Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Оценка 4.9
docx
01.04.2022
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема урока.docx

 

Тема: Второстепенные члены предложения. Определение.

Тип урока: урок русского языка в 5 классе, урок «открытия» нового знания

Учебник:  Ладыженская Т.А. «Русский язык. 5 класс»

Цели: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения. Определить роль определений в речи

Задачи: формирование умения находить определения  в предложениях и графически обозначать их. Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков; воспитывать правильное отношение к слову.

 

 

 

 

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Вступительное слово (подготовка учащихся к усвоению материала)

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку… («Пять!»)

- Итак, ребята, все ли готовы получать новые знания? Очень хорошо, что у вас бодрое настроение, и я надеюсь, в течение урока оно будет только улучшаться. Запишите число, классная работа, оставьте место для темы, мы её позже запишем.

- В чем особенность предложений, которыми я вас приветствовала?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Л.: положительно относятся к учению, желают приобретать новые знания.

 

2. Актуализация знаний

Выясним, кто же у нас лучший знаток правил?

 

Утверждение

Верно/неверно (+/-)

1

Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложение, текст, а также правила их построения называется пунктуация.

 

2

Главные члены составляют грамматическую основу предложения.

 

3

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются повествовательными.

 

4

Второстепенные члены предложения – это сказуемое, дополнение, обстоятельство.

 

5

Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

 

- Сколько верных утверждений?

-Объясните, в чем ошибочность?

- Проверьте свои ответы. 

- Итак,

Л.: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

П.: осознают познавательную задачу.

Р.: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции.

К.: обмениваются мнениями,

3. Подготовка учащихся к изучению темы урока. Стадия вызова

- Вашему вниманию я предлагаю предложения.

Как хорош лес осенью!

Воздух свеж.

Тишину леса не нарушает пение птиц.

- Каким является 1 предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске? (повествовательное, восклицательное)

- В чем особенность 2 предложения? (нераспространенное)

-Запишите последнее предложение, подчеркните все члены предложения. Какие это второстепенные члены предложения?

- Что вы знаете о дополнении?

- Выпишите из этого предложения словосочетания в два столбика. Как вы думаете, почему в два столбика?

- Именные и глагольные.

не нарушают тишины,

 

                                                                 тишина леса, пение птиц

 

- Замените словосочетания (сущ+сущ) на словосочетание (прил+сущ)

тишина леса  - лесная тишина

пение птиц – птичье пение

- Запишите полученное новое предложение, изменился ли смысл предложения? (Лесную тишину не нарушает птичье пение.)

- Подчеркните эти словосочетания как члены предложения. Какие?

   - Предположите, о каком второстепенном члене мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему нашего урока (Определение)

- Запишите  тему урока. Подберите однокоренные слова -определить, определенный. Измените слова, выделите окончание. Морфемный состав: корень - определ,  суффикс - ени,  окончание – е.

- Вернемся к теме. Как выдумаете, чему мы научимся на уроке?

Учащиеся  выполняют задание, слушают учителя, оценивают свою работу.

П.:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану.

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач.

4. Первичное закрепление материала.

 

- Вернемся  к предложениям. Можно ли их назвать текстом?

(Да, общая тема: об осени)

- Посмотрите за окно, какие краски осени? Составьте предложение об осени, используя цвета осени в этом предложении? Какие части речи помогают представить осень? Что они обозначают? Поставьте к ним вопросы? Каким членом предложения они будут?

- Заполните таблицу об определении.

Второстепенные члены предложения

 

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Что обозначает?

 

 

 

 

На какие вопросы отвечает?

 

 

 

Чем выражено?

 

 

 

 

Как подчеркиваем?

 

 

 

 

 - Откройте страницу 86, прочитайте про себя правило, сравните, все ли об определении мы записали? Кто справился без ошибок? Что можно добавить? ( вопрос чей?)

- Итак, определение – второстепенный член…

- Значит, мы познакомились. Переходим к умению находить определения в тексте и правильно задавать вопросы к ним.

 

- Упр 186. Спишите. Подчеркните главные члены предложения и определения. Укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится.  (1 вариант – 1-2 предложение, 2 вариант – 3-4 предложение) (на доске 2 человека, последнее предложение 5 – синтаксический разбор)

 - Можно ли назвать их текстом? Почему? (между собой не связаны)

 -

 - А теперь немного отдохнем. Сядьте поудобнее и послушайте музыку П.Чайковского.

 - Какому времени года, по вашему мнению, посвящена мелодия? Какие определения можете подобрать?

- Многие поэты описывали осень в своих произведениях. Давайте заглянем в листы-подсказки. Какая осень в стихотворениях?

 - Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

Есть в осени первоначальной

Короткаяно дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Ф.Тютчев

 



Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И.Бунин 

- Какой части речи эти слова? (Прилагательные)

 

- Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, образной, яркой.

 - Как называются красочные прилагательные?

- В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчеркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами. Запись в тетрадь.

ЭПИТЕТ, -а, м. В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, зяаты кудри). Нелестный э. (перен.: о неодобрительной характеристике кого-че-го-н.).

 - Выпишите эпитеты из текста, рисующие картину природы, вместе с существительными:  1 ряд из С.Есенина, 2 ряд – из Ф.Тютчева, 3 ряд - И.Бунина

- С.Есенин – листва золотая, легкая стая, розоватая вода

 - И. Бунина - терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной.

 - Ф. Тютчева – в осени первоначальной, короткая, но дивная пора, день как бы хрустальный,

 

- Итак, эпитеты

Составление предложений, заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание мелодии, работа с отрывками из стихотворений поэтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам, анализ выполнения работы

К.: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных познавательных задач

6. Работа с текстом.

- Вашему вниманию я предлагаю творческое задание упр 187.

Прочитайте выразительно текст. О чем он? Какова основная мысль? Озаглавьте. Какие пропущенные слова?

Стоит ненас(?)ная погода. Третий день дует (какой?) ветер. Закружилась в (каком?) воздух… (какие?) листья. Вот с б..резы падают (какие?) листочки. На дорожк… лежат (какие?) листья осинки,(какие?) листья тополя. Ул…тают последние перелетные птицы. Появились осенние зайчата – листопаднички.

- Какие средства выразительности использовали мы? (эпитеты)

- Как понимаете листопаднички?

- Назовите орфограммы с пропущенными буквами?

Работа с текстом

 

 

 

Стоит ненастная погода.(повест., невоскл., прос., распр.)

 .

7. Дом задание. Творческий диктант.

 - Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся в заочную экскурсию. Отправляемся в лес. Ваша задача составить 3-4 предложения на тему «Осень в лесу» или «Осенний день»

В помощь слова на доске: Пасмурный день, солнечное утро, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи,

Составление текста по опорным словам

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

 

 

Ребята, назовите тему урока. (Определение).

- Чему мы научились? (Научились находить определения, ставить вопросы).

- Что нового узнали?

 

Подведение итогов работы на уроке, самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Второстепенные члены предложения

Тема: Второстепенные члены предложения

Актуализация знаний Выясним, кто же у нас лучший знаток правил?

Актуализация знаний Выясним, кто же у нас лучший знаток правил?

Замените словосочетания (сущ+сущ) на словосочетание (прил+сущ) тишина леса - лесная тишина пение птиц – птичье пение -

Замените словосочетания (сущ+сущ) на словосочетание (прил+сущ) тишина леса - лесная тишина пение птиц – птичье пение -

На какие вопросы отвечает?

На какие вопросы отвечает?

С замираньем летит на звезду.

С замираньем летит на звезду.

Первичное закрепление материала

Первичное закрепление материала

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2022