министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
Урока по русскому языку
Студентки 331 группы
Социально – педагогического отделения
Пантюховой Марии Андреевны
Место проведения урока:
Школа № , класс 4 " "
Дата проведения урока:
Начало урока
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Богданова Эльвира Сергеевна
Допуск к проведению урока:
__________________, дата_______
(подпись преподавателя)
__________________, дата_______
(подпись учителя)
Тема урока. Возвратные глаголы.
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 4 « » |
|
Цели урока: |
Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: ввести понятие о возвратной форме глагола |
|
Технологии, методы: |
ПДО |
|
Основные понятия, термины: |
Возвратная форма глагола |
|
Тип урока: |
Урок открытия нового знания |
|
Планируемый результат: |
||
Предметный 1) Знают, что такое возвратная форма глагола 2) Владеют умением распозновать и правильно употреблять глаголы неопределенной формы (возвратной формы) 3) Умеют наблюдать, сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания глаголов с возвратным значением 4) Умеют писать прописную и строчную букву О.
|
Личностный: • Владеют навыками
сотрудничества, самопроверки, взаимопроверки; Метапредметный:
Познавательный: · Умеют сравнивать, обобщать; · Умеют отвечать точно и полно; Регулятивный: · Умеют формулировать темы и задачи урока; · Умеют работать с учебником Коммуникативный: · Слушают своих сверстников; · Умеют работать в парах |
|
Организация пространства: |
||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная; · Индивидуальная; · Парная. |
Ресурсы: · Мультимедийная презентация. · Учебник В.К.Канакин и В.Г.Горецкий. Русский язык 3 класс 1 часть. · Карточки |
|
Этапы урока Задачи этапа
|
Наглядность, оформление доски |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности Замотивировать учащихся к учебной деятельности(Л) |
На слайде девиз урока |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я студентка педагогического колледжа. Меня зовут Мария Андреевна, и сегодняшний урок русского языка проведу я. - Прочитайте девиз урока: «Каждый день преподносит частичку мудрости». Давайте объясним смысл. - Как вы понимаете этот девиз?
- Хотите ли вы открыть для себя что-то новое. Узнать больше, чем вы знали? - Тогда начнём работу. |
Здороваются. Настраиваются на урок.
С каждым днём мы узнаём больше, становимся мудрее, умнее Да |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания 1. Замотивировать детей писать красиво, разборчиво, каллиграфично. (Л.) 2. Корректировать почерк (Пр.) 3. Закрепить каллиграфичное написание буквы О заглавной и строчной. (Пр.)
|
|
- И начнём мы её с минутки чистописания. 1. Мотивация на деятельность. - Ребята, а что значит красиво писать?
- А зачем нам нужно красиво, разборчиво писать?
- Красивое письмо показывает культуру человека, его отношение к людям, которые будут читать написанное. - Поэтому сейчас мы с вами будем учиться писать красиво одну букву. А что эта за буква, вы узнаете, выполнив задание. 2. Выход на тему минутки. Формулирование темы детьми. - Внимательно посмотрите на текст. Послушайте его. Однажды около озера оказался обиженный ослик. - Один, опять один, - охал он. Около ослика оказалась Обезьянка. Она отнесла ослику овёс. - Обед! – обрадовался ослик. Около озера, обрадованные обедали ослик, обезьянка. - Очаровательное окружение!
- Кто догадался, написание какой буквы мы будем совершенствовать? 3. Анализ графического материала. - Внимательно посмотрите на доску. Найдите и назовите ошибки, которые допущены в написании буквы О. - Почему написание первой и второй буквы О является ошибкой? Какими должны быть верхний и нижний элемент буквы О? - Почему вы считаете, что на третьей картинке тоже допущена ошибка в написании буквы О? 4. Выполнение работы детьми. - Хорошо. Сейчас откройте тетрадки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. - С красной строки запишите 1 раза букву О чередуя заглавную и строчную. Не допускайте ошибок, которые были представлены на доске. 5. Рефлексия деятельности, оценка работы детей. - Посмотрите на слайд. Поднимите одну руку те, кто не допустил ни одной ошибки и вас получилась такая же буква, как и на слайде. - Опустите руку. - Поднимите руку те, кто допустил ошибку. - Опустите руку. - Молодцы те, кто справился с заданием. Кто допустил ошибки – не расстраивайтесь. Потренируйтесь в написании буквы О и больше ошибок вы не допустите. |
Разборчиво, прописывать каждую букву Чтобы другие люди понимали, что мы написали.
Написание буквы О
Овал должен быть закруглённым, а не острым Это круг, а не овал
Выполняют работу |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарно – орфографическая работа. 1. Совершенствовать умения писать непроверяемую безударную гласную О. (Пр.) 2. Совершенствовать орфографическую зоркость. (Пр.) 3. Совершенствовать умение ставить ударение в словах. (Пр.) 4. Совершенствовать умение сравнивать с образцом. (П.)
|
. рех
. вёс
в . сток
|
- Человек должен писать не только красиво, но и грамотно. И чтобы узнать, насколько мы с вами грамотные, мы поиграем в одну игру. - На слайде вы увидите картинку и слово к ней с пропущенной буквой. Ваша задача – назвать слово и букву, которая была пропущена и записать в тетрадь. Но нужно не просто записать, а ещё и поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. - Первое слово какое? - Какую букву пишем на месте пропуска? - Начинаем с красной строки с большой буквы. Орех. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое? - Какую букву пишем? - После запятой с маленькой буквы пишем слово овёс. Ставим ударение. Подчёркиваем орфограмму. Ставим запятую. Следующее слово какое? - Какую букву пишем? - После запятой пишем восток. Ставим ударение и подчёркиваем орфограмму. - Посмотрите на слайд. Сверьте написание слов на слайде с вашими словами. - Ребята, чтобы запомнить, что в этих словах пишется буква О, я предлагаю вам эту букву заменить на картинку, которая будет ассоциироваться с этим словом. Посмотрите на слайд и запомните, что на месте этих картинок пишется буква О. |
Орех Букву О
Овёс Букву О
Восток Букву О |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. 1. Актуализировать знания о глаголе. (Пр.) 2. Учить высказывать своё мнение, строить предложения. (К.)
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2. (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3. (Не)сиди сложа руки, так (не)будет скуки . 4. Своя ноша (не)тянет.
1. Не бравшись за топор, избы не срубить. 2. Не надевай хомут с хвоста, не начинай дело с конца. 3. Не сиди сложа руки, так не будет скуки . 4. Своя ноша не тянет.
Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется |
- Ребята, какую большую тему мы изучаем? - Верно. Что же такое глагол?
-Что такое неопределенная форма глагола?
- Как изменяются глаголы?
- Ребята, посмотрите на слайд. Спишите предложения, раскрывая скобки.
- Закончили писать. Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. -Над каждым верным предложением карандашом ставим плюс. (открывается слайд с верными пословицами)
-Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки? Молодцы, опустите. - Поднимите руки те, у кого одна ошибка? Опустите. Поднимите руки те, у кого 2 или 3 ошибки? Опустите. - Те, кто допустил ошибки не расстраивайтесь. Дома еще раз повторите тему.
- Какое правило вы использовали при написании?
|
-глагол - это часть речи, которая выполняет действие и отвечает на вопросы- Что делать? Что сделать - это начальная, неизменяемая форма глагола - по числам, по времена, в прошедшем времени по родам
-не с глаголами пишется раздельно |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановки темы и задач урока. Приём: проблемная ситуация. 1. Учить формулировать тему урока. (Р.) |
Расчесывает – расчесывается Одевает – одевается Моет – моется
|
- Обратите внимание на слайд. Прочитайте глаголы и сравните их. - Что вы можете сказать?
- Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? - Что придает вторым глаголам другое значение? Чем глаголы отличаюся по форме? -Вы знаете, как называют такие глаголы?
- Так какова цель сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? |
(предположения детей) -разное
- слог –ся
(предположения) -узнать о глаголах со слогом -ся -узнаем, как называются такие глаголы, как они пишутся и образуются и тд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания. Анализ языкового материала. 1. Дать понятие о возвратных глаголах. (Пр.) 2. Совершенствовать умения находить возвратные глаголы. (Пр.) 3. Учить анализировать. (П.)
|
Прячется – прячет себя. Моется – моет себя. Катается – катает себя
1. Умываться, одеваться, обуваться 2 Удивляться, радоваться, сердиться 3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается признак, характеризующий свойства предмета
действие предмета направлено на себя.
состояние предмета.
1. Умываться, одеваться, обуваться (действие предмета направлено на себя). 2 Удивляться, радоваться, сердиться (состояние предмета). 3. Ткань мнется, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства предмета). |
Работа по учебнику. Правило - Давайте с помощью учебника найдем ответы на вопросы, которые мы поставили. Откройте учебник на стр.102. -Прочитайте правило и найдите ответ на вопрос: -Как называются такие глаголы? - Кто нашел ответ? - Назовите показатель возвратных глаголов. - Когда в возвратных глаголах перед –СЯ пишется ь?
– Суффикс -ся раньше был отдельным словом и имел значение «себя»: Прячется – прячет себя. Моется – моет себя. Катается – катает себя. - Морфема -ся (-сь) – удивительная часть слова. Она является суффиксом, но стоит после окончания. Хочется еще сказать, что раньше, до того, как стать суффиксом, - ся был самостоятельным словом- местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Послушайте маленькую историю про этот интересный и необычный суффикс: Жил был суффикс СЯ. Целыми днями он только и делал, что умывалСЯ, причесывалСЯ, улыбалСЯ себе в зеркало да хвалилСЯ перед другими. Однажды он так загордился, что посчитал себя в слове самым главным и…встал перед приставкой. Вот что из этого получилось: СЯумывал, СЯпричесывал, СЯулыбал, СЯхвастал. Это очень не понравилось корню, и он переместил суффикс СЯ в самый конец слова. За окончание. Стоит теперь суффикс СЯ в слове самым последним, и только в мечтах может вернуться и встать впереди корня. Поэтому его и прозвали ВОЗВРАТНЫМ суффиксом. Вот такая история. (на доску вывешивается тема урока «Возвратные глаголы») - Возвратные глаголы имеют свои значения. Обратите внимание на доску. Здесь представлено 2 столбика. В первом примеры возвратных глаголов. Во втором значения, которые относятся к примерам. Но значения и глаголы перемешаны. Вам нужно стрелочкой соединить значение и группу возвратных глаголов. Для этого у вас на партах лежат карточки с этим заданием.
-Кто закончил выполнять задание? - В.., выйди к доске и соедини значения и возвратные глаголы. Все остальные внимательно проверяют. - У всех так получилось? У кого неверно, исправляем. - Кто прочтет верно соединенные столбики?
|
-возвратные глаголы. -суффикс –ся -перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется мягкий знак
(чтение значений)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспроизведение новых знаний. Приём: схема 1. Учить видеть последовательность действий. (Р.)
|
|
- Какую же тему мы изучили?
- Посмотрите внимательно на слайд. Что это? -Как называется схема?
- Сколько стрелок отходят от названия? - Верно. Как мы определим возвратный глагол? По какому признаку? - Верно. (на слайде, по мере ответов детей, появляются недостающие звенья схемы) - На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме?
- Когда в возвратных глаголах перед –ся пишется ь?
- Кто расскажет по схеме о возвратных глаголах? - Сейчас я раздам вам эту схему, приклейте ее в тетрадь. |
Возвратные глаголы -схема -Возвратные глаголы -3 - суффикс –ся
-Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы –Что делать? Что сделать? - перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется мягкий знак
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная рефлексия. 1. Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)
|
|
- Какую новую тему мы изучили?
- Где нам это пригодится? - Кроме этого нам нужно это знание, чтобы наша речь была богатой, красивой и выразительной.
- Чему будем учиться дальше? |
-Возвратные глаголы
- В дальнейшем изучении русского языка
-находить в предложениях возвратные глаголы и их значения и тд. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнения в применении нового знания. 1. Совершенствовать умения выделять возвратные глаголы, находить их в тексте. (Пр.) 2. Учить работать в парах. (К.) 3. Учить отвечать полно и точно. (К.)
|
Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. Любишь кататься, люби и саночки возить.
|
- Выполняем упражнение 210. -Прочитайте задание. -В чем сходство и различие каждой пары глаголов?
– С помощью какого суффикса образованы выделенные глаголы? – Что общего в их произношении и написании?
– Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Показателем этого признака является формообразующий суффикс –ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся (-сь) следует за ним.
– Устно составьте предложения с глаголами «умывать» и «умываться». – На кого направлено действие, обозначенное глаголом «умываться»?
Работа в парах -Выполняем упражнение 214. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Это упражнение вы будете выполнять в парах письменно. Но перед тем, как начать давайте обговорим правила работы в парах. - Как нужно себя вести?
- Хорошо. Можете приступать. Напоминаю, вам нужно письменно проспрягать глаголы учиться, засмеяться в тетради. - Кто закончил, образуем «домик». - Л.. и К.., скажите как вы проспрягали глагол учиться? - остальные внимательно слушают и проверяют (1 л.) я учусь, засмеюсь мы учимся, засмеёмся (2 л.) ты учишься, засмеёшься вы учитесь, засмеётесь (3 л.) он учится, засмеётся они учатся, засмеются.
- Все согласны? Хорошо, у кого не так, исправьте. - Кто проспрягает глагол засмеяться. - Все согласны? Хорошо, у кого не так, исправьте. -Ребята, какой вывод мы можем сделать? - верно. Возвратные глаголы действительно изменяются по числам и лицам.
- Как определить лицо и число этих глаголов?
- Верно. Молодцы. Вы справились с заданием.
Выборочный диктант - Обратите внимание на доску. Из предложений нужно выписать только возвратные глаголы. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –СЯ.
- Начинаем выполнять задание. Работаем самостоятельно. - Закончили работу. Проверяем. Ставим 1 плюс, если задание выполнили верно, если есть ошибки, исправляем. - Вам нужно было выписать глаголы - Напиться, наклониться, кататься. - Кто поставил себе плюс, то есть не допустил ни одной ошибки? Молодцы -Те, кто допустил ошибки будьте внимательнее.
|
- это глаголы совершенного и несовершенного вида -ся
-мягкий знак перед суффиксом -ся
-составляют предложения - на самого себя
-провести исследование
- Не шуметь, не отвлекать других, работать сообща, слушать мнение каждого и тд.
- возвратные глаголы изменяются по числам и лицам. - Лицо и число определяется так же, как и других глаголов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия и итоги 1. Учить оценивать свою деятельность. (Р.) |
|
- На партах у вас есть карточки. На них нарисована вот такая шкала. - Отметьте точкой уровень того, как вы работали на уроке. Если вы поставите точку до середины, значит вы работали не активно, вы ничего не усвоили. Если вы поставите точку на середину, значит вы работали активно, но ничего не усвоили, или работали неактивно, но многое для себя узнали. И, наконец, если вы поставите точку выше середины, значит вы работали на уроке активно и усвоили новые знания. - С кем вы можете поделиться этой информацией, которую получили на нашем уроке? - На этом урок окончен. До свидания. |
Отмечают оценку своей деятельности
С мамой, подругой. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.