Конспект урока по русскому языку Повторение. Имя существительное" 6 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку Повторение. Имя существительное" 6 класс

Оценка 4.9
docx
17.02.2020
Конспект урока по русскому языку Повторение. Имя существительное" 6 класс
конспект урока 6 класса русский язык.docx

 

 

 

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе

по теме

 

«Имя существительное»

 

 

Автор: Баранова Г. А.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

2016 г.

Тема: Имя существительное.

Цели:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое  значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
  • совершенствовать навыки морфологического разбора;
  • повторить правила, связанные с правописанием существительных;

развивающие:

  • развитие памяти и  мышления (уметь выделять общие  и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
  • развитие умения аргументировать свои высказывания;
  • развитие умения грамотно выражать мысли в устной и письменной форме;
  • развитие умения работать в заданном темпе;

воспитывающие:

  • воспитание интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий);
  • воспитание положительного отношения к знаниям;
  • воспитание патриотизма, уважения к родному языку.

 

Тип урока: повторение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организацион

ный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

- Что является основной единицей  морфологии?

- На какие две группы делятся все части речи?

- Чем различаются сам-е и служ-е части речи?

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

морфологию

слово как часть речи

 

сам-е и служ-е.

3.

Определение темы урока.

Целеполагание.

·         Прочитайте слова, записанные на доске.

Экспедиция,   цель,    скучный,    позиция,    роль.

·        Какое слово лишнее? Почему? (скучный - прилагательное, а все остальные существительные)

·        Я надеюсь, что сегодня на уроке никому из вас скучать не придётся.

·        Сформулируйте тему урока. (Имя существительное)

·        Я предлагаю вам отправиться в лингвистическую экспедицию.

Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут  путеводители, в которых вы будете работать.

·        Что такое экспедиция? (поездка, поход группы  лиц с каким-либо заданием)

Слово  экспедиция словарное. Написание каких гласных корня вызывает затруднение? Подчеркните их. В этом слове есть ещё одна орфограмма. Какая? Почему здесь пишется и? В словах на –ция после ц пишется и.                                                                                                                 

·        Каждая экспедиция имеет цель. Какова цель нашей экспедиции? (повторить морфологические признаки имен существительных и закрепить орфографические навыки)

·        Какова будет  ваша роль в экспедиции?

·        Итак, вы сегодня будете исследователями, а я – вашим руководителем. Ребята, не забывайте, путь у нас будет нелёгкий. Вы должны проявить свои лучшие способности, находчивость, творчество, сплоченность. Это и будет ваша роль.  Во время экспедиции  вы не должны бояться высказываться, выражать свою точку зрения, делиться своими знаниями. Это будет ваша позиция.

·        Выберем девиз экспедиции. Девизом будет то предложение, в котором больше существительных.

      Друзья познаются в беде.

      Дерево держится корнями, а человек друзьями.

      Верный друг лучше сотни слуг.

Выучим девиз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

4.

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

- Предположите, какая тема урока у нас сегодня.

 

- Запишите тему в тетрадь.

- Знакома ли вам эта тема?

- Попробуйте, сформулировать цели нашего урока

 

Высказывают свои предположения.

Имя существительное как часть речи

 

Записывают тему.

…знакома

Формулируют цели урока.

1.      Обобщить и расширить знания об имени сущ-м, его грамм. признаках

2.      Отработать умения определять и. сущ., его грамм. признаки.

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

 

·        Отправляясь в лингвистическую  экспедицию,  вспомним морфологические признаки существительного. Выберите те, которые не относятся к существительному (спряжение, время, лицо)

Открываю компас

·        Эти знания будут компасом нашего пути.

·        Ну что ж, я вижу, вы готовы. Итак, в путь. Много опасностей подстерегает нас на пути. Надо быть очень внимательными и осторожными.

Не успели мы вздохнуть –
Ворота преградили путь.

Ждёт нас первое задание,

Нам помогут наши знания.

  

·        Чтобы их открыть, мы должны выполнить  задание: распределить слова

 1 вар.)  существительные, которые употребляются только в единственном числе,

 2 вар.)  существительные, которые употребляются только во множественном числе

МОЛОДЁЖЬ, ГРАБЛИ, ЧЕРНИЛА, КОФЕ, ДЕТСТВО, ВОРОТА, человек, МОЛОКО, ОЧКИ.

Задание для эрудитов: дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита)

Проверить по образцу (по 1 чел. – каждый столбик). Какое существительное не выписали, почему? Оцените свою работу на этом этапе: если нет ошибок – «+», есть ошибки –  «- «.

·        Итак, какой морфологический признак повторили?   Число

·        Мы открыли ворота и продолжаем путь  дальше.

·        Наша экспедиция проходит через исторический город. Мы с вами должны знать и уважать свою историю. Его жители задают нам вопрос:

- Что было бы, если бы у существительных не было склонения? (не смогли бы правильно написать падежное окончание существительного)

·        Горожане приглашают нас к себе в гости в старинную избу. По картине составьте 5 словосочетаний  прил.+сущ., определите склонение существительных.

·        Какие словосочетания составили?

 

6.

Физкультминутка

·        Двигаемся дальше, и перед нами – ПОЛЯНА ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ

 

 

«Бинокль»

Представьте, что нам необходимо отыскать существительные (встают). Возьмите в руки бинокли (делают из кистей рук и прикладывают к глазам). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Какие  существительные отыскали? Приведите примеры.

 

Отправляясь дальше в путь

Ты речовку не забудь.

Чтобы время не терять,

Будем дружно повторять

 

     правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Если в окончании существительного пишется о, то мальчики повторяют и поднимают руки вверх, а если е – девочки.

Быть храбрецом

Гордецом

Удальцом

Ленивцем

Упрямцем

Стать молодцом

Умельцем

Продавцом

Земледельцем

Вдох глубокий, руки шире,

Нет дружней нас в целом мире.

 

·        Все вы молодцы, быстро вспомнили это правило. Садитесь.

·        Какова ваша позиция: быть храбрецом, гордецом, ленивцем, упрямцем – это хорошо или плохо?

·        Скажите, какие люди помогают в пути? (храбрецы, удальцы, молодцы)

·         А какие мешают? (ленивцы, гордецы)

Среди нас таких нет.

 

Выполняют упражнения

7.

 

 

Самостоятельная работа

·        Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде.

Впереди у нас река,

Широка и глубока.

Чтобы реку перейти,

Мостик быстро собери.

Дети по одному прикрепляют таблички – восстановить последовательность морфологического разбора существительного.

      Общее значение

      Начальная форма

      Собственное – нарицательное

      Одушевлённое – неодушевлённое

      Род

      Склонение

      Падеж

      Число

      Синтаксическая роль

·     Мы составили Алгоритм морфологического разбора существительного.

·     В заключение нашей экспедиции надо составить отчет. Выпишите из текста (девиза урока) 1 существительное и разберите морфологически.

 

 

 

Работа у доски и в тетрадях.

 

8.

 

Рефлексия

Ну вот, ребята, мы и дома!
Здесь всё родное, всё знакомо!
Потрудились сегодня на славу,
Оценками все порадуем маму.
Мы сделаем вывод, ребята, сейчас:
Где трудно одному – поможет весь класс!
И правил, конечно, не знать – это грех.
Когда знаешь всё – точно будет успех!

 

·          Ответьте на вопросы:

 

      Сегодня на уроке

      Интересным было….

      Трудным было……

 

·             Оцените свою работу на уроке, поставьте оценки

Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы.

Оценивают свои знания

9.

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание, комментирует.

1. Написать грамматическую сказку об имени существительном.

2. Составить викторину из 10 вопросов по теме: «Имя существительное»

3. Написать письмо имени существительному

 

 

 

Записывают д/з

10.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.

 

 

 

Ладошки прикрепляют по рядам.

·        Что у нас получилось? Солнышко. Весь мир освещается солнцем, а человек – знанием. Солнце у нас  разноцветное. Ведь у  каждого из вас своя позиция.

·        Спасибо за хорошую работу!




 

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное»

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное»

Тема: Имя существительное.

Тема: Имя существительное.

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся 1

Что такое экспедиция? (поездка, поход группы лиц с каким-либо заданием)

Что такое экспедиция? (поездка, поход группы лиц с каким-либо заданием)

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения

МОЛОКО, ОЧКИ. Задание для эрудитов : дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита)

МОЛОКО, ОЧКИ. Задание для эрудитов : дополнить каждый столбик своими существительными (дополнительно получают бонус эрудита)

Отправляясь дальше в путь Ты речовку не забудь

Отправляясь дальше в путь Ты речовку не забудь

Самостоятельная работа Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде

Самостоятельная работа Итак, у каждого свое мнение, своя позиция, но объединяет их то, что друзья всегда познаются в беде

Рефлексия Ну вот, ребята, мы и дома!

Рефлексия Ну вот, ребята, мы и дома!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020