыта исследовательской деятельности;

-       участие в викторинах;

-       опыт участия в соревнованиях;

Формы достижения  результатов третьего уровня:

·        исследовательские работы по истории шахмат, о творчестве выдающихся шахматистов;

·        кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины

·        участие в турнирах среди любителей шахмат вне ОУ.

Формы контроля результатов третьего уровня:

·        Участие в шахматных турнирах вне ОУ.

 Личностные  результаты

·        Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·        В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

·        установка на здоровый образ жизни;

·        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты выражаются в сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Регулятивные:

         планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

         учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

         осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

         адекватно воспринимать оценку учителя;

         различать способ и результат действия;

         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Коммуникативные:

         учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

         формулировать собственное мнение и позицию;

         договариваться и приходить к общему решению в игре, в  том числе в ситуации столкновения интересов;

         строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

         задавать вопросы, уметь слушать другого;

         контролировать действия партнера;

         использовать речь для регуляции своего действия;

Предметные (на конец освоения курса):

Обучающиеся научатся:

  • правильно разыгрывать дебют;
  • грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
  • проводить элементарно анализ позиции;
  • составлять простейший план игры;
  • находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
  • пользоваться шахматными часами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

·        играть по правилам шахматную партию от начала до конца;

·        участвовать в шахматных турнирах различного уровня.

 

 

Формы учета знаний, умений образовательного процесса

                  На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

         Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

         При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

         На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

         Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке.

 

Контроль и методы контроля

Методами контроля в процессе обучения по программе «Юный шахматист» являются:

·        игра в парах с начальной позиции;

·        турниры, в том числе тематические (например, турнир на тему «Мат одному королю», «Испанская патия» и т. Д.);

·        сеансы одновременной игры (в том числе и тематические);

·        конкурсы решения простейших шахматных задач (мат в 1 ход);

·        конкурсы решения задач (в том числе тематические) с целью закрепления навыков применения изученного тактического приема;

·        конкурсы решения комбинаций;

·        шахматный турнир различного уровня;

·        шахматный брейн-ринг.

Метод двух капитанов

   Класс разбивается на две команды: команда белого короля (ряд А,В,С) и команда черного короля (ряд D,E,F).  Выбираются капитаны команд. Обязанности капитанов команд: капитаны делают 1,5,10 и т.д. ходы.  Капитаны ведут свои «шахматные корабли», т.е. они прокладывают курс, дают общие команды своим подчиненным.  Например, ход пешкой, ладьей, конем, слоном, ферзем, королем.  Куда именно и какой из названных фигур делать ход, если их больше чем одна, определяет сам вызванный капитаном ученик.  Капитан дает оценку хода, учитель утверждает оценку и в виде + или - заносит в ячейку ученика. За нарушение дисциплины капитаны ставят х своим  (матросам). Результаты подсчитываются за пять минут до конца урока в виде суммы очков за взятые фигуры или мата королю, если успели поставить мат.  В индивидуальных клеточках ставится либо оценка, либо результирующий  + или – различной степени жирности.

Метод Брейн-ринг

Вопросы для команд:

1.Сколько полей в больших диагоналях?

2. Какая шахматная дорожка тянется слева на право?

3. Бывают ли черно- белые диагонали?

5. Сколько полей в центре?

6.Какая фигура выше: ферзь или король?

7.Стоят ли в начальном положении фигуры в центре?

8. На поле какого цвета стоит черный ферзь?

9. Какие фигуры стоят в углах доски?

10. Если диагонали, на которых стоит одна фигура?

3. Какие фигуры спрятались в словах?

 Коньки, заслонка, спешка, оладьи.

Конкурс «Волшебный мешочек»

В непрозрачном мешочке спрятаны шахматные фигурки, на ощупь надо определить, какая из фигур спрятана. По очереди.

Блиц – турнир для капитанов

1. - Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?

- Какой шахматной фигуре можно объявить шах?

- Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?

- Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат?

2) - Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?

-Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?

- Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? - Может ли ладья пойти с белого поля на белое?

Тест (За каждый верный ответ – 1 балл)

1.     Одинокому королю мат не ставится:

А) Ферзем. Б) Ладьей. В) Слоном. Г) Слоном и конем.

2. Какие два правила неразлучны в простейшем эндшпиле?

А) Квадрата и треугольника. Б) Оппозиции и ключевого поля. В) Оппозиции и квадрата. Г) Ключевого поля и квадрата.

         3. Достаточной компенсацией за качество считается

А) Фигура. Б) Пешка. В) Две пешки. Г) Три пешки.

         4. Линейный мат ставится:

А) Двумя конями. Б) Двумя слонами. В) Двумя ладьями. Г) Слоном и конем.

         5. Нападение на короля – это…

А) Конец игры. Б) Шах. В) Снятие короля с доски. Г) Ничья.

         6. Линейный удар – это…

А) Удар линейкой. Б) Тактический прием. В) Контратака по вертикали. В) Освобождение линии.

         7. Шах – это…

А) Всемогущий ферзь. Б) Контрудар на фланге. В) Нападение на короля.

Г) Проигрыш партии.

         8. Какой метод защиты при шахе невозможен?

А) Отход. Б) Перекрытие. В) Контратака. Г) Уничтожение.

         9. Пат – это…

А) Ход короля. Б) Ничья. В) Выигрыш. Г) Проигрыш.

         10. Выберите возможные методы защиты при шахе пешкой.

А) Связка и перекрытие. Б) Отход и уничтожение. В) Перекрытие и уничтожение. Г) Контратака и защита.

         11. Какое правило работает в простейшем эндшпиле?

А) Правило ключевого поля. Б) Правило длинной стороны. В) Правило рокировки. Г) Правило взятия на проходе.

        

 

Формы подведения итогов

·        Итоговый мониторинг результатов (тесты).

·        Наблюдение за учащимися во время  игр и упражнений.

·        Шахматные этюды, инсценировки.

·        Шахматный турнир в школе.

·        Участие в шахматных турнирах вне ОУ.

Тематическое планирование

1 год обучения 

 

 

Название темы

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Шахматная доска

 

8

2

6

2.

Шахматные фигуры

18

4

14

3.

Начальная расстановка фигур

8

2

6

4.

Ходы и взятие фигур

16

6

10

5.

Цель шахматной партии

10

2

8

6.

Игра всеми фигурами из начального положения

6

 

 

0

6

 

 

 

Итого

66

16

50

 

2 год обучения 

 

 

Название темы

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Краткая история шахмат

12

8

4

2.

Шахматная нотация

16

2

14

3.

Ценность шахматных фигур

20

4

16

4.

Техника матования одинокого короля

12

0

12

5.

Достижение мата без жертвы материала.

8

0

8

 

Итого

68

14

54

 

3 год обучения

 

 

Название темы

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

6

2

4

2.

Основы дебюта

18

4

14

3.

Основы миттельшпиля.

20

4

16

4.

Основы эндшпиля.

24

4

20

 

Итого

68

14

54

 

4 год обучения

 

 

Название темы

Общее

количество часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Шахматная партия

16

6

10

2.

Анализ и оценка позиции

16

6

10

3.

Шахматная комбинация

36

14

22

 

Итого

68

26

42

 

Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения 

1. Шахматная доска.  

    Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Дидактические игры и игровые задания.     «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.) «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

2. Шахматные фигуры.

    Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

Дидактические игры и игровые задания. «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

    «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

    «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).

    «Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

    «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

    «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

3. Начальная расстановка фигур.         

    Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и игровые задания. «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

    «Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

    «Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса)

    Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические игры и игровые задания.  «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают «работать» на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

    «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски,

не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

    «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

    «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

    «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

    «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

    «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

    «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

    «Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

    Примечание. Все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. Цель шахматной партии.                              

     Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и игровые задания. «Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    «Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

    «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

    «Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

    «Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один ход.

    «Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны определить: можно рокировать или нет.

6. Игра всеми фигурами из начального положения.    

    Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.

Дидактические игры и игровые задания. «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.

 

2 год обучения

1. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

2. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания. «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)

    «Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.

    «Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).

    «Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).

    «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

    «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.

    «Диагональ». Дети должны назвать поля, составляющие диагональ (например, е1-h4).

3. Ценность шахматных фигур.

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Дидактические игры и игровые задания. «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

    «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

    «Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

    «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. Техника матования одинокого короля.

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые  задания.  «Шах или мат». Шах или мат черному королю?

    «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

    «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

    «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

    «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.

    «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания. «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

    «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

 

3 год обучения

1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.

Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух- и трехходовые партии.

2. Основы дебюта.

Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте:

1.      Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов».

2.      Борьба за центр.

3.      Безопасная позиция короля. Значение рокировки.    

4.      Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.

Классификация дебютов.

Дидактические задания. «Мат в один ход». «Поставь мат в один ход нерокированному королю». «Поставь детский мат». Белые или черные начинают и дают мат в один ход.

     «Поймай ладью». «Поймай ферзя». Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

     «Защита от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).

     «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

     «Поставь мат «повторюшке» в один ход». Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.

     «Мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

     «Выигрыш материала». «Накажи пешкоеда». Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

     «Можно ли побить пешку?». Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

     «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

     «Можно ли сделать рокировку?». Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

     «Чем бить фигуру?». Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

     «Сдвой противнику пешки». Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

3. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.

Дидактические задания. «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

     «Мат в три хода». Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.

4. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания. «Мат в два хода». Белые начинают и дают мат в два хода.

     «Мат в три хода». Белые начинают и дают мат в три хода.

     «Выигрыш фигуры». Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

     «Квадрат». Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

     «Проведи пешку в ферзи». Требуется провести пешку в ферзи.

     «Выигрыш или ничья?». Нужно определить, выиграно ли данное положение.

     «Куда отступить королем?». Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

     «Путь к ничьей». Точной игрой нужно добиться ничьей.

 

4 год обучения

1. Шахматная партия.

О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

2. Анализ и оценка позиции.

Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

Дидактические игры и игровые задания. «Самый слабый пункт». Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

    «Вижу цель!». Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.

3. Шахматная комбинация.

Пути поиска комбинации. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Матовые комбинации на мат в три хода. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др..

Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).

Дидактические игры и игровые задания. «Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

    «Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

    «Выигрыш материала». Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.

Используемая литература

1.      Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.

2.      Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.

3.       Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.

4.      Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.

5.      Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2012.

6.      Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 2012.

7.      Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 2012;

8.      Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;

9.      Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение. 2012.

10.    Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.

11.    Сухин И. Шахматы, второй  год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.

12.    Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.

13.    Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.

14.    Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.

15.    Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.

16.    Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.

17.    Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.

Диафильмы:

1.      Сухин И. Приключения в шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. / М., Диафильм, 1990;

2.      Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. / М., Диафильм, 1992;

3.      Сухин И. Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат (литературный сценарий диафильма).

Интернет-источники

1. http: //chess86.ru/

2. http: //chess555narod.ru/2uch.htm/

3. http: //suhin.narod.ru/

4.  http: //myplacity.ru/

Электронные пособия

2.     Программный комплекс «Шахматы в школе» («Динозавры учат шахматам»)

3.     Учебный курс «Шахматы: простые взятия»

4.     Учебный курс «Шахматные комбинации для IV разряда»

5.     Обучающая программа «Шахматная школа для IVII разрядов»


 

Управление образованием Ашинского муниципального района

Управление образованием Ашинского муниципального района

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

Развивающие: - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Развивающие: - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

Изложенные аспекты реализуются в рамках базовых предметов (математика и информатика, русский язык, литературное чтение, экономика и логика, изобразительное искусство, технология, физкультура)

Изложенные аспекты реализуются в рамках базовых предметов (математика и информатика, русский язык, литературное чтение, экономика и логика, изобразительное искусство, технология, физкультура)

Наполняемость групп (15-25 человек) осуществляется в зависимости от желания детей и по заявлению родителей

Наполняемость групп (15-25 человек) осуществляется в зависимости от желания детей и по заявлению родителей

Отечества; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Отечества; - о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

ОУ. Формы контроля результатов третьего уровня : ·

ОУ. Формы контроля результатов третьего уровня : ·

Освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

Освоить новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования)

Формы учета знаний, умений образовательного процесса

Формы учета знаний, умений образовательного процесса

Контроль и методы контроля Методами контроля в процессе обучения по программе «Юный шахматист» являются: · игра в парах с начальной позиции; · турниры, в том…

Контроль и методы контроля Методами контроля в процессе обучения по программе «Юный шахматист» являются: · игра в парах с начальной позиции; · турниры, в том…

Вопросы для команд: 1.Сколько полей в больших диагоналях? 2

Вопросы для команд: 1.Сколько полей в больших диагоналях? 2

А) Квадрата и треугольника. Б)

А) Квадрата и треугольника. Б)

Шахматный турнир в школе. ·

Шахматный турнир в школе. ·

Название темы Общее количество часов

Название темы Общее количество часов

Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура

Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура

Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса)

Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса)

Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя

Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле

Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле

На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей

На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей

Дидактические задания . «Мат в один ход»

Дидактические задания . «Мат в один ход»

Двойной удар. Открытое нападение

Двойной удар. Открытое нападение

Шахматная партия. О трех стадиях шахматной партии

Шахматная партия. О трех стадиях шахматной партии

Используемая литература 1.

Используемая литература 1.

Сухин И. Волшебные шахматные фигуры

Сухин И. Волшебные шахматные фигуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022