Тема: Согласные звуки [м, м' ], буквы М , м.
Цели:
1.Познакомить учащихся с буквами М м и звуками [м, м' ].Учить определять место звука [м, м' ] в словах, формировать навык беглого слогового чтения;
работать над букво - фонемным анализом слов.
2. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: большая красочно оформленная буква “М”,
слоговые таблицы с открытыми и закрытыми слогами, карточки с буквами.
Интерактивный материал: презентация к уроку ( 10 слаидов).
Ход урока
1.Организационный момент.
- Прозвенел для нас звонок. Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
В школу мы пришли учиться.
-Я вижу у вас хорошее настроение, значит, наш урок будет удачным. Мы много узнаем нового на уроке, для этого надо быть внимательными, серьёзными, помочь друг другу справиться с заданиями.
2.Актуализация знаний
- С какими буквами и звуками познакомились на предыдущем уроке?
- Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
- А как называются звуки, которые можно пропеть?
3. Определение темы (игровые элементы работы). Знакомство с новыми звуками.
- Как мычит корова? ( Му-у-у…)
Му-у-у
Мычит теленок:
-Му-у…му-у…му-у…
Спросить он хочет:
-Почему - у?
Одуванчик жёлтый,
Как солнечный денек,
Синий, словно небо,
В поле василёк.
Розовые кисточки
Душистого горошка…
Мамочка- корова всего
Съест понемножку.
Вот и непонятно:
Почему потом
Доится корова
Белым молоком?
Почему-у-у-у?
Му-у-у?
-Попробуй помычать тоненько, как мычит теленочек, потом - нежно, как мама-корова. А теперь - грозно, как мычит бык. (Слайд2)
- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?
Мох, март, муравей.
- Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке? (ответы детей)
-А задача нашего урока - познакомиться со звуками [м], [м'] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
-Произнесите его и скажите, какой он?
- А почему?
- Какой характер его звучания?
- Дайте характеристику этому звуку.
- А знаете ли вы про муравьёв? Они какие? (Слайд3)
- Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.
-Назовите первый звук.
- Дайте характеристику звука [м] (согласный, звонкий, твердый)
Игра « Кто больше?»
- Какая ягода начинается со звука [м] – малина, морошко, мандарин (слайд 4)
-Назовите цветы, в названия которых есть звук [м] - мак, ромашка,маргаритки (слайд 5)
-Перечислите продукты, в названии которых есть [м]-мясо, масло, молоко, мука…
(слайд 6)
-Ребята, сегодня у нас в гостях герои самых разных сказок. Они очень любят загадки и просили вас отгадать, как же их зовут.
1.Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…(медведь)
-Назовите первый звук в слове «медведь».
-Произнесем хором звук [м'] .
-Кто даст характеристику звуку [м'] ?
-Согласный, звонкий, мягкий.
2.В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...(мышка)
-Назовите первый звук в слове «мышка».
-Произнесем хором звук [м].
-Кто даст характеристику звуку [м]?
-Согласный, звонкий, твердый.
3.Погляди на молодцов
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей-
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может…. ( муравей)
-Что вы знаете о них? (ответы детей, беседа об охране животных). Слайд 7.
Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 3-4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза( считать до 3),открыть, посмотреть вдаль(считать до 5).
Упражнения в различении звуков [м], [м']. Игра «Твердый - мягкий»
Поднимите синюю карточку, если в словах стихотворения услышите твердый согласный [м]. Зелёную карточку покажите, если услышите мягкий звук [м'].
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залег в берлоге мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
4.Знакомство с буквой М, м.
- Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме будут обозначаться эти два звука?
Два ученика у доски, я прошу их взяться за руки.
Взялись за руки друзья
И сказали прямо: «Ты да я –
Это мы»
А между тем получилась буква М.
-На что похожа эта буква? ( Слайд 8)
Работа со слогами.
Мышка, мишка предлагают нам составить слоги из волшебного цветочка. Какие у нас слоги получатся?
5. Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
До лужайке добежим
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
5.Составление слов (используется наборное полотно)
6.Работа с сильной группы учащихся ( хорошо читающие)
- В каждой строчке спрятались названия животных. Найдите этих животных и напечатайте их названия на своих листочках.
впорлдкоровазорнк
чсмакуволчицарпкенц
нгштрвкцмедведьтпрнекц
бонрпаверблюджататрнпк
2 группа (слабочитающие)
- Читают вслух по цепочке слоги, слова и предложения с новой буквой.
7. Букво – фонемный анализ слов по заданным моделям
8.Работа над тестом к сюжетной картинке (азбука, стр.22)
Итог урока:
- С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?
-Что нового вы о ней узнали?
- Какие задания показались наиболее интересными?
Литература: Методическое руководство к учебнику «Азбука» 1 класс, Л.Д. Митюшина,
А. П.Величук, Е. А. Хамраева.
«Азбука» 1 класс Л.Д.Митюшина, А. П. Величук, Е. А. Хамраева.
«Азбуковедение» В.В. Волина
Азбука. Игры, задания, рассказы, стихи. М. А. Хаткина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.