Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему "Развитие речи. «Абстракционизм и реализм в искусстве. Что ближе?». Выступление во время дискуссии"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему "Развитие речи. «Абстракционизм и реализм в искусстве. Что ближе?». Выступление во время дискуссии"

Оценка 4.9
doc
18.02.2020
Конспект урока по русскому языку  в 11 классе на тему "Развитие речи. «Абстракционизм и реализм в искусстве. Что ближе?». Выступление во время дискуссии"
УРОК развития речи.doc

 

Урок-дискуссия в 11 классе на тему « Абстракционизм и реализм в искусстве. Что ближе?»  ( Урок развития речи. Выступление во время дискуссии)

Оформление доски.

 

Тема: Абстракционизм и реализм в искусстве. Что ближе?

Эпиграф: «В спорах нет ни высших, ни низших: ни званий,

                    ни имён: важна одна лишь истина, перед которой равны все».

                                                                                             Ромен Ролан.

Цели:

1.     Обогатить себя духовно, знакомясь с творчеством великих художников прошлого и настоящего: Франциско ГОШ, Сальвадора Дали, Ван Гога, Марка Шагала, Огюста Ренуара, Ильи Глазунова, Тамары Глытневой.

2.     Пополнить свой лексический запас новыми словами терминами, понятиями.

3.     Через спор приблизиться к истине.

4.     Воспитывать культуру речевого общения во время дискуссии.

 

Вопросы дискуссии.

1. Влияет ли искусство на человеческую личность?

2.Что такое абстракционизм в искусстве: в живописи, литературе, музыке, кинематографе.

3. Ваше отношение а к Сальвадору Дали как личности и ху­дожнику.

ЗАПОМНИТЕ СЛОВА:

скептицизм

прагматизм

абстракционизм

оппонент

сюрреализм

импрессионизм.

 

Философские законы живописи.

Живое созерцание

 

Реалистическое мышление                                         Абстрактное мышление

 

Реалистическое изображение                                     Абстрактное изображение

 

Познание объективной реальности

 

Истина

 

Синонимические ряды.

Дискуссия, диспут, полемика, спор.

Декаданс, модерн, абстракционизм, авангардизм.

 

РЕПРОДУКЦИИ С КАРТИН.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

Ю. Куга              «В субботу»

Г. Коржов          «Художник»

И. Лимантова    «Хлеб привезли»

В. Хабаров         «Антиквар»

Ю. Злыдонь       «Зима. Площадь славы»

И. Глазунов       «Ваня. Портрет сына»

                            «Князь Олег и Игорь»

 

Современная авангардная живопись

Т. Глытнева           «Раздвоение»

О. Шайна               «Метаморфозы осени»

                                «Силуэты в тени», «Числа»

А. Астемиров        «Второе рождение»

                                «Взаимодействие»

М. Шагал               «Розовые любовники»

 

 

Художники – импрессионисты.

О. Ренуар              «Портрет Жанны Самари»

                               «Купальщицы»

                               «Девушка в черном»

Ван Гог                  «Ландшафт с огородом»

                               «Подсолнухи»

                               «Комната художника»

 

Сальвадор Дали.

Фотопортрет  Сальвадора Дали.

«Предчувствие гражданской войны».

«Тайная вечеря»


«Хаос»

«Комната «Мей Вест» (американская киноактриса)

 «Портрет Галы»

 «Рождение человека»

 «Завтрак»

«За секунду до пробуждения».

 

Представление  учителям аудитории.

По предварительной подготовке дискуссии определилось две группы учащихся: группа скептиков ( не принимающих абстрактную живопись) и группа прагматиков (считающих, что авангардная живопись также плодотворно влияет на духовную сферу человека, что и реалистичес­кая).

 

Сидят друг против друга.

 ЭКСПЕРТЫ: языковеды, литературоведы, искусствоведы, архивариусы, статистическое бюро. (Находятся посредине аудитории). На столах всех присутствующих - ксерокопии, репродукции с картин С.Дали, счётные карточки.

 

Ход дискуссии

Учитель: Повторим основные правила речевого  общения во время дискуссии. Учащиеся:

- Уметь выслушать своего оппонента, понять его точку зрения.

- Не повышать голос.

- Не прерывать выступающего.

- Не делать замечаний, касающихся личных качеств участников обсуж­дения.

- Не вступать в пререкания о ведущим по ходу проведения дискуссии.

 Языковед поясняет значение слов скептицизм, прагматизм.

Скептицизм – (рассматривающий, исследующий) -  критическое недоверие, крайнее сомнение в чем – нибудь.

Прагматизм – (действие, практика) - направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты.

 

Учитель: итак, первый вопрос: влияет ли искусство на человеческую личность?

 

Скептики:

- Нет, конечно. Хоть каждый день смотрю боевики по телевизору, меня на подвиги не потянет, потому что всё зависит от характера человека, от заложенного в нём генетического кода.

- Вряд ли влияет на внутренний мир человека, может быть, на настроение и не более.

Прагматики: - Конечно же влияет. Во все времена красота духовного обогащения человека, будь это фрески в храме, скульптура или архитектурный ансамбль, произведение музыки или живописи.

- Я побывала в музее Айвазовского в Феодосии. Это было несколь­ко лет тому назад, но чувство восхищения от встречи с гениальным художником помню до сих пор. Так уметь воссоздать морскую стихию мог только талантливый мастер.

А мне посчастливилось побывать во дворце князя Воронцова в Алупке. Этот   музейный комплекс меня потряс совершенством архитектурных форм, обилием клумб, фонтанов, лестничный площадок, нисходящих а к самому морю. А какое убранство залов, какая чудесная мебель, ковры, картины в золочённых рамах на стене. Воистину, царская роскошь и царская красота. После увиденного хочется и собственный скромный дом украсить красивыми вещами.

 

Учитель.

 Время поработать статистическому бюро (все присутствующие отвечают на первый вопрос с помощью счётных карточек.  Каждая карточка имеет две разноцветные стороны, на одной из которых написано «Да», на другой «Нет»).

 

Учитель.

Что такое абстракционизм и реализм в искусстве, в живописи, литературе, музыке, кинематографе?

 

Справка от языковедов:

Абстракционизм (лат.  удалённый, отвлечённый) изображение реального мира как сочетание неестественных форм и пятен.

Оппонент (лат. Вещественный) противник в споре, полемике.

Дискуссия (лат. рассмотрение, исследование) спор, обсуждение какой - либо проблемы на собрании, в беседе, в печати.

 

Скептики:

- Глядя на картины художника - абстракциониста Астемирова, можно сказать, что это не произведение искусства, а мазня, не надо иметь талант, художественные навыки, особые чувства, чтобы такое изобразить.

- А картины художников-реалистов вызывают восхищение, ведь так владеть кистью, чтобы почти фотографически изобразить окружаю­щий нас мир, может не всякий человек.

- На полотнах художников-реалистов передаётся радость бытия. Взгляните на лица людей (картина Ю. Кугача «В субботу», И. Лимантова «Хлеб привезли») они озарены радостью добротой, любовью, а ведь главное человеческие чувства.

Абстрактное искусство же вызывает у человека некое отторжение, неприятие, потому что непонятно и действует угнетающе на чело­века.

 

Искусствовед:

Художник Илья Глазунов - один из ведущих русских художников, ныне живших - резко отрицательно отзывается об абстрактной живописи, хотя его самого называют королём русского кита.

 

Прагматики:

Не лишено смысла и абстрактное искусство, ибо ещё древние греки установили, что рождение истины идёт от живого созерцания через абстрактное мышление. -Абстрактное мышление       - это наше подсознание, которое включается во время сна, во время наивысшей точки напряжения духовной жизни, поэтому и картины абстрактной жизни вызывают вначале недоумение, оторопь, шок, но потом всё получает своё необходимое объяснение.

- Изображение реалистических картин - уже надоевший приём, интерес к нему падает, как к фото.

- Мне понятны абстракционисты, иногда хочется просто похулига­нить, разрушить покой и умиротворение.

- Существует абстракционизм и в литературе. Давайте вспомним австралийского писателя Франца Кафки. Его рассказы «Превращение» «Замок» - роман, ведь повествование имеет мощный пласт подтек­ста, который читатель возвращает в свой реальный мир, понимая всё глубже и тоньше.

- Как пример замечательного абстрактного искусства в кинематог­рафе я могу назвать фильмы Андрея Тарковского, без времени ушедшего, может быть, из-за травли его людьми, не понимающими смысл его кинолент: «Зеркало», «Ностальгия».

Из современных кинорежиссеров, делающих кино не для всех,- Кира Муратова. Сколько споров вызвал ее фильм «Астенический синдром».

 

Учитель: А если послушать, хорошую классическую музыку и суперсовременную молодёжную. Какая из них будет считаться авангард­ной, а какая реалистической? Почему?

(Звучит отрывок в исполнении скрипачки Ванессы Мей и популярный «рок» «666».

 

 Скептики:

- Хоть я и сама молода, очень люблю современную музыку, но есть такие ритмы в «тяжёлом роке», что действительно просто ошелом­ляюще действуй на человека. Установлено, что в это время по­гибают тысячи нервных клеток, а они как известно из биологии, не восстанавливаются.

- И о музыке, и о живописи нельзя говорить по- дилетантски, поверхностно. Здесь уместно вспомнить стихотворение Андрея Вознесенского «Не трогайте музыку руками».

 

Искусствовед:

Провели эксперимент: в две разные комнаты поместили одинаковые растения. В одной комнате, где звучала классическая музыка, рас­тения развивались успешно, а в другой, где звучала суперсовремен­ная, они значительно отставали в росте, чахли. Следовательно, реа­листический музыкой можно считать классическую ибо она плодотвор­но и благодатно действует на человека, его организм.

 

Прагматики: Реалистической музыкой можно считать современную, потому что именно она вызывает чувство радости, бытия, ощущения счастья.

 

Вопрос для статистики:

Признаю ли абстрактное искусство?  (отвечают с помощью карточек все присутствующие).

 

Учитель:  Ваше отношение к Сальвадору Дали как к личности и ху­дожнику?

Архивариус. Краткая биографическая справка.

Известный испанский художник авангардного направления, родившийся в небольшом  городе Фигерасе в 1904 году в семье провинциального нотариуса. С раннего детства проявилось желание рисовать. Мог даже за обедом вилкой на столе. Родители хотели нанять учителя рисования для дополнительных занятий, но 12- летний подросток заявил:  «Учитель мне не нужен. Ибо я художник – импрессионист».  Учился в Академии искусства в Мадриде, откуда исключили за участие в политических демонстрациях. Ещё студентом Сальвадор Дали сближается с авангардистами разного  направления в искусстве: поэтом Федерико Гарсиа Поркой, художниками - кубистами Пабло Пикассо и Рафаэлем Баррадосом, кинорежисёром Луи­сом Бунюэлем.

В 1927 году он едет в Париж, где увлекается сюрреализмом.

 

Искусствовед:

Сюрреализм - одно из авангардических художественных направлений ХХ столетия, борющееся с авторитетами, традициями в искусстве. Цель: полный отход от реалистического мировоззрения, поиски новой внутренней реальности, которая складывалась бы из сновидений, подсознательных реакций, случайных спонтанных ассоциаций, удивительных соединений картин реального и ирреального мира.


Учитель:

Поделимся первыми впечатлениями от картин Сальвадора Дали.

«Предчувствие гражданской войны»,  «Атомная меланхолия», «Атомная леди», «Тайная вечеря».

 

Скептики:

- Сальвадор Дали просто шокирует зрителя своими картинами, чувствует человеко - ненавистническая идеология, которую он про­поведует; любя человека, жизнь, нельзя такое творить.

- Своеобразная эстетическая шизофрения.

- Это какая-то патология. Человек втоптан в грязь.

- Нагромождение галлюцинацией параноидного характера. Надуман­ные образы на политические и религиозные темы.

 

Выступление ученицы по главе «Сальвадор Дали» (книга 2000- летию крещения Руси».

В этой книге собраны рассказы о самых великих людях XX - века. Есть и главы о скандальной славе художника Сальвадора Дали.  Автор этой главы очень скептически относится к некоторым «Шедеврам» художника, где он изображает дохлого осла в рояле, или человеческие инскрименты. Всё это действует на человека уг­нетающе, а цель настоящего искусства другая - помочь духовному обновлению и очищению человеческой души.

- Непонятно, почему картина названа «Тайная вечеря», это далеко не перефраз библейской легенды.

 

Прагматики:

- В картине «Предчувствие гражданской войны» изображены на фоне зловещих ядовито - бирюзовых туч и синего неба, как бы в потустороннем ирреальном освещении, расчлененные руки и ноги одного  тела, которые спазматично сплелись в ужасный клубок смерти.

- Эта картина как  бы символ, синоним результата любой войны. Глядя на эту картину, уверяешься, что война – это зло.

- У художника свой принцип – в целом реалистично изображает  миры несуществующих. Создавать новую экспериментальную действительность,


открывать в обычных и знакомых предметах и образах что-то необычное и пророческое, неожиданное и шокирующее.

- Творчество Дали возникло не на пустом месте. Кто его были друзья и предшественники в искусстве? 

 

Литературовед:

Очень дружил с испанским поэтом-коммунистом Гарсиа – Лорка, который был убит франкистами, испанскими фашистами, в 1939 г. Смерть эту С.Дали пережил как личную трагедию, зас­тавившую эмигрировать его в США и, может быть пересмотреть что-то в своём мировоззрении, т.к. С.Дали был один из немно­гих художников, не осудивших фашизм, хотя фашисты жгли его картины вместе с картинами, книгами других деятелей искусств, не подходящих фашистской идеологии.

Гарсиа Лорка писал о Дали: "Я всё глубже чувствую талант Дали. Он, по-моему, уникум. Он ошибается, ну и что - он живой! Его обезоруживающее детство в соединении с острым умом даёт такую необычную, неповторимую и чарующую смесь».

 

Искусствовед:

 Своим учителем в живописи С.Дали считал другого великого испанца Франциско Гойю. Посмотрите на репродукции картин этого художника, в них чувствуется кисть, будущего Сальвадора Дали.

 

Учитель:

Такой Сальвадор Дали в искусстве, а какой был в жизни?

Скептики:

- Он шокировал публику своим внешним видом: мог появиться с термометром во рту, с цветком за ухом, выкрашенным в синий цвет подмышками.

- О его хулиганствах писала пресса, поэтому родной отец, ува­жаемый нотариус, отрёкся от своего сына, потому что ему было стыдно за скандальную славу сына.

- Необычная у него была и личная жизнь. Встреча и женитьба на Елене Дьяконовой, старше его на 11 лет, назвавшей себя Гала. Эту женщину считают женщиной – вамп, т.е. натурой, способной растворить в себе своего избранника.  Так было с ее первым мужем французским поэтом Полем Элюром, с которым они, кстати, перевели всего Блока. Так было и с С.Дали.

 

Или же у человека такое огромное сердце, способное пламенно любить сразу несколько женщин, или же С.Дали – большой актёр и лгун. В журнале «Натали» за 1998  год рассказывается о любовнице С.Дали, фотомодели и певице Аманде Лир, которая  более 10 лет жила в семье С.Дали, а Гала приходилось терпеть это.

Он был ужасно жаден к богатству. Много писал о том, что для него главное, чтоб шёл «золотой дождь», а за кисть браться  заставляет предчувствие большого гонорара.

 

Прагматики:

- Позднее Дали откровенно пояснил ради чего он совершил все эти «приколы». «Я был молодой, неизвестный и должен заявить о себе. Быть ни на кого не похожим. Я своего добился, меня заме­тили, хотя писали обо мне очень непристойные слова, а я спокойно делал то, что не вызывало скандалов, но и шло по разряду классической живописи».

- Вообще, он внешне был похож на Дон Кихота, те же усы. И свою Гала он любил так же романтически и возвышенно, как Дон Ки­хот. Когда она умерла (1982г.) Сальвадор замкнулся в себе, запер в буквальном смысле слова в одном из своих замков, семь лет до самой смерти в 1989 году не выпускал из рук фото­портрет жены.

- Я думаю, что это был образец вечной любви, т.к. он писал в одном из своих писем, что любил Гала больше, чем живопись, Пикассо и деньги вместе взятые.

- В старости разница в 11 лет особенно чувствовалось. У  Гала морщинистое тёмное лицо, но он по-прежнему к ней относился как к богине.

- Это бравада, что он так жаден к деньгам. Наоборот, многие картины он раздаривал друзьям. Обосновал три музея своих картин (в Фигерасе, в Америке, во Франции). Очень был непрактичным в бытовой жизни. Его секретари стали миллионерами, воспользовавшись бесконтрольностью в  финансовом плане со стороны Дали, за бесценок приобретали его картины и за баснословные суммы продавали.



Учитель:

Сальвадор Дали был необычным во всем. От впечатления от посещения музея С. Дали в Фигерасе делится Александр Машениченко, бизнесмен из Симферополя (Звучит магни­тофонная запись).

 

«Сальвадор Дали был не только гениальным художником, но и ге­ниальным выдумщиком. Так посещение музея в Фигерасе перекрыло все впечатления, полученные от поездки в Испании. Экскурсовод объявляет, что в следующем зале вы увидите портрет американской кинозвезды Мэй Вест. Мы ожидали увидеть портрет в привычном смыс­ле слова. Оказалось, что это целая комната. На противоположной к входу стороне висят две картины работы Дали - это глаза, ближе к выходу красное мягкое кресло - губы, чуть дальше своеобразное сооружение - нос, занавеси на входной двери - волосы. Удивительно, понимаешь что это нечто диаметрально противоположное реалистическому искусству, но портрет негритянской женщины видится. Класс!»

 

Учитель:

-  Чем отличается творчество Сальвадора Дали от других художников - авангардистов?

 

Скептики:

- Я никаких отличий не вижу. Так же абсурдность, вычурность, стремление к скандалу.

- Тяга к параноидным натурам : Сталину, Франко, Ницше.

Прагматики:

- Импрессионисты делали ставки на цвет. Их творческий принцип: пишу, как чувствую. Для всех деревья зелёные, а я вижу розовыми.  Я не вижу, я чувствую.

 

Искусствовед:

- Не похожее ни на кого творчество у художника Марка Шагала. На мой взгляд, всё-таки его работы проигрывают по отношению с творчеством Сальвадора Дали. Его изобразительный ряд примитивный, напоминаю­щий детский рисунок. Может оттого что преподавал уроки рисования в детском доме, восхищался детскими рисунками.

 

Вопрос для статистического бюро.

Считаю творчество Сальвадора Дали весьма интересным и талантливым?

 

Учитель:

Итак, дискуссия наша подошла к концу. Сделать выводы. Подвести итоги помогут мне мои эксперты, сидящие напротив.

В начале урока были поставлены четыре цели, касающиеся эстетики, философии, лексики, литературы, искусства, культуры человечес­кого общения, статистики.

Искусствоведы, языковеды, литературоведы, архивариус сейчас проверят знания, полученные во время дискуссии, по своему нап­равлению. У нас должно получиться своеобразное закрепление об услышанном и увиденном.

 

Статистическое бюро сделает анализ своих данных.

Искусствовед: - Что такое сюрреализм в искусстве?

- Это изображение реального образа на уровне нашего подсознания, это образы, явившиеся нам во сне, в мечтах.

 

Языковед: - Как вы считаете, кому живётся легче скептикам или прагматикам?

- Скептики вынуждены постоянно критиковать существующую действительность. Находиться постоянно в атмосфере войны всех со всеми.

Это очень тяжело, им труднее.

- А мне кажется труднее прагматикам, и во всех предметах, яв­лениях, событиях нечто полезное и разумное для себя, то есть искать полную гармонию с окружающим миром. Мне кажется это труднее, нежели всё критиковать и не принимать.

 

Литературовед: - Можно ли назвать Сальвадоре Дали неоромантиком?

- Дружба его с Гарсиа Лоркой это подтверждает.

По убеждению Г. Лорка - коммунист. Сейчас мы понимаем коммунизм это мечта, библейский рай на земле, стало быть романтика.

 

Архивариус: факт из биографии художника, наиболее вам запом­нившийся.

 - В 12 лет заявить, что мне не нужен учитель, я художник – импрессионист, мог только поверивший в себя гений.

 

Статистическое бюро.

При обсуждении главных вопросов дискуссии получился такой расклад мнений:

(Всех участвующих в дискуссии – 42 человека).

 

1.             Влияет ли искусство на человеческую личность?

ДА – 34              НЕТ – 8

Экспресс - анализ. Следует пусть и заочно знакомиться с творчеством композиторов, художников, архитекторов, ибо это влияет на обогащение духовного мира человека.

 

2.     Признаю ли я абстрактное искусство?

ДА – 23               НЕТ - 19    

Экспресс - анализ. Если большинство присутствующих признает абстрактную живопись, следует и другим это направление принять в искусстве, как объективную реальность.

 

3.     Творчество Сальвадора Дали во всём мире считают талантливым и интересным?

ДА – 19          НЕТ – 23

 

Экспресс - анализ. Наше статистическое исследование подтверждает сверхпопулярность творчества Сальвадора Дали во всём мире. Музей его картин собирает рекордное количество посетителей. Несколько лет тому назад в Луганскую картинную галерею привозили фоторепродукции  большого формата с  картины Сальвадора Дали. Даже это стало событием в культурной жизни Луганска.

 

Домашнее задание:

Написать сочинение - миниатюру на тему: "Я присваиваю имя Сальвадора Дали…

(планете, острову, цветку, предмету).

Дать описание внешнего вида, цвета, запаха, строения, особых качеств предмета, явления, небесного тела и др.


 

Урок-дискуссия в 11 классе на тему «

Урок-дискуссия в 11 классе на тему «

Философские законы живописи.

Философские законы живописи.

А. Астемиров «Второе рождение» «Взаимодействие»

А. Астемиров «Второе рождение» «Взаимодействие»

Сидят друг против друга. ЭКСПЕРТЫ: языковеды, литературоведы, искусствоведы, архивариусы, статистическое бюро

Сидят друг против друга. ЭКСПЕРТЫ: языковеды, литературоведы, искусствоведы, архивариусы, статистическое бюро

Я побывала в музее Айвазовского в

Я побывала в музее Айвазовского в

А картины художников-реалистов вызывают восхищение, ведь так владеть кистью, чтобы почти фотографически изобразить окружаю­щий нас мир, может не всякий человек

А картины художников-реалистов вызывают восхищение, ведь так владеть кистью, чтобы почти фотографически изобразить окружаю­щий нас мир, может не всякий человек

Как пример замечательного абстрактного искусства в кинематог­рафе я могу назвать фильмы

Как пример замечательного абстрактного искусства в кинематог­рафе я могу назвать фильмы

Прагматики: Реалистической музыкой можно считать современную, потому что именно она вызывает чувство радости, бытия, ощущения счастья

Прагматики: Реалистической музыкой можно считать современную, потому что именно она вызывает чувство радости, бытия, ощущения счастья

Предчувствие гражданской войны», «Атомная меланхолия», «Атомная леди», «Тайная вечеря»

Предчувствие гражданской войны», «Атомная меланхолия», «Атомная леди», «Тайная вечеря»

У художника свой принцип – в целом реалистично изображает миры несуществующих

У художника свой принцип – в целом реалистично изображает миры несуществующих

О его хулиганствах писала пресса, поэтому родной отец, ува­жаемый нотариус, отрёкся от своего сына, потому что ему было стыдно за скандальную славу сына

О его хулиганствах писала пресса, поэтому родной отец, ува­жаемый нотариус, отрёкся от своего сына, потому что ему было стыдно за скандальную славу сына

В старости разница в 11 лет особенно чувствовалось

В старости разница в 11 лет особенно чувствовалось

Скептики: - Я никаких отличий не вижу

Скептики: - Я никаких отличий не вижу

Это изображение реального образа на уровне нашего подсознания, это образы, явившиеся нам во сне, в мечтах

Это изображение реального образа на уровне нашего подсознания, это образы, явившиеся нам во сне, в мечтах

Экспресс - анализ. Следует пусть и заочно знакомиться с творчеством композиторов, художников, архитекторов, ибо это влияет на обогащение духовного мира человека

Экспресс - анализ. Следует пусть и заочно знакомиться с творчеством композиторов, художников, архитекторов, ибо это влияет на обогащение духовного мира человека
Скачать файл