Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Оценка 5
docx
08.01.2020
Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)
открытый урок русского языка 3 классрод сущ .docx

Тема: «Род имен существительных»

Тип урока в дидактической системе деятельностного метода: урок «открытия» нового знания

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма: беседа

Цель: способствовать приобретению обучающимися приема распознавания морфологического признака имени существительного - рода через разрешение учебной проблемы

Задачи:

-актуализировать знания об общем грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос, собст,нариц.,одуш, неодуш.);

-развивать мыслительные операции: внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;

-способствовать воспитанию коммуникативных отношений: учитель - ученик, ученик-ученик; культуру письма.

I.Орг.момент.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, включение в деловой ритм.

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давать, 
Чтоб за работу получать 
Только лишь хорошие отметки! 

-Какое, ребята, сегодня число? -Откроем тетради и запишем число.

II.Чистописание.

-Обратите внимание на сочетания букв. Рассмотрите. Найдите закономерность их написания.

-Какие сочетания добавим?

Рра  Ррэ   Рро …  Рру  Рры Рри

 

III.Словарная работа.

Прочитайте слова про себя. А теперь произнесите вслух, какие слова написаны?

Р-бина, Р-ссия, р-месло(значение ,словарь) ,ра—каз,  р-монт, род.

-Вставим пропущенные буквы в корне.

- Что общего? (Обозначают предметы)

- Какой частью речи являются? Докажите. ( Существительное)

- Что такое имя существительное? ( Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто и что, обозначает предмет).

- В каком числе употреблены существительные?  ( Слова употреблены в единственном числе).

IV. А что может рассказать о себе имя существительное? (это часть речи, отв на вопросы кто? Что?)

-Какие признаки имени существительного мы изучили? 
- Какие из этих признаков постоянные? 
Что значит термин «постоянный признак»? 
(Не изменяются).( собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) 


- Что значит термин «непостоянный признак» 
(Изменяются). Изменяются по числам
(табличку признаков сущ.) 1 лист перевёрнут

В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. 

На партах у каждого ребенка пустая таблица, в которой 3 столбика, она заполняется по ходу урока).

 1.

2.

3.окончание –           ,

 

1.

2.

3.окончание –

1.

2.

3.окончание – 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним  грамматическим признаком имени существительного. А чтобы узнать,  как он называется,  отгадайте  ребус:  

 Рот   - т   +  д =  род

На доске учитель прикрепляет на доске  карточку со словом – род.

-Какой будет тема урока?  (Род имени существительного)

- Что бы вы хотели узнать об этой теме? (Какой бывает род , как определить)

-А чему научимся?

 

-Что  же такое род?

-Род-группа,коллектив людей связанных кровным родством.

-Род-это семья,родня.

-Какая же родня у имени существительного? - Как  появился род у имен существительных,  хотите узнать?

-Давным –давно имя существительное путало своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды оно издало указ «Кто узнает секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои».Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на середине-лишние. Пришли они к существительному и говорят:

-Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой»

-Жена « А мои слова-Она,моя»

-Ребята,как назвать род слов мужа?жены?   (сценка)

-Как назвать род слов по середине?

-С какими словами обратимся к среднему роду?

 

(В домике появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.)

На письме название рода будем сокращать так.

-Существительное поблагодарило за работу,с тех пор не путает родственников и говорит.

Женский род запомню я

И скажу: она, моя

И запомню род  мужской

И опять скажу: он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.

1.-Вернемся к нашим словам в начале урока.

-Какие бы слова взяла для себя женщина, мужчина? А слово по середине?

 

V.На основе информации давайте составим алгоритм определения рода имени существительного.

(алгоритм) Прочитай слово

 – замени местоимением

 - определи  род.

 

-Давайте запишем эти слова в з группы в ТАБЛИЦУ

ж.р. м.р. ср.р. К этому слову можно поставить слово…..Записываем слова .

 Ж.р. рябина,Россия,дочь

М.р.рассказ,ремонт,род,дядя,Миша.

Ср.р.ремесло,море.

 

 Лишнее слово.добавь в таблицу:

Деревня, дядя, вода, земля;

Маша, Миша, Марина, Мила;

Дочь, огонь, конь, окунь;

Место, море, ведра, весло

 

-Имя существительное не изменяется по родам. Род – это постоянный признак.

- Прочитайте имена существительные женского рода, назовите окончания.     ( В  таблицу записывают окончания каждого рода)

-Прочитайте имена существительные мужского  рода , назовите окончания.

-Прочитайте имена существительные среднего  рода , назовите окончания.

- Сделайте вывод, какие окончания бывают  у имен существительных мужского рода, женского  рода и среднего рода?

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 26 рубрика «Обрати внимание».

Правило в учебнике

Игра « У каждого рода свой домик»

Учитель вызывает 3 учеников и дает им карточки с названием рода.

Остальным детям раздаются слова, записанные на карточках. Причем девочкам даются слова мужского рода, мальчикам – женского рода. По команде учителя,  нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик.

Пальто, снег, зима, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, солнце, дерево, чай.

VI.Физкульминутка

Буратино потянулся, 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, 
Руки в сторону развел, 
Ключик, видно, не нашел. 
Чтобы ключик нам достать, 
Нужно на носочки встать. 

VII. Самостоятельная работа.

Работа в  тетради на странице 25 упражнение 39.

 

Применяют новые знания на практике. 
Осуществляют взаимоконтроль. 
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. организация деятельности по применению новых знаний; 
индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха 
-Распределите слова в три столбика по родам. 
Ж.р. М.р. Ср.р. 
Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз, кольцо, аллея. 
-Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили следы. (ж.р.- лиса, м.р.- белка, ср.р - волк). 
-Проверим, какая пара самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку распределены слова в столбиках. (ж.р. -словарные слова, м.р.-слова с парной согласной на конце слова, ср.р.- слова с безударной гласной в корне). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - организовывает самопроверку учащимися своих решений по эталону; 

-Чему учились на уроке?

-Достигли ли цели?

-Где в жизни могут пригодиться знания?

-Мне хочется поблагодарить вас за активность.Совместная деятельность на этом уроке заканчивается,но сотрудничество продолжается.

-Приятно побывать в гостях. Как и принято в гостях угощают. Для гостей и.сущ. приготовило фрукт ср.р.-яблоки,для девочек ж.р.-грушу,для мальчиков- банан.На перемене угоститесь.

 

VIII.Рефлексия .Цель :самооценка результатов деятельности.

Рефлексия учебной деятельности развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке 
-Какова была цель урока? 
- Какие знания мы открыли? 
- Чему научились? 
- Какого рода бывают имена существительные? Как определить? 

Оцените себя с помощью «светофора». 
Зеленый цвет - я всё понял. 
Жёлтый цвет – я ещё не всё понял. 
Красный цвет- мне нужна помощь. 
Изменилось у вас настроение к концу урока? 
Покажите на рисунке, какое у вас сейчас настроение? 


-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут

IX. Д.з.стр. 25.выучить,№44

 

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему : Род имён существительных" (Школа России)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020