Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе
по теме
«Имя существительное»
Автор: Баранова Г. А.,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
Тема: Имя существительное.
Цели:
образовательные:
развивающие:
воспитывающие:
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организацион ный момент |
Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
2. |
Мотивация. Актуализация опорных знаний |
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. - Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что является основной единицей морфологии? - На какие две группы делятся все части речи? - Чем различаются сам-е и служ-е части речи?
|
Отвечают на вопросы учителя
морфологию слово как часть речи
сам-е и служ-е. |
3. |
Определение темы урока. Целеполагание. |
· Прочитайте слова, записанные на доске. Экспедиция, цель, скучный, позиция, роль. · Какое слово лишнее? Почему? (скучный - прилагательное, а все остальные существительные) · Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас скучать не придётся. · Сформулируйте тему урока. (Имя существительное) · Я предлагаю вам отправиться в лингвистическую экспедицию. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут путеводители, в которых вы будете работать. · Что такое экспедиция? (поездка, поход группы лиц с каким-либо заданием) Слово экспедиция словарное. Написание каких гласных корня вызывает затруднение? Подчеркните их. В этом слове есть ещё одна орфограмма. Какая? Почему здесь пишется и? В словах на –ция после ц пишется и. · Каждая экспедиция имеет цель. Какова цель нашей экспедиции? (повторить морфологические признаки имен существительных и закрепить орфографические навыки) · Какова будет ваша роль в экспедиции? · Итак, вы сегодня будете исследователями, а я – вашим руководителем. Ребята, не забывайте, путь у нас будет нелёгкий. Вы должны проявить свои лучшие способности, находчивость, творчество, сплоченность. Это и будет ваша роль. Во время экспедиции вы не должны бояться высказываться, выражать свою точку зрения, делиться своими знаниями. Это будет ваша позиция. · Выберем девиз экспедиции. Девизом будет то предложение, в котором больше существительных. − Друзья познаются в беде. − Дерево держится корнями, а человек друзьями. − Верный друг лучше сотни слуг. Выучим девиз. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
4. |
Организовывает вывод темы и целеполагание. - Предположите, какая тема урока у нас сегодня.
- Запишите тему в тетрадь. - Знакома ли вам эта тема? - Попробуйте, сформулировать цели нашего урока
|
Высказывают свои предположения. Имя существительное как часть речи
Записывают тему. …знакома Формулируют цели урока. 1. Обобщить и расширить знания об имени сущ-м, его грамм. признаках 2. Отработать умения определять и. сущ., его грамм. признаки. |
|
5.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
· Отправляясь в лингвистическую экспедицию, вспомним морфологические признаки существительного. Выберите те, которые не относятся к существительному (спряжение, время, лицо) Открываю компас · Эти знания будут компасом нашего пути. · Ну что ж, я вижу, вы готовы. Итак, в путь. Много опасностей подстерегает нас на пути. Надо быть очень внимательными и осторожными. Не успели мы вздохнуть – Ждёт нас первое задание, Нам помогут наши знания.
· Чтобы их открыть, мы должны выполнить задание: распределить слова 1 вар.) существительные, которые употребляются только в единственном числе, 2 вар.) существительные, которые употребляются только во множественном числе МОЛОДЁЖЬ, ГРАБЛИ, ЧЕРНИЛА, КОФЕ, ДЕТСТВО, ВОРОТА, человек, МОЛОКО, ОЧКИ. Задание для эрудитов: дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита) Проверить по образцу (по 1 чел. – каждый столбик). Какое существительное не выписали, почему? Оцените свою работу на этом этапе: если нет ошибок – «+», есть ошибки – «- «. · Итак, какой морфологический признак повторили? Число · Мы открыли ворота и продолжаем путь дальше. · Наша экспедиция проходит через исторический город. Мы с вами должны знать и уважать свою историю. Его жители задают нам вопрос: - Что было бы, если бы у существительных не было склонения? (не смогли бы правильно написать падежное окончание существительного) · Горожане приглашают нас к себе в гости в старинную избу. По картине составьте 5 словосочетаний прил.+сущ., определите склонение существительных. · Какие словосочетания составили? |
|
6. |
Физкультминутка |
· Двигаемся дальше, и перед нами – ПОЛЯНА ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ
«Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие существительные отыскали? Приведите примеры.
Отправляясь дальше в путь Ты речовку не забудь. Чтобы время не терять, Будем дружно повторять
правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Если в окончании существительного пишется о, то мальчики повторяют и поднимают руки вверх, а если е – девочки. Быть храбрецом Гордецом Удальцом Ленивцем Упрямцем Стать молодцом Умельцем Продавцом Земледельцем Вдох глубокий, руки шире, Нет дружней нас в целом мире.
· Все вы молодцы, быстро вспомнили это правило. Садитесь. · Какова ваша позиция: быть храбрецом, гордецом, ленивцем, упрямцем – это хорошо или плохо? · Скажите, какие люди помогают в пути? (храбрецы, удальцы, молодцы) · А какие мешают? (ленивцы, гордецы) Среди нас таких нет.
|
Выполняют упражнения |
7.
|
Самостоятельная работа |
· Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде. Впереди у нас река, Широка и глубока. Чтобы реку перейти, Мостик быстро собери. Дети по одному прикрепляют таблички – восстановить последовательность морфологического разбора существительного. − Общее значение − Начальная форма − Собственное – нарицательное − Одушевлённое – неодушевлённое − Род − Склонение − Падеж − Число − Синтаксическая роль · Мы составили Алгоритм морфологического разбора существительного. · В заключение нашей экспедиции надо составить отчет. Выпишите из текста (девиза урока) 1 существительное и разберите морфологически. |
Работа у доски и в тетрадях. |
8. |
Рефлексия |
Ну вот, ребята, мы и дома!
· Ответьте на вопросы:
− Сегодня на уроке − Интересным было…. − Трудным было……
· Оцените свою работу на уроке, поставьте оценки |
Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы. Оценивают свои знания |
9. |
Домашнее задание |
Задаёт домашнее задание, комментирует. 1. Написать грамматическую сказку об имени существительном. 2. Составить викторину из 10 вопросов по теме: «Имя существительное» 3. Написать письмо имени существительному
|
Записывают д/з |
10. |
Подведение итогов |
Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. |
|
Ладошки прикрепляют по рядам.
· Что у нас получилось? Солнышко. Весь мир освещается солнцем, а человек – знанием. Солнце у нас разноцветное. Ведь у каждого из вас своя позиция.
· Спасибо за хорошую работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.