Тема: «Сложные предложения с различными видами связи»
Цели:
· актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
· формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Задачи урока:
· систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
· выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
· исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Оборудование: мультимедиапроектор
Ход урока.
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Учитель: Как вы думаете, ребята, с чего мы должны начать сегодняшний урок? (С улыбки) . Да, конечно же, с улыбки . В большинстве случаев знакомство начинается с улыбки.
Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хочешь добиться успеха? Улыбайся.
2. Определение темы урока. Целеполагание.
Эпиграфом к уроку мы возьмём слова из пословицы:
Мир освещается солнцем, а человек - знанием! (Пословица) На доске записано
-как вы понимаете слова пословицы?
-для чего нужны знания?
(Ответы обучающихся)
(Ответы обучающихся)
Каждому человеку
хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям
нелегок, он требует упорства, настойчивости. И всякий труд бывает
вознагражден.
Учитель: «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием, непобедим», - М. Горький
3. Мотивация учебной деятельности.
- Прочитайте предложение. Определите шаги, которые приведут вас цели.
Знание выше простой информации
а мудрость - это больше, чем знание;
стать мудрым можно лишь тогда когда овладеешь
информацией, суммой знаний и опытом. Мудрый человек, обладая знаниями и
подкрепив их опытом, становится по-настоящему УСПЕШНЫМ!
- О чем вы узнали?
- Какие шаги могут привести к успеху?
(Вот эти шаги к успешности:
ü информация
ü знания
ü опыт
ü мудрость
ü и как результат – успешность!)
- Что вы, ребята, заметили: в тексте есть пунктуационные ошибки, давайте мы их исправим.
- А теперь, скажите, пожалуйста, перед вами какие по строению предложения? (СП с разным видами связи) Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
- Итак, какая тема сегодняшнего урока? («Постановка знаков препинания в сложных предложения с разными видами связи»)
- Какие цели сегодня мы ставим перед собой?
-Цели урока:
1)Закрепить знания обучающихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложного предложения.
2. Закрепить навык правильного нахождения грамматической основы предложения.
3. Отработать навыка постановки знаков препинания в сложном предложении.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению русского языка через формирование эмоционально-чувственной сферы личности.
Развивающие:
1.Формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Фронтальный опрос по теории сложного предложения.
- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте проверим наши знания .
- Какие предложения называются “ сложными”?
- На какие 2 группы делятся сложные предложения?
- Какая связь может быть в предложениях с разными видами связи?
1) СОЧИНЕНИЕ И ПОДЧИНЕНИЕ.
2) СОЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ.
3) ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ.
4) СОЧИНЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ И БЕССОЮЗНАЯ СВЯЗЬ.
- Что необходимо для того, чтобы понять смысл таких предложений?
- Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях с разными видами связи, когда рядом стоят сочинительный и подчинительный или два подчинительных союза.
2. Проверяем знания.
Задание. Расставить знаки препинания.
Ей не зря говорят (1) что (2) когда (3) она играет на скрипке (4) люди готовы слушать часами.
Ответ: 1,2,3,4
Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.
Ответ:1,2,3,4
Он сказал (1) что (2) если он будет болен (3) то не придет.
Ответ: 1,3
3.Лингвистическая разминка.
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.
Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда
4. Заполните таблицу (2, 3 колонки пустые, знаки препинания не расставлены)
Предложение |
Виды связи |
Схемы |
Нужно делать то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества. |
сочинение и подчинение |
[ ], (что …), и [ ].
|
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа… |
сочинение и бессоюзная связь |
[ ], [ ], и [ ].
|
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба. |
подчинение и бессоюзная связь |
[ ] : [ ], (когда …).
|
Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе и восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль. |
сочинение, подчинение и бессоюзная связь |
[ ], (что …):[ ], а [ ].
|
5)Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
· Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
· Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
· Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
6) Решение вариантов задания 5 ОГЭ.
1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».
4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Ответы:
1). 1
2). 4
3). 1
4). 3
5). 6
2. Схематический диктант
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Ты понял жизни цель:
для жизни ты живешь.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Любишь кататься – люби и саночки возить (условие)
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Ответ: Проверка ( фронтально)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ССП |
СПП |
СПП |
БСП |
БСП |
БСП |
БСП |
ССП |
Рефлексия
Работа с оценочными листами учащихся. Выставление оценок в оценочный лист.
- Достигнуты ли цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Какие предложения называются СП с разными видами связи?
- Кто уверенно может сказать, что тему понял и не испытывает никаких сложностей при постановке знаков препинания в предложениях с разными видами связи?
- Есть, кто затрудняется при постановке знаков препинания в предложениях с разными видами связи?
- Молодцы, ребята, вы сегодня на уроке работали активно, в своих рабочих листах ставьте оценку.
И в завершении урока мне бы хотелось рассказать вам одну притчу.
Жила – была на свете большая семья. В этой семье было больше 100
человек. И была эта семья не простая, а особенная. Ни ссор, ни ругани, ни
драк, ни раздоров в этой семье не было. Дошел слух об этой прекрасной
семье до самого царя тридевятого царства. И решил он проверить, правду ли
говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и
порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился царь и решил узнать, как у этой семьи, получается, так
дружно жить. Пришел он к самому старшему и пожилому члену семьи.
«Расскажите», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда
написал, протянул царю. Всего 3 слова были написаны на бумаге:
«ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ», но написаны они были до конца
всего листа.
- И все?- удивился царь
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . – И
подумав, добавил: «И мира тоже».
- О чем этот текст? (о семье)
- Для вас семья – это что?
- Значит, поэтому 2024 год президентом РФ В.В. Путиным объявлен ГОДОМ СЕМЬИ. Семья – это самое главное, что нужно и должно быть у человека.
- Как вы думаете, какие же слова написал старейшина на бумаге, что составляет основу счастливой семьи?
- ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. Эти понятия самые основные для каждой семьи. Я знаю, что вы все любите, цените и уважаете своих родителей. Значит, не только нужно быть образованным человеком, но еще любить и уважать своих родителей, свою семью. Когда говорим семья, сразу вы о ком подумали?
- Конечно, это мама, самый близкий и любимый человек в нашей жизни. Материнскую любовь ничто не может заменить. И ваше домашнее задание, ребята, как раз будет связано с этой темой.
Домашнее задание
1)Перед вами текст. Дома нужно прочитать текст, понять, что такое «материнская любовь», подобрать 1 аргумент из прочитанного текста и 2 аргумент из художественной литературы.
2) вариант 20 – тестовая часть
3) Упр.316 (п.)
Приложение
Ф.И._____________________________________________________________________
Дата: __________________________________________________________
Тема:___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лингвистическая разминка.
Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.
Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:
а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда
_
1. Заполните таблицу
Предложение |
Виды связи |
Схемы |
Нужно делать то что делаешь и тогда труд возвышается до творчества. |
|
|
Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа… |
|
|
Борьба есть условие жизни жизнь умирает когда кончается борьба. |
|
|
Не изобразить словом то что чувствовал я тогда было на душе и восторженно и жутко а потом всё слилось в счастливую мысль. |
|
|
2. Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы
· Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
· Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
· Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Решение задания ОГЭ.
1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) И вдруг… Волк присел на хвост, потер глаза: неужели правда? (2) Под елкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (3) Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему невесть что показывают. «(4) Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (5) Дай-ка и я погляжу».
4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Задание |
№ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.