Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Оценка 4.9
docx
17.10.2020
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
Предмет.docx

Конспект открытого урока по русскому языку в 7а классе

Предмет: русский язык, 7 класс                         

Тема урока: «Действительные причастия прошедшего времени».

Тип урока: изучения и первичного закрепления знаний и способов действия.

Формы обучения: индивидуальная, в парах  и фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютер.

 

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с особенностями образования действительных причастий прошедшего времени;

- отрабатывать навыки написания  гласных перед суффиксами  причастий;

- развивать пунктуационные навыки предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Планируемые результаты:

- предметные: знать, как образуются действительные причастия прошедшего  времени; уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени , группировать словосочетания с названными причастиями, заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

- метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания  и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; воспитание у учащихся бережного отношения к своему  здоровью.

- личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация знаний.

Вот свойство мое обязательное

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

                                      (П.Чесноков)

- О какой части речи эта загадка? (О причастии).

Работа с текстом.

Задание: Прочитайте текст и укажите причастия.

1.    Как правильно начать день?

Существует такая истина: как проведешь первые часы после пробуждения, так и пройдет день. Как же просыпаться  полным сил и энергии, ведь пробуждение отражается на внешнем виде и самочувствии.

Такие элементарные вещи, как  утренняя зарядка и полезный вкусный завтрак, дают  возможность  быть собранным в течение дня и позволяют настроиться на позитив. Люди, делающие с утра зарядку, стимулируют свой обмен веществ, помогают организму быстрее сжигать калории.

2.    Стакан воды.

Человек, выпивший с утра стакан холодной воды, восполнит в своем организме жидкость, которую утратил за ночь. Если  организму  не хватает жидкости , то ему приходится очень тяжело, чувствуется усталость ,потеря активности. У человека,  потерявшего даже несколько процентов содержания воды в организме, ухудшается самочувствие.

Таким образом, чтобы быть бодрым и здоровым , надо в течение дня выпить не менее 2-х литров воды.

3.    Что дает нам правильное  питание?

Питание - это основной  фактор, помогающий организму поддерживать физические силы, которые являются основой жизни. От него зависит то, как человек будет себя чувствовать ежедневно, и какой объем работы сможет выполнить в тот или иной момент.  При недостаточном или некачественном  питании происходит резкое ухудшение показателей работоспособности, активности в поведении человека. Так же происходит  значительное снижение  иммунитета  и общего  самочувствия человека в целом.

- Ребята,  какая тема объединяет эти тексты? ( О здоровом образе жизни.)

- Давайте вспомним, над какой темой на прошлом уроке мы  с вами работали.

(Действительные причастия настоящего времени).

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Лингвистическая разминка.

(У доски работают 3 ученика)

Синтаксический разбор предложения.

Люди, делающие с утра зарядку, стимулируют свой обмен веществ, помогают организму быстрее сжигать  калории.

Задание. Задание на слайде презентации

Образуйте от данных глаголов  действительные причастия настоящего времени, выделяя суффиксы в причастиях. Не забывайте о том, что выбор гласной в суффиксе зависит от спряжения глагола!

Прыгать-

Плавать-

Загорать-

Закаляться-

Любить-

Умываться-

Привлекать-

Задание. Задание на слайде презентации

Расставьте  знаки препинания, устно  объясните выбор орфограммы в суффиксе причастий.

Решение завис…щее от друзей, чита..щая книгу  девочка, ветер охлажда..щий лицо,  человек вовсе не умеющий плавать, освеща..щее поляну  солнце, любящие своих детей родители.

Беседа с классом:

-От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Действительные причастия настоящего времени  образуются от основ настоящего времени  переходных и непереходных глаголов).

- От глаголов  какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? (От глаголов  несовершенного  вида).

- С помощью каких суффиксов  образуются действительные причастия настоящего времени? (При помощи суффиксов  -ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-).

- Зависит  ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? ( Зависит выбор суффикса причастия от спряжения глагола. От глаголов 1 спряжения образуются причастия при помощи суффиксов  -ущ- (-ющ-), от глаголов 2 спряжения –при помощи суффиксов –ащ- (-ящ-).

- Расскажите  алгоритм выбора суффикса действительного причастия настоящего времени. (1.Находим  глагол,  от которого образовано причастие. 2.Определяем  спряжение  глагола.3. Если глагол 1 спряжения, то пишем  суффикс –ущ-(-ющ-), если глагол 2 спряжения—ащ- (-ящ-).

3.Выявления места и причины затруднения.

Анализ причин допущенных ошибок.

4.Физминутка. Зарядка для глаз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети  могут следить за движением руки учителя глазами.

5.Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Мы с вами  вспомнили, как образуются  действительные причастия настоящего времени и от чего зависит выбор гласной  в суффиксе причастия.

Сегодня будем говорить только  о действительных причастиях.

Открываем тетради и записываем   число, классная работа и тему урока «Действительные причастия прошедшего времени».

Цель нашего урока - узнать образование и написание  действительных причастий прошедшего времени, отработать навыки написания гласных перед суффиксами причастий.

6.Творческая практическая деятельность.

Работа с материалом учебника.

Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило образования действительных причастий прошедшего времени, как и с помощью  чего они образуются.

Работа в группах.

Предлагается учащимся выработать алгоритм  выбора  суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Составляем ОС

------------------ гл.неопр.ф.

Перех./непер.

Сов.в./несов.в.

Обратите внимание на гласную или согласную оканчивается основа глагола  перед суффиксом - вш- ? А перед  суффиксом –ш-?

7. Первичное закрепление. Задание на слайде презентации.

Задание на повторение правописания гласной в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени.

Запишите, подчеркивая гласную перед –ть и перед –л в глаголах. Образуйте действительные причастия прошедшего времени .

Образец: видеть-видел-видевший.

Завис…ть- завис…л-

Засе…ть-засе…л-

Крас…ть – крас…л-

Раста…ть – раста…л-

Обид…ть – обид…л-

Стро…ть –стро…л –

Брос…ть – брос…л –

Ненавид…ть- ненавид…л –

Вывод: Написание гласной в глаголе прошедшего времени  перед суффиксом – л  и в действительном причастии прошедшего времени  не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит  в неопределенной форме глагола перед –ть.

8.Физминутка.

- Встали, ребята. Мы проведем тематическую физкультминутку. Если я назову действительное причастие настоящего времени, вы должны 1 раз хлопнуть, а если действительное причастие прошедшего времени - поднять обе руки вверх.( начинающий, открывший, топавший, колющий, зевающий, скрывший, повторивший)

9. Комментированное письмо. Задание на слайде презентации.

Задание: прочитайте  словосочетания,  объясните  написание гласной перед  суффиксом-вш- в действительных причастиях прошедшего времени.

Почувствов…вший усталость  человек;  укреп…вший свое здоровье ; дети, активно  двиг…вшиеся;  пища, укрепл…вшая десны и зубы ; жирная еда, образов…вшая кислоту;   кислота, разруш …вшая зубную эмаль; компьютерные игры , способствов…вшие  возникновению близорукости; продукты, содерж…вшие витамины;  игр…вший в футбол мальчик;  девочка, заним…вшаяся  фигурным катанием; загор…вший целыми днями; чист…вший зубы;  отдых…вший на море.

10.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по ключу. Дифференцированное задание.

1 группа. Образуйте  действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Обозначьте в этих причастиях суффиксы

Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, интересоваться, произойти, возрасти, вырасти, войти.

2 группа. Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.

Обозначьте в этих причастиях суффиксы.

Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти,  плыть, наградить.

11.Включение в систему знаний и повторение.

Итоговая беседа.

- От основ каких глаголов образуются действительные причастия прошедшего времени?

(Действительные причастия прошедшего  времени  образуются  от основ  неопределенной формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида.)

- При помощи  каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

(При помощи суффиксов  -вш-и –ш-.  Суффикс – вш- присоединяется к основам, которые оканчиваются на гласную, а суффикс – ш- к основам,  которые оканчиваются на согласную.)

- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени? (Нет).

- От чего зависит выбор гласной перед суффиксом причастия? 

(Перед суффиксом причастия пишется та же гласная , что и в неопределенной форме глагола перед – ть.)

12. Домашнее задание.

1) Написание   мини – сочинений , используя в своих работах причастия . Темы сочинений:

«Образ жизни современного российского подростка»

«Почему я против  фаст – фуда ?»

«Человек , занимающийся спортом, более дисциплинирован и организован.»

«Что для меня означает здоровый образ жизни?»

«Что мне мешает вести здоровый образ жизни?»

2).Упр.145

13. Рефлексия.

-Урок подходит к концу. Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии. Урок окончен. Всем спасибо.

Самооценка результатов своей деятельности  и всего класса.

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.Сегодня на уроке я научился…

3.Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах…

4. Класс работал хорошо…

5.Какие трудности возникли у меня при изучении новой темы…

 

Приложение

 

Ключ 1 группе.

Выполнявший, создавший, давший, видевший, мывший, задавший, встретившийся, интересовавшийся, произошедший, возросший, выросший, вошедший.

Ключ 2 группе.

Причесавшийся, привыкший, радовавшийся, разрезавший, рассердившийся, удалявшийся, тренировавшийся, сошедший, унесший, явившийся, устраивавший, увезший,  плывший, наградивший.

 

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

1.Сегодня на уроке я узнал…

2.Сегодня на уроке я научился…

3.Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах…

4.Класс работал хорошо…

5.Какие трудности возникли у меня при изучении новой темы…

 


 

Предмет: русский язык, 7 класс

Предмет: русский язык, 7 класс

План-конспект урока 1. Организационный момент

План-конспект урока 1. Организационный момент

Давайте вспомним, над какой темой на прошлом уроке мы с вами работали

Давайте вспомним, над какой темой на прошлом уроке мы с вами работали

Определяем спряжение глагола

Определяем спряжение глагола

Стро…ть –стро…л – Брос…ть – брос…л –

Стро…ть –стро…л – Брос…ть – брос…л –

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (При помощи суффиксов -вш-и –ш-

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (При помощи суффиксов -вш-и –ш-

Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах… 4

Сегодня на уроке мне понравилась работа в парах… 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2020