Тема: Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний
Цель: Совершенствовать правила проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и правила проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы .
Развивающие: способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания; умения формирование универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; формирование навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии.
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах.
Планируемые результаты
Предметные
- наблюдение за способом проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного;
- умение пошагово применять алгоритм действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
Познавательные: общеучебные: овладение алгоритмом действия при проверке слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного.
логические: осуществление анализа.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.
Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Ход урока:
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
1.Орг. момент Задача: создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.
|
- Добрый день, ребята! Громко прозвенел звонок. Начинается урок. .Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Подготовьте тетради к работе. Запишите : Пятое декабря Классная работа Запись пословицы ( под диктовку) “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Благодаря солнцу существует жизнь на Земле , а человек живёт, развивается благодаря знаниям.) Найдите слово, которое вызвало у вас затруднение при написании (солнцем) -Как называются такие слова?( слова с непроизносимой согласной в корне слова) -Что мы уже знаем о таких словах? ( в них встречается стечение согласных, поэтому при произношении мы все согласные звуки не слышим) - Как проверить слова с непроизносимой согласной в корне слова? ( Подберу однокоренное слово так, чтобы непроизносимый согласный звук слышился чётко).
|
Проверяют готовность к уроку
Записывают в тетрадь |
|||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности. Задачи: привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем. 3.Актуализация и пробное учебное действие.
4.Выявление места и причины затруднения. Задачи: Развитее умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Привлечь внимание ученика к «опасному месту», где произношение не совпадает с написанием. |
-Ребята, давайте подумаем, каким бы вы хотели видеть наш урок?
(На доске слова: прелестный, интересный, радостный.) Посмотрите на эти слова внимательно.
-Что заметили?
Произносятся одинаково , а пишутся по-разному
Как проверить слова прелестный, интересный, радостный?
Запишите эти слова и подберите к ним проверочные.
Прелестный-прелесть,прелестен Интересный-интресен,интересовать Радостный-радость, радостен |
Отвечают на вопросы учителя, оформляют кластер под руководством учителя.
Определяют соответствие произношения и правописания
Отвечают на вопросы. Определяют план выхода из проблемы. |
|||||||||||||||
5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Задачи: Связать изучаемый материал с личным опытом учащихся; Определение границ собственного знания в рамках этой ситуации.
|
1.Целеполагание - Определите тему урока. Как она будет звучать? (Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова . Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного.) - Как вы думаете, какова цель нашего урока? Когда нужно писать - стн ? -сн Что для этого нужно найти?( способы проверки)
2.Построение проекта выхода из затруднения. Давайте составим план изучения новой темы. Для этого нужно поставить карточки с этапами нашей работы в правильном порядке:
4. Применяю
5.Оцениваю |
Высказывают предположения.
Намечают пути решения проблемы.
Выстраивают план выхода из затруднения. Работают с места, я ассистирую, задаю наводящие вопросы, если требуется.
|
|||||||||||||||
6.Реализация построенного проекта. Задачи: путём наблюдения, сравнения ввести правило обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Создание проблемной ситуации, активизация мыслительной деятельности через постановку вопросов. Создание комфортного климата для слушания, умения задавать вопросы
|
Выполнение упр.229 стр120 Прочитайте задание к упражнению. Что нужно сделать?(Проверить) Проверим написание этих слов двумя способами Выбираю способ проверки: 1. Подобрать однокоренное слово так , чтобы непроизносимый согласный слышался чётко 2.Определить непроизносимый согласный по команде вопроса: каков? Работа в парах , оцените себя на этом этапе работы Перейдём к следующему этапу нашей работы Формулирую правило. Составим алгоритм проверки . Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне( раздать каждому )
|
Раскрывают «секреты» правописания «-стн или -сн». Работа в паре. Рассказывают правило друг другу по опоре. |
|||||||||||||||
Физминутка |
|
Повторяют движения. |
|||||||||||||||
7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи: развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать, строить умозаключения. |
- Итак, мы сформулировали с вами правило? (да) Хочу проверить ,как вы научились слышать слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного.
До
чего ж сегодня день прелестный. Освещает
местность и окрестность Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова, объясните их написание
|
|
|||||||||||||||
8.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Задачи: самоорганизация своей деятельности через осмысления личности и деятельности партнёра по совместной деятельности. Проанализировать полученные результаты, их значимость. |
Обратимся к нашему плану, следующий этап - применение Самостоятельная работа. У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием. Прочтите задание и выполните его. Выполним работу по группам 1 группа (базовый уровень) Соедините стрелками в карточке проверяемые слова с проверочными , запиши проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы. Напрас.ный звёзды Вкус .ный радости Радос .ный напрасен Звёз. ный вкусы Прочтите слова, в которых есть стечение согласных ., слова в которых стечения согласных нет 2 группа Задание: логический диктант Замени словосочетание - одним словом (прилагательным): 1. Пасмурный , дождливый день -.............(ненастный) 2. Храбрый , мужественный человек -.......(доблестный) 3. Аппетитный пирог -.....(вкусный) 4.Звуки, при произношении которых во рту не встречаются преграды - ..... (гласные) 5.Весёлый , солнечный день-.............(радостный или чудесный)
Проверим выполненную работу
|
Каждый работает самостоятельно
|
|||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. Задачи: развитие умения самооценки, уверенности в успешности своей работы. |
-А теперь давайте поиграем. Если нужно писать –СН- , то хлопайте в ладоши,если же –СТ- , то топайте ногой. Закончите стихотворение. Вкус.ный, глас.ный, интерес.ный, безопас.ный и небес.ный, и чудес.ный, и прекрас.ный, и ужас.ный, и напрас.ный. Этих слов не забывайте, букву Т в них ...................................( не вставляйте) Влас.ный, радос.ный, несчаст.ный, и прелес.ный, и ненас.ный, доблес.ный, бескорыс.ный, чес.ный. Этих слов не забывайте. При письме в них Т .................( вставляйте) Оценивание работы детей на уроке |
Самостоятельная работа |
|||||||||||||||
Выставление оценок. Домашнее задание. |
Домашнее задание: учебник стр. 120 . упр.231 |
|
|||||||||||||||
|
Молодцы! Спасибо за работу на уроке! |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.