Технологическая карта урока
Программа: «Дидактическая система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В Давыдова»
Тема урока: Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Р/р Свободный диктант
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Создать условия для усвоения правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Содержание обучения: Представление содержание и объем
Задачи урока:
1. Организация работы класса
2. Словарная работа.
2.1. Актуализация имеющегося опыта (составление словосочетаний).
2.2 Актуализация имеющегося дефицита опыта (исправление ошибок в словосочетаниях).
2.3Формулирование цели, предлагаемой ученикам для принятия ее.
2.4 Предъявление плана достижения данной цели.
3. Работа по теме.
4. Физминутка
5. Первичная проверка знаний
6. Организация рефлексии
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Этап урока |
Задача урока |
Методический прием |
Используемые УУД |
||
Деятельность учителя |
Действия ученика |
Форма работы/выполнения действий |
|||
I |
1 |
- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! - Откройте тетради, запишите дату, классная работа. |
- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке. |
|
Личностные: формирование интереса (мотивации) к
учению. |
II |
2 |
Словарная работа. 1. Игра «Прятки». а) – По именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой буквой безударного гласного в корне, запишите его, обозначьте орфограмму. (На интерактивной доске появляется задание). Прекрасная, солнечная, морозная … . Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный …. Белые, лёгкие, пушистые, кучевые … . Свежая, русская, интересная, ежедневная … . Новое, меховое, дорогое, тёплое … .
б) – В каждом записанном слове спряталось ещё слово? Выделите его овалом.
в) – Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя по какому-либо признаку. (Род, количество слогов, склонение – склоняемые/несклоняемые и др.) – Что у вас получилось?
|
погода пирог облака газета пальто
– Что у вас получилось? (Ученики называют признак и записывают столбики слов). Ед. ч. Мн. ч. М. р. Ж. р. Ср. р. погода облака пирог погода облако пирог газета пальто газета пальто |
фронтальная |
Регулятивные: оценка результатов работы, корректировка письма |
|
2.1 |
Составление словосочетаний ___________________метро, _____________________шампунь, __________________________________кофе.
|
новое метро детский шампунь вкусный кофе |
фронтальная |
Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем. что неизвестно |
2.2 |
Ученикам предлагается прочитать словосочетания. Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, горячое молоко, старой дуб, красная пальто, спелае яблоко, холоднай дождь, внимательной ученик. |
Ученики исправляют ощибки. |
фронтальная |
||
2.3 |
- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна? |
- С помощью изучения этой темы мы пополним словарный запас, научимся правильно писать окончания имен прилагательных. |
Фронтальная |
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать |
|
2.4 |
Формулировка цели |
- Мы сегодня должны научиться: правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных. |
фронтальная |
Принятие цели |
|
2.5 |
Предъявление плана |
фронтальная |
Принятие промежуточных целей |
||
3 |
Работа в учебнике. Что нужно знать, чтобы правильно писать безударные окончания прилогательных? а) Коллективное составление алгоритма. Учитель записывает «шаги» на доске. Сначала записывается начальные слова алгоритма, а затем ученики самостоятельно его заканчивают. После работы алгоритм выводится на слайде.
б) – Какое правило написания безударных окончаний существительных вы знаете?
– Какие слова будут помощниками для безударных окончаний прилагательных? Почему?
в) Выведение общей закономерности написания безударных окончаний прилагательных и существительных.
Упр. 216 Выполняется по образцу на доске. После объяснения мной образца, по цепочки ученики выходят к доске.
– Объясните, что означает эта схема. (Отвечают с места).
– Измените словосочетания, запишите их в родительном падеже:
Упр. 218 – развивается умение писать безударные падежные окончания имён прилагательных в тексте, графически обозначать орфограмму.
|
-Нужно подобрать слово-помощник, чтобы окончание оказалось под ударением.
-Вопросы. - В них окончания всегда под ударением.
-Буквы безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных проверяются словами-помощниками с ударными окончаниями.
– В имени прилагательном настоящим есть безударный гласный в окончании. Какой буквой мы его обозначим? Поставлю вопрос: летом (каким?) настоящим. В слове-вопросе ударное окончание -им, в прилагательном – безударное -им. Обозначу орфограмму.
хороший денёк, глубокое озеро. – Выделите окончание. Пишите правильно вопрос в Р.п.: какого? (Хорошего денька, глубокого озера).
-В имени прилагательном темно-синяя есть безударный гласный в окончании. Какой буквой мы его обозначим? Поставлю вопрос: тень (какая?) темно-синяя. В слове-вопросе ударное окончание -ая, в прилагательном – безударное -яя. Обозначу орфограмму. (После выполнения упражнения устно проверяем).
|
фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
4 |
Физминутка Бабочка-красавица Всем нам очень нравится! Раз – росинкою умылась, 2 – к цветочку наклонилась, 3 – почистила сапожки, 4, 5 – махнула мошке, 6 – лапками подрыгала, 7 – быстренько попрыгала, 8 – платьице расправила, 9 – причёсочку поправила, 10 – полетела. |
|
|
|
|
|
5 |
Свободный диктант. Упр. 227.
1. Подготовительная работа. а) Чтение текста вслух. Беседа по содержанию. – Каким чувством пронизан текст? – Какова его главная мысль? – Кто его автор? Что вы о нём знаете? О чём он рассказывает в тексте?
– Как можно озаглавить текст?
б) Чтение 1-го абзаца. – О чём этот абзац? – Какие краски преобладают в этих описаниях? С чем это связано? Назовите имена прилагательные. Что они обозначают? – Сколько в этой части предложений? Почему в 1-м предложении нет запятой, а во 2-м есть запятая? Перескажите эту часть. в) Чтение 2-го абзаца. – Назовите ключевые слова. – О каких подводных чудесах здесь говорится? – Как вы понимаете значение выражения грациозные блюдца? – Какими словами переданы чувства автора в этом абзаце? г) Чтение 3-го абзаца. – Сколько предложений в этом абзаце? – Каким вам представляется автор? – Почему он переполнен счастьем? Какие слова усиливают проявление его чувства? 2. Орфографическая и пунктуационная работа планируется самими учениками. – Сформулируйте задания, которые помогут избежать ошибок при письме. 3. Запись текста. Я читаю текст по абзацам, ученики по памяти его записывают. 4. Проверка. (Ученики меняются тетрадями и с опорой на учебник проверяют).
|
-Счастье. -Человек испытывает счастье от соприкосновения с природой, тонкого восприятия окружающего мира. -О реке и её «чудесах» – растительном мире. -На берегу реки. Красота мира природы. Жить – это прекрасно.
-О двух видах рек: в лесах и полях.
- Лилий. - Тихо, любуюсь.
- Огромное, рассказать всем. |
Индивидуальная в тетрадях Работа в парах |
Познавательные: поиск и выделение информации |
III |
6. |
- Подведем итог: о чем мы сегодня говорили? - Что мы сегодня повторили? - Достигли ли нашей цели? - ДЗ: упр. 222 стр.43. |
- Об имени прилагательном и его безударных падежных окончаниях. - Мы сегодня повторили имя прилагательное, рода имени прилагательного, падежи. -Да. |
фронтальная |
Личностные: Самоопределение. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.