Конспект урока по русскому языку: «Сочинение по картине А. А. Пластова
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку: «Сочинение по картине А. А. Пластова

Оценка 4.6
docx
10.12.2020
Конспект урока по русскому языку: «Сочинение по картине А. А. Пластова
урок.docx

Открытый урок по русскому языку: «Сочинение по картине А. А. Пластова

«Первый снег»» Учитель начальных классов: Комиссарова Оксана Анатольевна

Класс: 4

Тип урока: развитие речи.

Цель урока: создать условия для правильного и последовательного описания картины А.А.Пластова «Первый снег».

Планируемые результаты урока:

Предметные:

повысить уровень речевого развития школьников;

развивать монологическую речь;

закрепить орфографические знания и навыки, полученные на предыдущих уроках;

познакомиться с творчеством художника.

Метапредметные:

Регулятивные:

Оценить работу товарища, планировать последовательность описания по плану.

Познавательные:

Осваивать способы решения проблемы творческого характера.

Коммуникативные:

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, прислушиваться к мнению товарищей.

Личностные:

Осознание важности выполнения задания;

Умение анализировать собственные впечатления и чувства;

Необходимость в познания нового;

Овладение навыка сотрудничества со сверстниками.

Оборудование:

-       репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег»,

-       запись «Времена года» П. И. Чайковский,

-       презентация,

-       индивидуальные карточки,

-       литература: материал о жизни и творчестве А. А. Пластова, литературные произведения известных авторов: И. С. Никитин, К. Г. Паустовский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет, их кругозор, обогащает их словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения. Дети должны уметь себя контролировать, что бы их вымысел не противоречил действительности. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.

1.   Организация класса на работу.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой секундой в труде дорожи.

2.                 Сообщение темы урока.

Урок начинается с прослушивания  фонограммы П. И. Чайковского «Времена года. Ноябрь».

-       Ребята, посмотрите в окно – наступает зима. Все люди по-разному воспринимают приход этого времени года. Кто-то любит зиму, а кто-то боится ее суровых морозов.

Но первый снег никого не может оставить равнодушным. Как вы думаете, почему? (С первым снегом все в природе преображается, становится светлым, праздничным). Послушайте, как удивительно пишет о первом снеге русский поэт И. С. Никитин:

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок…

- Каким вы представляете себе первый снег? (Он легкий, воздушный).

- А какое настроение вызывает у вас первый снег? (Чувство радости, праздника,

ожидание какого-то чуда).

-       Послушайте, что говорил о первом снеге К. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту».

-       Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок, а композиторы с помощью музыки. В начале урока мы услышали отрывок из альбома великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года», который называется «Ноябрь».

-       Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

 

3.   Подготовка к восприятию картины.

Знакомство с биографией художника.

-       Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве передавали красоту природы.

Пластов Аркадий Александрович – русский художник. Он родился в простой деревенской семье. Любовь к рисованию у него проявилась с самого детства. Когда мальчику исполнилось 15 лет, он дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». Он окончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Подолгу жил и работал в родной Прислонихе. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: «Летом», «По грибы», «Пастушок», «Ужин тракториста», «Первый снег»….

Художник написал картину «Первый снег» в 1946 г. Это одно из самых известных его полотен. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов А.А. хорошо знал жизнь русской деревни и в своей картине сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте.

4. Анализ картины как произведения искусства.

-       К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина? (Пейзаж.)

-       Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)

-       Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)

-       Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)

-       Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)

-       Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)

-       Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)

5.   Работа со словарем настроений.

-   Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

Радость

Восторг

Волнение

Удивление

Восхищение

Беспокойство

Испуг

Грусть

Интерес

 

Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

-       Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)

-       Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу.

Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)

-       Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)

-       Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)

6.   Выявление изобразительных средств картины.

-       Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые.)

-       А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)

-       Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине -

дети и их настроение.)

-       Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)

 

7.   Речевая подготовка к сочинению.

-       Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

снег

дети

земля

ворона

небо

береза

 

Попробуйте    описать    снег,    используя    сравнения,    эпитеты,    слова,

характеризующие действия снега.


 

снег

Как стеклянный дождь

Укрыл землю

 

 

 

 

Очень к лицу земле

Порошил

 

 

 

 

Как чистые капли воды

Щекотал лицо

 

 

 

 

Белая скатерть полей

Кружился

 

 

 

 

Лебяжий пух земли

Порхал

 

 

 

 

Робкий и тихий

Танцевал

 

 

 

 

Пушистый и мохнатый

Опускался большими хлопьями

 

 

 

 

Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.

-                Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)

-                Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)

8.            Физкультминутка.

-                О каком времени года мы говорим?

-                Покажите, что вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.

-                Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

-                Изобразите, как дети лепят снеговика: комы друг на друга. Молодцы!

-                Вы пришли веселые домой. С таким настроением мы будем продолжать работать на уроке

9.            Составление плана сочинения.

Составляют план к тексту, работая в парах и самостоятельно. Записывают лучшие формулировки пунктов плана на доске и в тетрадях.

Примерный план:

1.     Первый день зимы.

2.     Радость детей.

3.     Цвет и настроение картины.

4.     Мое отношение к картине.

Пересказ по плану (Для пересказа, учитель раздает карточки, в которых написаны опорные слова)

Материал к сочинению.

Снег: белый, пушистый, падает хлопьями, укутал всю землю белым ковром, медленно кружится в воздухе.

Девочка: в бело-розовом платьице, тапочки, без пальто выбежала на крыльцо, с удивлением наблюдает, восхищённо смотрит.

Мальчик: в пальто с меховым воротником, на голове – шапка – ушанка, валенки, мечтает покататься на санках.

Берёза: старая, могучая, с белым стволом, покрылась снегом, как белой шубой.

Настроение детей: радость, восторг, восхищение, интерес.

Тона картины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бледно-голубые, серовато-розовый фон.

11.        Лексико-орфографическая подготовка.

-                Объясните выделенные орфограммы.

-                Когда мы пишем сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «снег» (хлопья, снежинки), «дети» (ребята, мальчик и девочка), «нарисовал» (изобразил, написал), «Художник» (он, Пластов, Аркадий Александрович).

12.        Самостоятельная работа. (Написание учащимися сочинения в черновике).

Образец.

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.

Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.

Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

13.        Рефлексия.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке.

-                С каким произведением мы сегодня познакомились?

-                Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

-                Предлагаю одному из учеников зачитать своё сочинение, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

-                Что нового узнали?

-                Чему научились?

-                Какое настроение у Вас было во время работы на уроке?

-                Оцените свою работу на уроке:

·                Сегодня я узнал…

·                Было трудно…

·                Я выполнял задания…

·                Я понял, что…

·                Теперь я могу…

·                Я приобрел…

·                Я научился…

·                Урок мне показался…

·                Для меня было откровением то, что…

·                Мне показалось важным…

·                Материал урока был мне...

14.        Домашнее задание.

Переписать сочинение на чистовик.

Познакомиться с другими картинами А.А.Пластова.

Источники:

1.            Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе.  Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.

2.            Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.

3.            Н.Г.Кувашова.   Сочинения   для   учащихся   1-4   классов.   Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.

4.            С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый  словарь русского языка. Москва, 2002.

Рекомендации по проведению сочинений по картине

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

В             школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

 

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III-IV классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III-IV классах (элементы описания картины возможны в I – II классах).

В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц,  действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

Уже в I классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

 

Памятка - подсказка

1.                 Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе.

2.                 Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник.

3.                 Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4.                 Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его.

5.                 Составьте план.

6.                 Соберите материал по картине.

7.                 Подберите цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А.

Фета.

8.                 Помните, главное передать своё отношение к картине , найти свои слова: яркие,

эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

9.                 Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник,  автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

 

 

 


 

Открытый урок по русскому языку: «Сочинение по картине

Открытый урок по русскому языку: «Сочинение по картине

Необходимость в познания нового;

Необходимость в познания нового;

Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения

Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения

Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок, а композиторы с помощью музыки

Поэты, писатели выражают свои чувства с помощью слов, художники с помощью кисти и красок, а композиторы с помощью музыки

Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу

Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу

Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле

Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле

Как стеклянный дождь Укрыл землю

Как стеклянный дождь Укрыл землю

Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы

Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы

Сне г : белый, пуш и стый, падает хлоп ь ями, укутал всю землю белым к о вром, медле нн о круж и тся в…

Сне г : белый, пуш и стый, падает хлоп ь ями, укутал всю землю белым к о вром, медле нн о круж и тся в…

Главный цвет картины розовый.

Главный цвет картины розовый.

Для меня было откровением то, что… ·

Для меня было откровением то, что… ·

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает…

Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает…

Памятка - подсказка 1.

Памятка - подсказка 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2020