Русский язык
10 класс
Тема: Правила правописания слов с разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок Цель:
Образовательная:
- систематизировать знания о правописании приставок;
- организовать деятельность учащихся по формированию умения;
- определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием. - совершенствовать орфографические навыки написания приставок.
Развивающая:
- активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;
- развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.
Воспитательная:
- способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;
- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;
- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.
Планируемые результаты
Предметные: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ
действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания, рефлексия деятельности.
Метапредметные: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5,6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сравнения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него. Личностные: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку, умение грамотно писать на русском языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Все в твоих руках».
Прослушивают притчу, отвечают на вопросы. Когдато давно в одном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родног о города, люди издалека приходили к нему за советом.
Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-
то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка у мрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: “Скажи, о мудрейший, какая бабоч ка у меня в руках — живая или мертвая?” Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, с казал: «Все в твоих руках». О чем эта притча? -
У нас с вами, ребята, тоже все в наших руках. И успешная сдача ЕГЭ в том числе. Сегодня мы с вами сде лаем следующий шаг к этой цели.
Актуализация опорных знаний
Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:
1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.
2. …говориться, …дешние, …дать.
3. пр…быть в город, пр…творить дверь, пр…забавный малыш.
4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.
5. с...ехать, без...ядерный, в..юга.
Целеполагание
- Какие цели поставим перед собой?
1) Спишите данные слова, выделите приставки.
Оттирать-ототрёшь
Подзывать-подозвать
Взбираться-взобраться
Сдирать-содрать
2. на з-\ с-.
1) Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть. (слова написаны на доске)
Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать,расделить, рассердиться, восдать, разпределить.
Проверка первичного усвоения
Задание по группам: 1. Составьте таблицусхему на орфограмму «Правописание неизменяемых приставок» и расскажите о правописании этих прист авок.
2. Составьте таблицу-схему на орфограмму «Правописание приставок на З/С» и расскажите о правописании этих приставок.
3. Составьте таблицу-схему на орфограмму «Правописание приставок ПРИ, ПРЕ» и расскажите о правописании этих приставок.
4. Составьте таблицу-схему на орфограмму «Правописание Ы И после приставок» и расскажите о правописании этих гласных.
5. Составьте таблицу-схему на орфограмму «Употребление разделительных Ъ и Ь» и расскажите об условиях их употребления. Выведем алгоритм действий.
Записывают алгоритм действий в «Справочник»:
1) Найди и выдели корень.
2) Найди и выдели приставку.
3) Определи, где находится орфограмма: в приставке или после неё. 4) Вспомни нужное правило.
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Выполняют тестовые задания индивидуально. Взаимопроверка по ключу.
1 вариант
1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) р...ссыпать, пр...внук, р...зыскной
2) пр...зирать (труса), пр...наряженный (гость), пр...встать 3) бе...заботный, и...мучить, ни...вергнуть 4) контр...гра, пед...нститут, небез...звестный.
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пред...стория, пред...юльский, по...нтересоваться
2) п...глядывать, с...скочить, пр...гулка
3) в...дрогну, не...говорчивый, ра...положить 4) непр...рывный, пр...быть, пр...обладать
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ди...позиция, и...толочь, во...двигнуть
2) из...бличать, поз...бытый, от...гнать
3) нев...ющийся, из...ясняться, об...ять 4) пр...евшийся, пр...крикнуть, пр...тязание
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) на...бавить, по...шутить, о...блеск
2) с...мпровизировать, вз...мать, без...тоговый
3) во...кликнуть, ра...шить, не...держанный 4) пр...баутка, пр...дание (старины), пр...лежный
5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) без...ндукционный, меж...гровой, пред...дущий
2) пр...бинтовать, пр...морский, пр...дирчивость
3) по...цепленный, о...ключиться, по...крепить;
4) ра...сеять, и...рыхлить, бе...отрадность 6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...следовать, пр...чудливые, пр...ворожить
2) на...костница, о...крывать, по...секать
3) без...нициативный, без...скусный, без...дейный 4) ра...глаживать, бе...проволочный, и...толкование
7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...мета, пр...красный, пр...стройка
2) и...пользовать, бе...думный, бе...помощный
3) д...срочно, непр...будный, пр...мозглый 4) с...есть, грил...яж, об...единение
8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) бе...престанно, ра...цветить, бе...содержательный
2) пр...зрительный, пр...готовить, пр...дается (значение)
3) п...даривший, под...йти, поз...растали 4) с...нтриговать, за...нтриговать, без...скусный
9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ра...брасывать, во...местить, и...черпанный
2) по...пустить, о...жимать, о...ходчивый
3) непр...годный, пр...тязания, пр...ветливый 4) про...грыш, из...мать, пред...юньский
10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ра...жевать, бе...полезный, и...хоженый
2) пр...готовленный, пр...мудрый, пр...зидент
3) о...ходчивый, о...далиться, о...винчивать
4) небез...нтересно, пост...мпрессионизм, без...скровый.
2 вариант. 1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пре...навигационный, на...бавочный, о...бросить
2) ра...гороженный, бе...заветный, и...мышлять
3) пр...близить, пр...образование, пр...днепровский
4) без...сходность, без...гровой, дез...нформация
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) по пр...битой траве, пр...горюнился, пр...страстный
2) бе...численный, бе...мерный, ра...долье
3) без...мпульсный, по...скать, пред...сторический 4) п...янящий, сен...ор, автопод...емник
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) нед...верчивый, п...дорожник, нен...глядный
2) пр...вращение, пр...глушить, пр...дставить
3) и...брать, и...желта-красный, ра...щедриться
4) под...ячий, п...еса, приб...ёт
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пре...рассветный, по...крахмаленный, на...пиленный
2) из...скание, пред...сторический, сверх...нтересный
3) ра...ковывать, бе...покойный, ра...гром
4) пр...творить (в жизнь), пр...обрести, пр...провождение
5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) роз...ск, небез...звестный, не...звестный
2) пр...должить, не...свещённый, необ...зримый
3) пр...увеличивать, пр...вязанность, пр...влекательный
4) ра...бросать, и...давна, и...чезнувший
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) всеоб...емлющий, из...ять, об...ект
2) пр...звание, пр...давать (значение), пр...цедент
3) без...мянный, спорт...нвентарь, от...грать 4) о...биваться, на...строить, по...тачивать
7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) об...греватель, нед...печенный, н...испособнейший
2) пр...забавный, пр...вратник, пр...небрегать
3) ра...хаживать, бе...полезный, в...бодрить 4) с...ронизировать, из...сканный, от...гравшись
8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...щуриться, пр...брежный, пр...одолеть 2) ра...жаловать, в...бираться, не...добровать 3) вз...браться, не...свещенный, д...срочный 4) под...езд, в...юнок, с...емка.
9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) бе...радостный, и...жаленный, не...гораемый
2) пр...словутый случай, пр...мечание, пр...вередливый
3) преп...даватель, не...писуемый, р...зыграть
4) кар...ера, фел...етон, ар...ергард
10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) бе...ценный, ра...фасовать, не...данный зачёт
2) видеос...ёмка, в...ются, ад...ютант
3) раз... грать, дез... нформировать, по...скать
4) пр...морский, пр...светлый, пр...следовать
Ответы
1 вариант |
|
2 вариант |
1. 3 |
1. 2 |
|
1. 2 |
1. 1 |
|
1. 4 |
1. 4 |
|
1. 3 |
1. 1 |
|
1. 2 |
1. 2 |
|
1. 3 |
1. 1 |
|
1. 3 |
1. 4 |
|
1. 1 |
1. 3 |
|
1. 3 |
1. 4 |
|
1. 3 |
1. 1 |
|
Работа с текстом (текст распечатан) Задание.
1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.
Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый
язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.
4. Определите тему и основную мысль текста.
5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.
Выполнение заданий в формате ГИА
Задание 10. Критерии оценивания: правильно выполненное задание оценивается 1 баллом.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный (124)
1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать
2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас
3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть
4) по..бросить, о..пилить, о..крыть
5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь(25)
1) беспр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;
2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;
3) р..сположившийся, пон..слышке; р..звал
4) с..ехидничать, уст..е, в..юга 5) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.
Буквенный диктант.(учащиеся слушают предложения, определяют слово , содержащее изученную орфограмму, записывают только букву)
1. Два месяца он отлично раз_грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)
2. Ну что, до_грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь) 3. У черных есть определенная контр_гра на ферзевом фланге.
4. Раздражали меня пуще всего эти без_мянные письма. (Ф. М. Достоевский)
5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_нтересное.
6. Ему, впрочем, небез_звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)
7. Вот тот пиджак, что вы раз_скиваете, посмотрите, он даже не помялся. ( Н. В. Гоголь)
8. Посему письма сии показались мне не совсем без_нтересными. (Ф. М. Достоевский)
9. Они как-то очень странно видо_зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)
10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие) переездов с места на место.
Систематизация знаний и умений Работа по учебнику Упр.
Диагностика/самодиагностика
Работа в группах. Высказывание на лингвистическую тему.
I ряд о правописании разделительных Ь и Ъ
|
II ряд о правописании при и пре |
III ряд о правописании букв И –Ы после приставок на согласный |
Рефлексия
Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.
1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Урок мне показался (коротким / длинным)
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)
4. На уроке мне было (интересно / скучно)
5. За урок я (устал / не устал)
Домашнее задание (на выбор)
1. Составьте словарную диктовку на изученные правила (30 слов).
2. Составьте связный текст с использованием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое).
3. Придумайте проверочную работу или тест для одноклассников на рассмотренные на этом уроке орфограммы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.