ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 «Г» КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Червонцевой И.А.
МБОУ «Школа №72 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»
«Русский язык –
настоящий, сильный,
где нужно строгий, серьёзный,
где нужно страстный,
где нужно – бойкий и живой».
(Л.Н.Толстой)
Тема: « Повторение знаний об имени прилагательном»
Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель:
– актуализировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»
Планируемые результаты:
личностные УУД
1) создать условия для готовности и способности учащихся к открытию новых знаний и саморазвитию;
2)активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы и работу в парах;
3)воспитывать внимательное отношение друг к другу, воспитывая культуру взаимоотношений.
коммуникативные УУД
1) оформлять свои мысли в устной форме.
2) умение работать в паре.
3) вступать в сотрудничество с одноклассниками.
4) участвовать в совместной деятельности.
5) формулировать доказательства и выводов.
6) оказывать взаимопомощь.
7) проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
метапредметные УУД
1) способствовать самостоятельному выделению и формулированию учащимися познавательной цели, учить проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
2) развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;
предметные УУД
1) закрепить знания об имени прилагательном; умения отличать ее от других частей речи;
2) развивать умение находить в предложениях словосочетания прил+сущ;
3) совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного, находить и правильно писать в словах орфограмму безударная гласная в падежных окончаниях имён прилагательных и графически обозначать её;
4) воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: школьная мультимедийная доска, компьютер, проектор, ручка, тетрадь, карточки с дифференцированными заданиями, карточки с алгоритмом, презентация SMART Notebook по теме: «Имя прилагательное», электронный тренажёр по теме «Орфограмма безударная гласная в падежных окончаниях имён прилагательных», документ – камера, карточки- ладошки, мяч.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности.
1. Организационный момент.
Вот звонок веселый смолк,
Пригласив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
-Ребята, сегодня у нас снова гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и четко работать на уроке.
-Садитесь.
Руки?- На месте.
Ноги? – на месте.
Локти?- у края.
Спинка?- прямая.
II Актуализация знаний.
1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Практическая работа учащихся в парах.
-Предлагаю выполнить задания по рядам:
1 ряд вставляет пропущенные буквы в словах.
Морская, полезная, тяжелая, беговая, деловая, грибная, мясная, травяная, часовая./Дети повторяют орфограмму «Безударные гласные в корне слова»/
3 ряд вставляет пропущенные буквы в словарных словах.
Весенний, интересный, богатый, великолепный, аккуратный, тревожный, желтый, металлический, черный./Дети повторяют орфограмму «Слова с непроверяемым написанием»
2 ряд работает со мной у доски тоже в парах (Закрывают карточкой- ладошкой букву, которую надо вставить в слово)
Гладкое, робкое, близкое, крепкое, ловкое, резкое, легкое, узкое, мягкое, гибкое./ Дети повторяют орфограмму «Правила написания парных согласных в корне слова»/
-Какие правила русского языка мы повторили? («ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА», «ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА», «ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЛОВ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ»)
-Как называются такие слова с непроверяемым написанием?(словарные)
-Что надо делать, чтобы не ошибиться в написании словарных слов?(запомнить или выучить)
III Постановка цели и задач урока.
1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята,как вы думаете, что общего между словами, с которыми мы выполняли сейчас задания?(они относятся к одной и той же части речи)
-Как же называется такая часть речи? (имя прилагательное)
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
2. Словесные ответы на вопросы
-Кто догадался, какая тема урока сегодня. «Имя прилагательное. Повторение знаний об имени прилагательном как о части речи»
-На протяжении
нескольких недель мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя
прилагательное» Наше путешествие подошло к концу. Какую же цель урока мы
сегодня поставим перед собой?
Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном, как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим и закрепим все наши знания.)
Цель: Закрепить полученные знания об имени прилагательном.
IV Первичное закрепление знаний
Цель урока нам ясна
Значит нам скучать нельзя.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Так давайте вспомним и проверим, что мы знаем об имени прилагательном.
Если вы согласны с моим утверждением – ставьте +, не согласны-то -.
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.( да)
2. В предложении имя прилагательное является определением.(да)
3. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам ( в ед. ч) (да)
4. Определить род прилагательного во множественном числе можно.(нет)
5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос.(да)
6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное.(нет)
8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного.(да)
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по эталону на доске.(Если нет ошибок, то ставьте +,если есть ошибки, то ?Что он означает?) – нужно еще потренироваться.
-Встанут те дети, которые выполнили это задание без ошибок)
2. Чистописание (на доске)
-Посмотрите на доску и прочитайте хором:
ая , яя, ий, ый ,ой, ое, ,ее, ые,ие
- Что напоминает нам эта строчка чистописания? (окончание имён прилагательных)
- Запишите и разделите на группы простым карандашом
- Объясните свои действия. (первые 3 группы- это окончания прилагательных женского рода, мужского и среднего рода, 4 группа-это окончания прилагательных множественного числа). /1 ученик у доски/
3. Практическая работа по группам с лексическим заданием.
От слова мороз образуйте имена прилагательные и запишите словосочетания с именами существительными: день(1 ряд), погода(2 ряд), утро(3 ряд).
- определите род и число имён прилагательных.
- Как вы определили род и число у имени прилагательного?
(Имя прилагательное отвечает на вопросы…. И обозначает….
Имя прилагательное всегда связано с именем существительным)
-Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
V.Физминутка.
Ж.р.-руки вверх
М.р.-руки вперёд
Ср.р.-руки в сторону.
(Зимний, пушистая, морское, белая, кривое, широкая, забавный, новый, низкое, звонкий, родная, серое, спелая).
VI Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Индивидуальная форма работы по карточкам.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
2 ряд - Вставьте окончания, укажите род, число и падеж имен прилагательных:
О весенн… погоде, к рыж… лисице, с ранн…. пташкой, в жарк… летн… ночь,
поздн… вечером, о свеж… ветре, до дальн… озера, с неуклюж… медвежонком, в дремуч… лесу.
2. Дифференцированные задания по уровню знаний:
1 ряд выписывает словосочетания прил.+ сущ., определить род имен существительных
Потас Олег "Февраль"
О чем задумался, Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль,
Ей слышно: шевелятся травы.
Еще немного – и ручьи
С веселым гомоном прольются,
Вернутся шумные грачи,
Дни соловьиные вернутся.
3. Работа по редактированию текста ( работа в парах)
3 ряд – Вставьте подходящие имена прилагательные по смыслу, используя слова для выбора. Определите их род, число и падеж. Озаглавьте получившийся текст.
____________
_____________ сне… укрыл землю_________ од…..ялом. Д…ревья
надели_______ ша…ки. В _______________воздух… кружатся__________ сн…жинки. Мы любуемся __________________ лес..м.
Слова для выбора: красивые, зимним, белым, пушистый, мохнатые, чистом.
-Проверим, как вы справились с этой работой./Проверка через документ - камеру. Спросить по желанию тех детей, которые сделали /
4. Индивидуальная работа у доски. «Проявите зоркость»./ 1ученик/
Прочитайте текст и найдите ошибки.
Зимнем погожим утром лыжники катались в лесу. Сначала они зашли в
берёзоваю рощу. Потом отправились к дальниму стараму бору по знакомай
удобной лыжне. В сосновам бору стояла тишь.
- Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
5. Словообразование.
Игра: Сейчас немного отдохнём и поиграем. Я вам буду бросать мячик и называть имена существительные, а вы должны образовать от него имя прилагательное и вернуть мне мяч назад.
Малина – сирень - вишня – виноград – зима- волшебство- лед -тишь, блестки – нежность –колючки – звон - забава.
Примеры: малина- малиновый
Колючки - колючий
Забава - забавный
С помощью какой морфемы образуются прилагательные от существительных?(суффикса)
6. Работа с деформированным текстом.
-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложение, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.
Проворная белочка затаилась в густой вершине ели.
В густой вершине ели затаилась проворная белочка.
- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
-Выделите грамматическую основу и определения.
Сделайте морфологический разбор имен прилагательных (проворная- мальчики, густой- девочки)
VII.Домашнее задание.
Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание, придумать и записать имена прилагательные, характеризующие нашу Родину.
1. Приём «Круги на воде». Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории. Последовательность работы по приёму: Выбрать любое прилагательно на первую букву слова. Записать это слово в столбик.
Творческий прием РКМ «Круги по воде»
Р – прилагательное ед. ч., И.П., ж.р.
О – прилагательное мн. числа
Д – прилагательное с окончанием –ая
И – прилагательное с окончанием –ое
Н – прилагательное ед.ч., И.п., м.р.
А – прилагательное, название самой холодной природной зоны России.
VIII.Рефлексия.
-Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?..
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным…? Каким? (2-3 прилагательных записывают в тетради.)
1. Подведение итогов урока.
- В чём заключалась
цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
-На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?
2. Самоанализ
Можно по выбору предложить оценить в текст, дополняя по смыслу подходящими прилагательными. (2-3 ребенка)
Дополни текст подходящими по смыслу прилагательными.
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ________________________________. Дети нашего класса были ______________________________________. Они давали_________________________________ ответы .
На уроке мы узнали много _____________ и _______________, надеемся, что станем еще более ________________________.
В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.
Список используемой литературы
1. Планируемые результаты НОО / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2014
2. Русский язык. 4класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина – М: Просвещение, 2017
3. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина М: Просвещение, 2019
4. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.Ф.Климановой и др.. «Перспектива» Т.Н.Ситникова,И.Ф.Яценкою – М:ВАКО,2019
5. https://nsportal.ru/
6. https://kopilkaurokov.ru/
7. http://1-4-old.prosv.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.