Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Конспект
урока по русскому языку в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века» С.В. Иванов «Русский язык»
Провела и разработала:
учитель начальных классов Малёнкина Т.В.
март, 2025г
Тема: Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
Цель: познакомить с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Образовательные:
-выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода;
-выявить алгоритм написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
-развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.
1. Личностные:
· мотивация к познанию, учебной деятельности;
· осознавать важность учёбы и познания нового.
2. Метапредметные:
· формулировать тему и цели урока с помощью учителя;
· оценивать свою деятельность.
· ориентироваться в своей системе знаний;
· осознавать необходимость нового знания;
· извлекать информацию из разных источников, делать выводы.
· высказывать своё мнение;
· организовывать учебное взаимодействие;
· выражать свои мысли.
3. Предметные:
· упражнять в правильном написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы: метод проблемного обучения, беседа.
работа в группах, индивидуальная
Оборудование: учебник русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий II часть, карточки с образцами написания букв, карточки с заданием для исследовательской работы, «алгоритм работы» существительное с шипящим на конце, звёздочки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещение, дух
И опыт-сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг. (А.С.Пушкин)
-Слова великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина будут сегодня эпиграфом нашего урока. Постигая таймер родного языка, мы сегодня совершим открытие и выполним много интересных заданий.
-Запишите число и классная работа с проговариванием по слогам. Не забывайте правила посадки при письме.
- Послушайте стихотворение. (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки). Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу. За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, На "отлично" напишу.
- Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)
- Какие согласные называются шипящими? Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж].
- Охарактеризуйте эти звуки (учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки» вывешивается на доску).
Ч – [ Ч᾽] Ж – [ Ж ] Щ –[ Щ᾽] Ш - [ Ш ]
- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.
Запись букв ч ш щ ж
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».
- Кто записал. Какие у вас получились результаты? Обучающиеся зачитывают свои варианты.
- У нас в классе возникло несколько мнений (1.Гуашь, камышь; 2 гуаш, камыш; 3 гуаш, камышь, 4 гуашь, камыш).
- Кто прав?
- Проверьте себя по образцу.
− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)
− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались? Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)
− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).
− В чем затруднение? Почему оно возникло? (Не все смогли правильно
записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет).
- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
- Сформулируйте тему нашего урока? (тема нашего урока: мягкий знак на конце имен существительных после шипящих).
- Чтобы вы смогли сами сформулировать правило, я вам предлагаю работать по плану:
На доску вывешивается план:
Алгоритм – план исследования:
1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Определите род имен существительных.
4. Запишите слова, распределив их в группы по родам.
5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?
6. Сделайте вывод. Сформулируй правило.
−Предлагаю поработать вам в группе. Вспомните, правила работы в группе.
Каждая группа получает лист для оформления
ответов. Слова на карточках:
нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ.
Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски.
- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий
знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)
- Где мы можем себя проверить, правильное ли открытие сделали? (по учебнику)
- Откройте учебник на стр.31. Сравните наш вывод с правилом в учебнике. Дети читают правило в учебнике.
− Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)
Запомните мягкий знак на конце имен существительных после шипящих - это орфограмма.
– Выполните схему на доске (у доски работают пара учеников).
Чтобы знать, как писать, Надо род определять.
Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова - Нету знака никакого!
-Как определить орфограмму мягкий знак на конце имен существительных после шипящих?
- Вернёмся к словам «камыш», «гуашь».
-Произнесите слово «камыш».
-Определите звук на конце слова.
-На конце слова слышите шипящий [ш].
-Решите, надо ли писать мягкий знак? (обучающиеся используя схему, размышляют:
1. Определяем род имени существительного «камыш»
2. он (мой) камыш
3. камыш - это существительное мужского рода, единственного числа.
4. мягкий знак не пишется).
-Произнесите слово «гуашь».
-Определите звук на конце слова.
-На конце слова слышите шипящий [ш].
-Решите, надо ли писать мягкий знак? (обучающиеся используя схему, размышляют:
1. Определяем род имени существительного «гуашь»
2. она (моя) гуашь
3. гуашь-это существительное женского рода, единственного числа.
4. мягкий знак пишется).
VIII. Физкультминутка. Имя существительное – Очень удивительное:
Мягкий знак когда писать Вы должны мне подсказать!
-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное женского рода, встают девочки. Если услышите существительное мужского рода, встают мальчики.
Слова: ёж, морж, мышь, кирпич, речь, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.
- Прочитайте предложения. Замените каждое предложение одним словом. Определите род имени существительного.
(Дети объясняют, используя алгоритм)
Человек, который играет на скрипке - скрипач (м.р.) Первая, прилетающая к нам весной птица – грач (м.р.) Маленький ребёнок – малыш (м.р.)
Предмет, на котором ездил Емеля – печь (ж.р.) Суп со свёклой и другими овощами – борщ (м.р.)
Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником - ключ (м.р.)
Способность говорить, она бывает устной и письменной - речь (ж.р.)
( Дети заменяют предложение одним словом, записывают, объясняют, применяя алгоритм, определяют род имени существительного).
- Прочитайте, запишите имена существительные, укажите их род. Товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, дочь…, силач…, ноч…, москвич…, сторож…, рож…, чертёж…, шалаш…, мыш…, брош…, малыш…, дич…, кирпич… .
Выполнив работу, дети обмениваются с соседом по парте работой и сравнивают её с образцом.
-Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
-Вспомните, с каких слов мы начали урок?
- Какова была цель нашего урока? (Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)
- Достигли ли мы этой цели?
-Чтобы свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Прикрепите соответствующую звёздочку к доске:
Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались - желтую (самую яркую).
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем разобрались - розовую. Если не разобрались в теме, было не очень интересно - голубую.
XII. Этап постановки домашнего задания Базовый уровень Правило с. 31 упр.55 Повышенный Правило с. 31 упр.53
Творческий Правило с. 31 сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.