5 класс Дата_________________ русский язык
Тема урока: Имена существительные общего рода.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «общий род имен существительных», формировать умения находить существительные общего рода в предложениях и тексте, умение употреблять в речи существительные общего рода; развивать умение самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом, развивать творческое и логическое мышление, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: карточки
Оформление доски.
Домашнее задание: |
Одиннадцатое февраля Классная работа Имена существительные общего рода
На урок… труда Семен Иванович показывал порядок изготовления скамейк ….К одной детал… приколачивал другу. Ученики повторяли действия учителя. Только у Васи не получалось. Мастер улыбнулся и сказал: «Вася, не спеши, ты такой торопыга!». |
РАСТЯПА ОБЖОРА ПЛАКСА НЕПОСЕДА ЗАДИРА НЕВЕЖДА КРИВЛЯКА ЗАБИЯКА СОНЯ |
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
2. Распределительный диктант.
- Запишите имена существительные и определите, к какому роду они относятся
Мастер, день, государство, вишня, любовь, земля, село, конь, поле, ягода.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Беседа.
- Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем?
- Какие морфологические признаки имени существительного вы знаете?
2. Работа у доски.
(Один ученик вставляет пропущенные буквы и определяет род у имен существительных, остальные работают в тетрадях)
На урок… труда Семен Иванович показывал порядок изготовления скамейк ….К одной детал… приколачивал другу. Ученики повторяли действия учителя. Только у Васи не получалось. Мастер улыбнулся и сказал: «Вася, не спеши, ты такой торопыга!».
- Какая орфограмма в последнем предложении?
- Какой род у имени существительного «торопыга»?
3. Прослушивание текста.
На уроке Лидия Петровна показывала порядок вязания варежки. С одной спицы петли аккуратно переносила на другую, распределяя по количеству. Девочки повторяли действия учительницы. Только у Тани не получалось Лидия Петровна улыбнулась и сказала: «Таня, не спеши! Ты такая торопыга!».
3. Слово учителя.
Как же так получается, какой же род у этих имен существительных? Определить, какого рода эти слова мы можем только в контексте. Такие имена существительные называются существительными общего рода.
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным.
2. Беседа.
- Сколько родов имени существительного вы знаете?
- Как определить род имени существительного?
- Какие окончания у имен существительных мужского рода?
- Какие окончания у имен существительных женского рода?
- Какие окончания у имен существительных среднего рода?
3. Работа с учебником.
4. Проблемная ситуация.
- На доске записаны слова, как мы определи их род, какого они рода?
Это слова общего рода и определить их род можно только в контексте.
4. Проговаривание правила.
В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру “Наоборот”.
Скажу я слово “высоко”
А ты ответишь
“низко”
Скажу я слово “далеко”
А ты ответишь
“близко”
Скажу тебе я слово “трус”
Ответишь ты
“храбрец”
Теперь “начало” я скажу
Ну, отвечай:
“конец!”
-Как называются такие слова? (антонимы)
Еще есть имена существительные, которые называют профессии людей и могут употребляться для лиц как мужского так и женского пола: врач, адвокат, учитель, судья, парикмахер, архитектор, директор, продавец.
5.Словарная работа
Определите по лексическому значению слово общего рода и запишите его:
а) Человек, которому не сидится на месте (непоседа.)
б) Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка.)
в) Неуклюжий, неловкий человек (недотёпа.)
г) Неаккуратный человек (неряха, грязнуля.)
6.Работа на карточках (взаимопроверка)
7. Языковая разминка.
Задание: записать предложения под диктовку учителя, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.
8. Каллиграфическая минутка.
- Выполнить фонетический разбор слова ВОЗДУХ
- Выполнить морфемный разбор слова ПАРУСНЫЕ
- Выполнить словообразовательный разбор слова ЯРОСТНЫЕ
VII. Закрепление изученного материала.
1. Творческая работа
- Составьте с записанными на доске существительными 3 предложения.
2. Сочинение-миниатюра «Характер моего друга»
Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но все равно она моя лучшая подруга.
VIII. Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то -.
1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное?
2. Сможешь ли ты определить род имен существительных?
3. Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных?
4. Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками?
5. Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
2. Заключительное слово учителя.
3. Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.