Предмет: русский язык, 7 класс
Тема урока: «Действительные причастия прошедшего времени».
Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний и способов действия.
Формы обучения: индивидуальная, в парах и фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютер.
Цели деятельности учителя:
- познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени;
- отрабатывать навыки написания гласных перед суффиксами причастий;
- развивать пунктуационные навыки предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Планируемые результаты:
- предметные: знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени , группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.
- метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью.
- личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
План-конспект урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вот свойство мое обязательное
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П.Чесноков)
- О какой части речи эта загадка? (О причастии).
Работа с текстом.
Задание: Прочитайте текст и укажите причастия.
1. Как правильно начать день?
Существует такая истина: как проведешь первые часы после пробуждения, так и пройдет день. Как же просыпаться полным сил и энергии, ведь пробуждение отражается на внешнем виде и самочувствии.
Такие элементарные вещи, как утренняя зарядка и полезный вкусный завтрак, дают возможность быть собранным в течение дня и позволяют настроиться на позитив. Люди, делающие с утра зарядку, стимулируют свой обмен веществ, помогают организму быстрее сжигать калории.
2. Стакан воды.
Человек, выпивший с утра стакан холодной воды, восполнит в своем организме жидкость, которую утратил за ночь. Если организму не хватает жидкости , то ему приходится очень тяжело, чувствуется усталость ,потеря активности. У человека, потерявшего даже несколько процентов содержания воды в организме, ухудшается самочувствие.
Таким образом, чтобы быть бодрым и здоровым , надо в течение дня выпить не менее 2-х литров воды.
3. Что дает нам правильное питание?
Питание - это основной фактор, помогающий организму поддерживать физические силы, которые являются основой жизни. От него зависит то, как человек будет себя чувствовать ежедневно, и какой объем работы сможет выполнить в тот или иной момент. При недостаточном или некачественном питании происходит резкое ухудшение показателей работоспособности, активности в поведении человека. Так же происходит значительное снижение иммунитета и общего самочувствия человека в целом.
- Ребята, какая тема объединяет эти тексты? ( О здоровом образе жизни.)
- Давайте вспомним, над какой темой на прошлом уроке мы с вами работали.
(Действительные причастия настоящего времени).
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
Лингвистическая разминка.
(У доски работают 3 ученика)
Синтаксический разбор предложения.
Люди, делающие с утра зарядку, стимулируют свой обмен веществ, помогают организму быстрее сжигать калории.
Задание. Задание на слайде презентации
Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени, выделяя суффиксы в причастиях. Не забывайте о том, что выбор гласной в суффиксе зависит от спряжения глагола!
Прыгать-
Плавать-
Загорать-
Закаляться-
Любить-
Умываться-
Привлекать-
Задание. Задание на слайде презентации
Расставьте знаки препинания, устно объясните выбор орфограммы в суффиксе причастий.
Решение завис…щее от друзей, чита..щая книгу девочка, ветер охлажда..щий лицо, человек вовсе не умеющий плавать, освеща..щее поляну солнце, любящие своих детей родители.
Беседа с классом:
-От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов).
- От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? (От глаголов несовершенного вида).
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? (При помощи суффиксов -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-).
- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? ( Зависит выбор суффикса причастия от спряжения глагола. От глаголов 1 спряжения образуются причастия при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), от глаголов 2 спряжения –при помощи суффиксов –ащ- (-ящ-).
- Расскажите алгоритм выбора суффикса действительного причастия настоящего времени. (1.Находим глагол, от которого образовано причастие. 2.Определяем спряжение глагола.3. Если глагол 1 спряжения, то пишем суффикс –ущ-(-ющ-), если глагол 2 спряжения—ащ- (-ящ-).
3.Выявления места и причины затруднения.
Анализ причин допущенных ошибок.
4.Физминутка. Зарядка для глаз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
5.Целеполагание и построение выхода из затруднения.
Мы с вами вспомнили, как образуются действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной в суффиксе причастия.
Сегодня будем говорить только о действительных причастиях.
Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока «Действительные причастия прошедшего времени».
Цель нашего урока - узнать образование и написание действительных причастий прошедшего времени, отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий.
6.Творческая практическая деятельность.
Работа с материалом учебника.
Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени, как и с помощью чего они образуются.
Работа в группах.
Предлагается учащимся выработать алгоритм выбора суффиксов действительных причастий прошедшего времени.
Составляем ОС
------------------ гл.неопр.ф.
Перех./непер.
Сов.в./несов.в.
Обратите внимание на гласную или согласную оканчивается основа глагола перед суффиксом - вш- ? А перед суффиксом –ш-?
7. Первичное закрепление. Задание на слайде презентации.
Задание на повторение правописания гласной в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени.
Запишите, подчеркивая гласную перед –ть и перед –л в глаголах. Образуйте действительные причастия прошедшего времени .
Образец: видеть-видел-видевший.
Завис…ть- завис…л-
Засе…ть-засе…л-
Крас…ть – крас…л-
Раста…ть – раста…л-
Обид…ть – обид…л-
Стро…ть –стро…л –
Брос…ть – брос…л –
Ненавид…ть- ненавид…л –
Вывод: Написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом – л и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме глагола перед –ть.
8.Физминутка.
- Встали, ребята. Мы проведем тематическую физкультминутку. Если я назову действительное причастие настоящего времени, вы должны 1 раз хлопнуть, а если действительное причастие прошедшего времени - поднять обе руки вверх.( начинающий, открывший, топавший, колющий, зевающий, скрывший, повторивший)
9. Комментированное письмо. Задание на слайде презентации.
Задание: прочитайте словосочетания, объясните написание гласной перед суффиксом-вш- в действительных причастиях прошедшего времени.
Почувствов…вший усталость человек; укреп…вший свое здоровье ; дети, активно двиг…вшиеся; пища, укрепл…вшая десны и зубы ; жирная еда, образов…вшая кислоту; кислота, разруш …вшая зубную эмаль; компьютерные игры , способствов…вшие возникновению близорукости; продукты, содерж…вшие витамины; игр…вший в футбол мальчик; девочка, заним…вшаяся фигурным катанием; загор…вший целыми днями; чист…вший зубы; отдых…вший на море.
10.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по ключу. Дифференцированное задание.
1 группа. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Обозначьте в этих причастиях суффиксы
Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, интересоваться, произойти, возрасти, вырасти, войти.
2 группа. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.
Обозначьте в этих причастиях суффиксы.
Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, плыть, наградить.
11.Включение в систему знаний и повторение.
Итоговая беседа.
- От основ каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?
(Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида.)
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
(При помощи суффиксов -вш-и –ш-. Суффикс – вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс – ш- к основам, которые оканчиваются на согласную.)
- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени? (Нет).
- От чего зависит выбор гласной перед суффиксом причастия?
(Перед суффиксом причастия пишется та же гласная , что и в неопределенной форме глагола перед – ть.)
12. Домашнее задание.
1) Написание мини – сочинений , используя в своих работах причастия . Темы сочинений:
«Образ жизни современного российского подростка»
«Почему я против фаст – фуда ?»
«Человек , занимающийся спортом, более дисциплинирован и организован.»
«Что для меня означает здоровый образ жизни?»
«Что мне мешает вести здоровый образ жизни?»
2).Упр.145
13. Рефлексия.
-Урок подходит к концу. Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии. Урок окончен. Всем спасибо.
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Сегодня на уроке я научился…
3.Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах…
4. Класс работал хорошо…
5.Какие трудности возникли у меня при изучении новой темы…
Приложение
Ключ 1 группе.
Выполнявший, создавший, давший, видевший, мывший, задавший, встретившийся, интересовавшийся, произошедший, возросший, выросший, вошедший.
Ключ 2 группе.
Причесавшийся, привыкший, радовавшийся, разрезавший, рассердившийся, удалявшийся, тренировавшийся, сошедший, унесший, явившийся, устраивавший, увезший, плывший, наградивший.
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
1.Сегодня на уроке я узнал…
2.Сегодня на уроке я научился…
3.Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах…
4.Класс работал хорошо…
5.Какие трудности возникли у меня при изучении новой темы…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.