Конспект урока по русскому языку "Склонение и правописание числительных"

  • docx
  • 19.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме «Склонение и правописание числительных», 10 класс..docx

ТЕМА: «Склонение числительных», 10 класс.

Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т. е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.

Задачи.

1) Обучающая.

Знать:

- основные понятия об имени числительном;

-какими они бывают по строению и разряды числительных;

- особенности склонения отдельных числительных ( числительные от 50-80, 200-900)

-случаи употребления ь в числительных;

Уметь:

-применять основные понятия об имени числительном, отличать числительные от других частей речи;

-определять разряд числительных и их тип по строению;

-правильно писать окончания числительных, различая особенности их склонения, произносить числительные;

-правильно употреблять ь в числительных (устно и письменно);

2) Развивающая. Развить умение самостоятельно анализировать лингвистический материал, обобщать, делать выводы.

3) Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению русского языка, развивать коммуникативные качества (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)      

Оборудование: тетрадь, материалы для анализа.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром».

(Пифагор)

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

ü Проверка домашнего задания.

ü Вспомните и назвите произведения, в которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся.

(М.Горький «Трое»,  «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак  «Двенадцать месяцев», А.Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости»,  Ж.Верн  «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

v Инд. зад на карточках. (для остальных уч- ся блиц - опрос)

Перепишите, заменяя цифры словами.  На столах справочники ЕГЭ. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. (пятьюстами семью десятью книгам. Т.П., количественное числительное)

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. (девяноста пяти тысяч зрителей, Р.П., количественное числительное)

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.(если к четыремстам восьмидесяти девяти (Д.П., количественное числительное) прибавить триста одиннадцать ( В.П) получится восемьсот(И.П)

ü 1.Блиц-опрос

1.Какая часть речи называется именем числительным?

Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)

2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи - только словами.)

3.По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три, шесть, сто

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь) – 5 слайд

4.Назовите разряды количественных числительных.

(Количественные: семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе. - 6 слайд

!!! К количественным числительным примыкают дробные: одна четвертая; пять целых, три десятых.)

5.С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А) с существительными м.р: трое мужчин;

Б) с существительными общего рода: четверо сирот;

В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с существительными,  не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.

Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.

2. Выборочный диктант.

– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, носки, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисят, сутки, подруга, малыш).

3.  Работа в парах. Я вам предлагаю буквенный диктант. Ваша цель определить, какая это часть речи. Проговаривать, работают индивидуально, с последующей проверкой.

«Пятерка» за ответ – имя сущ.

пять товарищей имя числительное

пятиместная палатка – имя прилагательное

 упятерить усилия - глагол

пятый по списку – имя числительное (порядковое)

пять деревьев – имя числительное (количественное)

новенький пятак – имя сущ.

стал пятиклассником – имя сущ.

пять секунд – имя числительное

пятый день- имя числительное(порядковое)

-Что объединяет эти слова?

(Все слова имеют числовое значение.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя и постановка цели и задач урока учащимися.

-Прочитайте выразительно эпиграф к уроку: «Числа - и есть тот бог, который правит миром». (Пифагор).

-Как вы понимаете это высказывание Пифагора? Согласны ли вы с ним?

(В жизни мы очень часто сталкиваемся с числами).

- Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками.

Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным.

-На ваш взгляд, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Над чем будем работать? Попытайтесь сформулировать тему и задачи нашего занятия.

- Верно, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать закреплять  знания об именах числительных, которые у вас уже есть. А также вспомним правила склонения числительных.

4. Изучение нового материала.

                                                Особенности склонения числительных :

 

1.                             При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова . Например

 

Падеж

Пятьдесят – восемьдесят

Двести – четыреста

Пятьсот – девятьсот

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Восемьдесят

Восьмидесяти

Восьмидесяти

Восемьдесят

Восьмьюдесятью

О восьмидесяти

Двести

Двухсот

Двумстам

Двести

Двумястами

О двухстах

Триста

Трехсот

Тремстам

Триста

Тремястами

О трехстах

Четыреста

Четырехсот

Четыремстам

Четыреста

Четырьмястами

О четырехстах

Восемьсот

Восьмисот

Восьмистам

Восемьсот

Восемьюстами

О восьмистах

2.                                                                                                        При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

3.                                                                                                        При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово

 

 

падеж

Склонение порядкового числительного

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Пятьсот пятьдесят восьмой

Пятьсот пятьдесят восьмого

 Пятьсот пятьдесят восьмого

Пятьсот пятьдесят восьмой

Пятьсот пятьдесят восьмым

О пятьсот пятьдесят восьмом

4. Числительные полтора, полтораста в им.п. и вин.п. имеют форму полтора, полтораста, в остальных падежах – полутора, полутораста.

5.Собирательные числительные изменяются по падежам ( склоняются ), но рода не имеют. Род есть только у числительных оба(мужской, средний) и обе (женский).

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Оба мальчика

Обоих мальчиков

Обоим мальчикам

Обоих мальчиков

Обоими мальчиками

Об обоих мальчиках

Обе девочки

Обеих девочек

Обеим девочкам

Обеих девочек

Обеими девочками

Об обеих девочках

Двое друзей

Двоих друзей

Двоим друзьям

Двоих друзей

Двоими друзьями

 О двоих друзьях

6.При склонении дробных числительных  изменяются обе части по образцу количественных числительных ( числитель) и порядковых числительных (знаменатель) числительных.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Три пятых класса

Трех пятых класса

Трем пятым класса

Три пятых класса

Тремя пятыми класса

 О трех пятых класса

 

5.Закрепление материала.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

47 + 15 =

189 – 33 =

72 : 12 =

18 Х 10 =

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2.  Работа с текстом. Работа в парах. Карточки на партах

- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Прочитайте полученный текст, не забывая об особенностях склонения числительных. Выполните синтаксический разбор первого предложения в получившемся тексте.

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11,0 километров.

(3,1,4,2) \

1.    Мини-тест

-А сейчас вы выполните мини-тест, который позволит оценить, насколько вы овладели навыками правильного употребления числительных в речи, умеете оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм числительных. Здесь встречаются задания из ЕГЭ

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) В Москве более восемьсот уличных часов.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.

6. Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Итак, наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

9.Домашнее дифференцированное задание 
1.Выписать из литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения являются

2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;


1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров. ТЕМА: «Склонение числительных», 10 класс.

v Инд. зад на карточках. (у остальных уч- ся блиц - опрос)

Перепишите, заменяя цифры словами.  На столах справочники ЕГЭ. Укажите разряд числительных и падеж.

1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. (пятьюстами семью десятью книгам. Т.П., количественное числительное)

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. (девяноста пяти тысяч зрителей, Р.П., количественное числительное)

3. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.(если к четыремстам восьмидесяти девяти (Д.П., количественное числительное) прибавить триста одиннадцать ( В.П) получится восемьсот(И.П)

2. Выборочный диктант.

– Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, носки, девочка, ножницы).
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани).
Четверо (лисят, сутки, подруга, малыш).

3.  Работа в парах. Буквенный диктант.


«Пятерка» за ответ –

пять товарищей -

пятиместная палатка –

 упятерить усилия -

пятый по списку –

пять деревьев –

новенький пятак –

стал пятиклассником –

пять секунд –

пятый день-


4. Изучение нового материала.

                                                               Особенности склонения числительных :

4.     При склонении сложных количественных числительных изменяются обе части сложного слова . Например

 

Падеж

Пятьдесят – восемьдесят

Двести – четыреста

Пятьсот – девятьсот

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Восемьдесят

Восьмидесяти

Восьмидесяти

Восемьдесят

Восьмьюдесятью

О восьмидесяти

Двести

Двухсот

Двумстам

Двести

Двумястами

О двухстах

Триста

Трехсот

Тремстам

Триста

Тремястами

О трехстах

Четыреста

Четырехсот

Четыремстам

Четыреста

Четырьмястами

О четырехстах

Восемьсот

Восьмисот

Восьмистам

Восемьсот

Восемьюстами

О восьмистах

5.     При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово.

6.     При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово

 

 

падеж

Склонение порядкового числительного

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Пятьсот пятьдесят восьмой

Пятьсот пятьдесят восьмого

 Пятьсот пятьдесят восьмого

Пятьсот пятьдесят восьмой

Пятьсот пятьдесят восьмым

О пятьсот пятьдесят восьмом

4. Числительные полтора, полтораста в им.п. и вин.п. имеют форму полтора, полтораста, в остальных падежах – полутора, полутораста.

5.Собирательные числительные изменяются по падежам ( склоняются ), но рода не имеют. Род есть только у числительных оба(мужской, средний) и обе (женский).

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Оба мальчика

Обоих мальчиков

Обоим мальчикам

Обоих мальчиков

Обоими мальчиками

Об обоих мальчиках

Обе девочки

Обеих девочек

Обеим девочкам

Обеих девочек

Обеими девочками

Об обеих девочках

Двое друзей

Двоих друзей

Двоим друзьям

Двоих друзей

Двоими друзьями

 О двоих друзьях

6.При склонении дробных числительных  изменяются обе части по образцу количественных числительных ( числитель) и порядковых числительных (знаменатель) числительных.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п

Три пятых класса

Трех пятых класса

Трем пятым класса

Три пятых класса

Тремя пятыми класса

 О трех пятых класса

 

 

 

 

 

 

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

47 + 15 =

189 – 33 =

72 : 12 =

18 Х 10 =

2.  Работа с текстом.

- Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст в соответствии с темой. Прочитайте полученный текст, не забывая об особенностях склонения числительных. Выполните синтаксический разбор первого предложения в получившемся тексте.

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11,0 километров.


2.     Мини-тест

Вариант 1

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба окна светились.

2) Отец гордился обоими сыновьями.

3) На обоих партах лежали книги.

4) Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1)Жил Святослав девяноста лет.

2) Не хватает девяноста рублей.

3) Я прочитал книгу с двумястами тридцати восьмью страницами.

4) Прибыл поезд с тремястами пятидесяти шести пассажирами.

Вариант 2

1. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) обеими руками

2) обоими сёстрами

3) двое студенток

4) обоих подруг.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) трое лошадей

2) пятеро телят

3) двое очков

4) четверо студентов

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Отец один вспахал двадцать гектаров земли.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери

4.Укажите предложение без ошибки в употреблении числительного.

1) Он встретил обеих братьев.

2) В Москве более восемьсот уличных часов.

3) Корабль находился на орбите около трехсот семидесяти четырех суток.

4) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь.

5.Найдите предложение, в котором правильно употреблено числительное.

1) Я выполню работу к двадцать пятому октябрю.

2) Я поздравляю тебя с праздником Восьмого марта.

3) В книге около девяносто страниц.

4) Школьная библиотека пополнилась четырьмястами шестьюдесятью двумя книгами.


Домашнее задание

1.Площадь акватории 2638 га 2. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра 3.Тургоя́к— озеро в левобережье верхнего течения реки Миасс на территории Миасского городского округа. 4.Площадь водосбора озера составляет 476 квадратных километров, водосбор имеет протяжённость с севера на юг 12,5 километра, с востока на запад — 11 километров.


 

Скачано с www.znanio.ru