Конспект урока по русскому языку "Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных" 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных" 3 класс

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
10.09.2021
Конспект урока по русскому языку "Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных" 3 класс
Конспект урока по русскому языку.doc

Технологическая карта урока

Программа: «Дидактическая система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В Давыдова»

Тема урока: Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Создать условия для усвоения правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Содержание обучения: Представление содержание и объем

Задачи урока:

            1.  Организация работы класса

            2.  Словарная работа.

                                  2.1. Актуализация имеющегося опыта (составление словосочетаний).

 2.2 Актуализация имеющегося дефицита опыта (исправление ошибок в словосочетаниях).

                                  2.3Формулирование цели, предлагаемой ученикам для принятия ее.

                                  2.4 Предъявление плана достижения данной цели.

           3. Работа по теме.

           4. Физминутка

5.       Первичная проверка знаний

6.       Организация рефлексии

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

 

Этап урока

Задача урока

Методический прием

Используемые УУД

Деятельность учителя

Действия ученика

Форма работы/выполнения действий

I

1

- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке.

 

Личностные: формирование интереса (мотивации) к

 

учению.

II

2

Словарная работа.

1. Игра «Прятки».

а) – По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму.

(На интерактивной доске появляется задание).

Прекрасная, солнечная, морозная … .

Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный ….

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые … .

Свежая, русская, интересная, ежедневная … .

Новое, меховое, дорогое, тёплое … .

 

б) – В каждом записанном слове спряталось ещё слово? Выделите его овалом.

 

в) – Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя по какому-либо признаку. (Род, количество слогов, склонение – склоняемые/несклоняемые и др.)

– Что у вас получилось?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

погода

пирог

облака

газета

пальто

 

 

 

 

– Что у вас получилось? (Ученики называют признак и записывают столбики слов).

Ед. ч.          Мн. ч.       М. р.       Ж. р.          Ср. р.

погода      облака     пирог      погода       облако

пирог                                         газета       пальто

газета

пальто

фронтальная

Регулятивные: оценка результатов работы, корректировка письма

 

2.1

Составление словосочетаний ___________________метро, _____________________шампунь,

__________________________________кофе.

 

 

новое метро

детский шампунь

вкусный кофе

фронтальная

Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем. что неизвестно

2.2

Ученикам предлагается прочитать словосочетания.

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, горячое молоко, старой дуб, красная пальто, спелае яблоко, холоднай дождь, внимательной ученик.

Ученики исправляют ощибки.

фронтальная

2.3

- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна?

- С помощью изучения этой темы мы пополним словарный запас, научимся правильно писать окончания имен прилагательных.

Фронтальная

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать

2.4

Формулировка цели

- Мы сегодня должны научиться: правильно писать безударные падежные окончания имен  прилагательных.

фронтальная

Принятие цели

2.5

Предъявление плана

фронтальная

Принятие промежуточных целей

3

Работа в учебнике.

Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания прилогательных?

а) Коллективное составление алгоритма.

Учитель записывает «шаги» на доске.

Сначала записывается начальные слова алгоритма, а затем ученики самостоятельно его заканчивают.

После работы алгоритм выводится на слайде.

 

б) – Какое правило написания безударных окончаний существительных вы знаете?

 

– Какие слова будут помощниками для безударных окончаний прилагательных?

Почему?

 

в) Выведение общей закономерности написания безударных окончаний прилагательных и существительных.

 

 

Упр. 216 Выполняется по образцу на доске. После объяснения мной образца, по цепочки ученики выходят к доске.

– Объясните, что означает эта схема. (Отвечают с места).

 

– Измените словосочетания, запишите их в родительном падеже:

 

Упр. 218 – развивается умение писать безударные падежные окончания имён прилагательных в тексте, графически обозначать орфограмму.

 

 

 

-Нужно подобрать слово-помощник, чтобы окончание оказалось под ударением.

 

-Вопросы.

- В них окончания всегда под ударением.

 

-Буквы безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных проверяются словами-помощниками с ударными окончаниями.

 

– В имени прилагательном настоящим есть безударный гласный в окончании. Какой буквой мы его обозначим? Поставлю вопрос: летом (каким?) настоящим. В слове-вопросе ударное окончание -им, в прилагательном – безударное   -им. Обозначу орфограмму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хороший денёк, глубокое озеро.

– Выделите окончание. Пишите правильно вопрос в Р.п.: какого?

(Хорошего денька, глубокого озера).

 

 

 

-В имени прилагательном темно-синяя есть безударный гласный в окончании. Какой буквой мы его обозначим? Поставлю вопрос: тень (какая?) темно-синяя. В слове-вопросе ударное окончание -ая, в прилагательном – безударное   -яя. Обозначу орфограмму.

(После выполнения упражнения устно проверяем).

 

фронтальная

Познавательные: поиск и выделение информации

 

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

4

Физминутка

 Бабочка-красавица Всем нам очень нравится!

 Раз – росинкою умылась,

 2 – к цветочку наклонилась,

 3 – почистила сапожки,

 4, 5 – махнула мошке,

 6 – лапками подрыгала,

 7 – быстренько попрыгала,

 8 – платьице расправила,

 9 – причёсочку поправила,

 10 – полетела.

 

 

 

 

5

Свободный диктант.

Упр. 227.

1. Подготовительная работа.

а) Чтение текста вслух. Беседа по содержанию.

– Каким чувством пронизан текст?

– Какова его главная мысль?

– Кто его автор? Что вы о нём знаете? О чём он рассказывает в тексте?

 

 

– Как можно озаглавить текст?

 

б) Чтение 1-го абзаца.

– О чём этот абзац?

– Какие краски преобладают в этих описаниях? С чем это связано?

Назовите имена прилагательные. Что они обозначают?

– Сколько в этой части предложений? Почему в 1-м предложении нет запятой, а во 2-м есть запятая? Перескажите эту часть.

в) Чтение 2-го абзаца.

– Назовите ключевые слова.

– О каких подводных чудесах здесь говорится?

– Как вы понимаете значение выражения грациозные блюдца?

– Какими словами переданы чувства автора в этом абзаце?

г) Чтение 3-го абзаца.

– Сколько предложений в этом абзаце?

– Каким вам представляется автор?

– Почему он переполнен счастьем? Какие слова усиливают проявление его чувства?

2. Орфографическая и пунктуационная работа планируется самими учениками.

– Сформулируйте задания, которые помогут избежать ошибок при письме.

3. Запись текста.

Я  читаю текст по абзацам, ученики по памяти его записывают.

4. Проверка. (Ученики меняются тетрадями и с опорой на учебник проверяют).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Счастье.

-Человек испытывает счастье от соприкосновения с природой, тонкого восприятия окружающего мира.

-О реке и её «чудесах» – растительном мире.

-На берегу реки. Красота мира природы. Жить – это прекрасно.

 

-О двух видах рек: в лесах и полях.

 

 

 

 

 

 

 

- Лилий.

- Тихо, любуюсь.

 

 

 

- Огромное, рассказать всем.

Индивидуальная в тетрадях

Работа в парах

Познавательные: поиск и выделение информации

III

6.

- Подведем итог: о чем мы сегодня говорили?

- Что мы сегодня повторили?

- Достигли ли нашей цели?

- ДЗ: упр. 222 стр.43.

- Об имени прилагательном и его безударных падежных окончаниях.

- Мы сегодня повторили имя прилагательное,  рода имени прилагательного, падежи.

-Да.

фронтальная

Личностные: Самоопределение. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация

 


Технологическая карта урока Программа: «Дидактическая система развивающего обучения

Технологическая карта урока Программа: «Дидактическая система развивающего обучения

На интерактивной доске появляется задание)

На интерактивной доске появляется задание)

Принятие цели 2

Принятие цели 2

Измените словосочетания, запишите их в родительном падеже:

Измените словосочетания, запишите их в родительном падеже:

Подготовительная работа. а)

Подготовительная работа. а)

Сформулируйте задания, которые помогут избежать ошибок при письме

Сформулируйте задания, которые помогут избежать ошибок при письме
Скачать файл