Тема: «Род имен существительных»
Тип урока в дидактической системе деятельностного метода: урок «открытия» нового знания
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма: беседа
Цель: способствовать приобретению обучающимися приема распознавания морфологического признака имени существительного - рода через разрешение учебной проблемы
Задачи:
-актуализировать знания об общем грамматическом значении имени существительного (значение предмета, вопрос, собст,нариц.,одуш, неодуш.);
-развивать мыслительные операции: внимание, мышление, анализ, синтез; орфографическую зоркость;
-способствовать воспитанию коммуникативных отношений: учитель - ученик, ученик-ученик; культуру письма.
I.Орг.момент.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу, включение в деловой ритм.
Начинается
урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь хорошие отметки!
-Какое, ребята, сегодня число? -Откроем тетради и запишем число.
II.Чистописание.
-Обратите внимание на сочетания букв. Рассмотрите. Найдите закономерность их написания.
-Какие сочетания добавим?
Рра Ррэ Рро … Рру Рры Рри
III.Словарная работа.
Прочитайте слова про себя. А теперь произнесите вслух, какие слова написаны?
Р-бина, Р-ссия, р-месло(значение ,словарь) ,ра—каз, р-монт, род.
-Вставим пропущенные буквы в корне.
- Что общего? (Обозначают предметы)
- Какой частью речи являются? Докажите. ( Существительное)
- Что такое имя существительное? ( Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто и что, обозначает предмет).
- В каком числе употреблены существительные? ( Слова употреблены в единственном числе).
IV. А что может рассказать о себе имя существительное? (это часть речи, отв на вопросы кто? Что?)
-Какие
признаки имени существительного мы изучили?
- Какие из этих признаков постоянные?
Что значит термин «постоянный признак»?
(Не изменяются).( собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные)
- Что значит термин «непостоянный признак»
(Изменяются). Изменяются по числам
(табличку признаков сущ.) 1 лист перевёрнут
В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.
На партах у каждого ребенка пустая таблица, в которой 3 столбика, она заполняется по ходу урока).
1. 2. 3.окончание – ,
|
1. 2. 3.окончание – |
1. 2. 3.окончание – |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним грамматическим признаком имени существительного. А чтобы узнать, как он называется, отгадайте ребус:
Рот - т + д = род
На доске учитель прикрепляет на доске карточку со словом – род.
-Какой будет тема урока? (Род имени существительного)
- Что бы вы хотели узнать об этой теме? (Какой бывает род , как определить)
-А чему научимся?
-Что же такое род?
-Род-группа,коллектив людей связанных кровным родством.
-Род-это семья,родня.
-Какая же родня у имени существительного? - Как появился род у имен существительных, хотите узнать?
-Давным –давно имя существительное путало своих родственников.т.к. они были похожи.Однажды оно издало указ «Кто узнает секрет как их различать,тот будет награжден».Услышали про это муж с женой из другого города.Муж набрал много слов и сказал «Пусть они будут мои».Жена схватила слова к себе и сказала «Мои!»А все остальные слова остались на середине-лишние. Пришли они к существительному и говорят:
-Муж «К моим словам я обращаюсь он,мой»
-Жена « А мои слова-Она,моя»
-Ребята,как назвать род слов мужа?жены? (сценка)
-Как назвать род слов по середине?
-С какими словами обратимся к среднему роду?
(В домике появляются окошки :м.р,ж.р,ср.р.)
На письме название рода будем сокращать так.
-Существительное поблагодарило за работу,с тех пор не путает родственников и говорит.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род: оно, моё.
Это правило твоё.
1.-Вернемся к нашим словам в начале урока.
-Какие бы слова взяла для себя женщина, мужчина? А слово по середине?
V.На основе информации давайте составим алгоритм определения рода имени существительного.
(алгоритм) Прочитай слово
– замени местоимением
- определи род.
-Давайте запишем эти слова в з группы в ТАБЛИЦУ
ж.р. м.р. ср.р. К этому слову можно поставить слово…..Записываем слова .
Ж.р. рябина,Россия,дочь
М.р.рассказ,ремонт,род,дядя,Миша.
Ср.р.ремесло,море.
Лишнее слово.добавь в таблицу:
Деревня, дядя, вода, земля;
Маша, Миша, Марина, Мила;
Дочь, огонь, конь, окунь;
Место, море, ведра, весло
-Имя существительное не изменяется по родам. Род – это постоянный признак.
- Прочитайте имена существительные женского рода, назовите окончания. ( В таблицу записывают окончания каждого рода)
-Прочитайте имена существительные мужского рода , назовите окончания.
-Прочитайте имена существительные среднего рода , назовите окончания.
- Сделайте вывод, какие окончания бывают у имен существительных мужского рода, женского рода и среднего рода?
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 26 рубрика «Обрати внимание».
Правило в учебнике
Игра « У каждого рода свой домик»
Учитель вызывает 3 учеников и дает им карточки с названием рода.
Остальным детям раздаются слова, записанные на карточках. Причем девочкам даются слова мужского рода, мальчикам – женского рода. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик.
Пальто, снег, зима, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, солнце, дерево, чай.
VI.Физкульминутка
Буратино
потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VII. Самостоятельная работа.
Работа в тетради на странице 25 упражнение 39.
Применяют новые
знания на практике.
Осуществляют взаимоконтроль.
Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. организация
деятельности по применению новых знаний;
индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
-Распределите слова в три столбика по родам.
Ж.р. М.р. Ср.р.
Бег, лопата, варенье, енот, окно, лебедь, игра, лицо, крот, сорока, арбуз,
кольцо, аллея.
-Теперь по первым буквам слов прочитаем название животных, которые оставили
следы. (ж.р.- лиса, м.р.- белка, ср.р - волк).
-Проверим, какая пара самая внимательная, и заметила, по какому еще признаку
распределены слова в столбиках. (ж.р. -словарные слова, м.р.-слова с парной
согласной на конце слова, ср.р.- слова с безударной гласной в корне).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - организовывает самопроверку
учащимися своих решений по эталону;
-Чему учились на уроке?
-Достигли ли цели?
-Где в жизни могут пригодиться знания?
-Мне хочется поблагодарить вас за активность.Совместная деятельность на этом уроке заканчивается,но сотрудничество продолжается.
-Приятно побывать в гостях. Как и принято в гостях угощают. Для гостей и.сущ. приготовило фрукт ср.р.-яблоки,для девочек ж.р.-грушу,для мальчиков- банан.На перемене угоститесь.
VIII.Рефлексия .Цель :самооценка результатов деятельности.
Рефлексия
учебной деятельности развитие рефлексивных умений. Создание ситуации для
осмысления всей работы на уроке
-Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли?
- Чему научились?
- Какого рода бывают имена существительные? Как определить?
Оцените себя с помощью «светофора».
Зеленый цвет - я всё понял.
Жёлтый цвет – я ещё не всё понял.
Красный цвет- мне нужна помощь.
Изменилось у вас настроение к концу урока?
Покажите на рисунке, какое у вас сейчас настроение?
-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине
клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена,
наши мнения совпадут
IX. Д.з.стр. 25.выучить,№44
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.