Русский язык
9 класс Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени Цели: Обучающие:
- познакомиться с новыми видами придаточных обстоятельственных – меры и степени;
- определять средства их связи с главным предложением;
- формировать умение различать оттенки значения многозначных придаточных;
- формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять их схемы. Развивающие:
- различать изученные виды придаточных предложений;
- закреплять умения находить подчинительные союзы и другие придаточные предложения, определять их виды;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Воспитывающие:
- пробуждать познавательный интерес к изучению русского языка; - способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения; - воспитывать умение работать самостоятельно. Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки придаточных обстоятельственных меры и степени; выполняют синтаксический разбор, определяют средства связи в СПП. Метапредметные:
регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё
предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке;
познавательные - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте; проводить анализ учебного материала;
коммуникативные – слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи; работать в парах;
личностные - устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Готовимся к ОГЭ
Задание 4. Синтаксический анализ.
1) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Между однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.
В) Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мы, учителя, боялись Беликова.
2) Тихонько напевая, он шёл зарослями вниз по реке.
3) Горы, ещё не освещённые, выделялись на посветлевшем небе.
4) Туман рассеивался, но ещё закрывал вершины деревьев. 5) Учебные занятия делали дни очень интересными, но вечера проходили скучновато.
2) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если части сложного предложения соединены сочинительным союзом, между ними ставится запятая.
Б) Причастный оборот, отделённый другими членами предложения от главного слова, обособляется.
В) Вводное слово отделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Тягостное чувство непоправимой утраты, затмившее радость первой охоты, начало стихать: в сердце возникли новые надежды.
2) И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.
3) Ехали мы, наверное, в течение трех часов, пока не увидели наполовину новые избы хуторка и не услышали заливавшихся вразнобой петухов.
4) Мать сидела в другой комнате и, притаив дыхание, смотрела на него, любуясь каждым движением ребёнка.
5) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное и таинственное, и теперь, ночью, казалось, что верхушки сосен почти касаются неба.
Задание 9. Синтаксический анализ.
1) Замените словосочетание «книжная полка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2) Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
3) Замените словосочетание «радостный крик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 7. Орфографический анализ. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Ю. Иркутск был настоящим ч(1)..дом. Ледяная Ангара, просматрива(2)..щаяся до камушка на дне, до тонюс(3)..нькой водоросли, неутомимо пуска(4)..щей вверх жемч(5)..жные шарики пузырьков. Была Ушаковка, впада(6)..щая в Ангару слева от пристани. Она стремительно текла с гор, и я плыл, старательно размахивая руками, касаясь мгновенно ускольза(7)..щей воды, и меня несло с обрыва(8)..щей дыхание скоростью в широкое устье.
Суффикс -оньк- пишется только после твёрдых согласных г, к, х: белёхонький, сытёхонький, тугонький, ́ широ́конький.
В остальных случаях пишется суффикс -еньк-: а́ленький, бо́дренький, голубенький, вќ усненький.́
Актуализация опорных знаний Подготовительная беседа:
- Какие предложения называются СПП?
Предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
- Сколько всего придаточных обстоятельственных вы знаете?
7 – места, времени, цели, условия, причины, уступки и следствия, образа действия.
- Как можно определить вид придаточного?
По вопросу, по союзу или союзному слову, по синтаксической функции указательных слов.
- На какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
На вопросы обстоятельств: Как? Каким образом? Где? и др.
Вывод учителя: на сегодняшний момент вы должны знать придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные, с которыми вы уже познакомились.
А теперь у нас пройдёт небольшая практическая часть, чтобы я поняла, насколько вы ориентируетесь в материале.
Тест.
Прочитайте предложения и ответьте на вопросы.
А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
Е. До самой смерти, пока бьется сердце, ни минуты не стоять на месте.
Ж. Хороша земля если рук не жалеть.
З. Жизнь будет еще удивительней, потому что человеческий гений не знает границ.
И. Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья.
1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. (а, б, ж)
2. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного. (б, д, е)
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. (ж)
4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. (а)
5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. (и)
6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. (в, г)
7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (б)
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины (з) 9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. (е) Взаимопроверка.
9-8 - 5
7-6 - 4
5-4 - 3
Сообщение темы урока
Сегодня мы изучим ещё несколько видов СПП и должны будем научиться отличать их от других видов СПП, правильно ставить знаки препинания внутри предложений.
В стилистическом отношении сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени отличаются большей экспрессивностью, чем предложения с другими видами придаточных. Они широко используются в разговорном, художественном, публицистическом стилях, где очень важна качественная характеристика действия.
Сложные предложения с этими придаточными — одно из ярких средств образной конкретизации и эмоциональной оценки явлений действительности.
Прежде чем мы начнем нашу тему, я хочу вам дать небольшое задание Прочитайте предложения.
В каждом из них поставьте и запишите вопрос от главного к придаточному.
Назовите средства связи между главным и придаточным предложениями.
В каком раскрывается образ, способ действия, в каком степень или мера действия; какое из них имеет сравнительное значение?
1. После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить всё так [как?], как это было при
Пушкине.(образ действия)
[гл. + указ. сл.], (как – союз)
1. Язык прозы Пушкина так точен [насколько?], что его способен понять каждый. (степень действия)
[указ. сл], (что – союз)
2. Как эта лампада бледнеет перед ясным восходом зари, так [как?] ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бессмертным ума. (сравнение)
(как – союз), [указ. сл.]
Используя материал учебника, заполните таблицу (с. 219-220 учебника Е.А.Быстровой)
|
Придаточные меры и степени |
Содержание |
Указание на меру чего-либо, на степень качества, о которых говорится в главном предложении. В главной части, как правило, имеются слова: так, насколько, столько, до такой степени. |
Вопросы |
Как? В какой степени? До какой степени? В какой мере? Насколько? |
Союзы и союзные слова |
Как, что, чтобы, словно, точно, будто, как будто, насколько, поскольку. |
Место в предложении |
Не может находиться перед главным предложением. |
Пример |
[Лес с обеих сторон был так густ], Насколько? (что ничего нельзя было видеть через него). |
Физкультминутка
Отвечают на вопросы, бросают мяч.
- Приведите пример оксЮморона – сочетания слов с противоположным значением (горячий снег, мёртвые души, живые мертвецы, грустная радость).
- Приведите пример олицетворение — прием, основанный на перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и понятия («И звезда с звездою говорит...»).
- Приведите пример эпитет — слово, представляющее собой образное определение, подчеркивающее
какое-либо характерное качество предмета или явления (Взошла серебряная луна)
Закрепление новой темы Тренировочные упражнения.
1. Расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Укажите вид придаточного предложения.
1. Башня была построена так, что никто не смог бы подкрасться к ней незамеченным (образ действия) [гл. + указ. сл.], (что – союз)
2. С тех пор она старалась всё делать так [как?], чтобы её хвалили (образ действия) [гл. + указ. сл.], (чтобы – союз).
3.Люди были интересны Самгину настолько [насколько?], насколько он, присматриваясь к ним, видел себя не похожим на них (степень)
[кр. прил. + указ. сл.], (насколько – союз. слово).
4. Жизнь выбросила его в мир, как ветер сдувает с зеленого листика толстую божью коровку. (сравнения) [гл.], (как – союз)
5. Лощины вдоль ручьев зарастают орешником и ольхой так, что сквозь них невозможно пробраться без топора. (образ действия) [гл. + указ. сл.], (что – союз)
6. Тонкие волосы растрепаны, будто ими шалит майский ветер. (сравнения) [кр. прич.], (будто – союз).
2. Из каждой пары предложений составьте СПП с придаточными образа действия, степени
1. Вода в Красном море прозрачна. Можно рассмотреть рыб, плавающих у дна. Вода в Красном море настолько прозрачна, что можно рассмотреть рыб, плавающих у дна.
2. Фильм мне очень понравился. Я смотрел его много раз. Фильм мне настолько понравился, что я смотрел его много раз.
3. Я волновался перед экзаменом. Не мог спать и потерял аппетит. Я так волновался перед экзаменом, что не мог спать и потерял аппетит.
Работа по учебнику
Выполнение упражнений
№ 191 – выписать СПП с придаточными меры и степени (№1,2,4,5,8),
№ 194 – закончить предложения придаточными образа действия, меры и степени, используя союзы
«что», «как будто», «словно», «как» и союзные слова «как», «насколько»,
1. Письмо было написано настолько мелко, будто писал его ювелир с мощной лупой.
2. Поезд шел так быстро, что у меня закружилась голова.
3. Море под лучами заходящего солнца так блестело, словно в него насыпали алмазов.
4. Как аукнется, так и откликнется.
5. Ранние заморозки до того огорчили лесника, что он не спал всю ночь, волнуясь.
6. Ночью мороз был настолько сильным, что река покрылась льдом.
7. Охотник так задумался, что потерял ориентир.
№196
Рефлексия
- Все ли вам было понятно сегодня на уроке?
- Какие затруднения вы испытывали? Какой материал показался вам сложным?
- Что нужно делать, чтобы было легче справляться с заданиями? (повторять теоретический материал учебника, повторять правила, активнее работать на уроке, задавать вопросы и т.д.)
- Какие задания были для вас интересными?
Наш урок подходит к концу.
- О чём мы сегодня говорили?
Чтобы окончательно убедиться в ваших познаниях, я раздам небольшие задания для каждого. На их выполнение даю вам 5 минут.
Проверочная работа.
Не записывая предложения, укажите виды изученных придаточных.
1. Ему почудилось, будто скрипнула дверь. (изъяснительное)
2. Куда ни взглянешь, всюду тянулась невеселая степь. (места)
3. Старик так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел. (образа действия)
4. Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул.( условия)
5. Я пошел посмотреть горит ли камин.(цели)
6. Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.(уступки)
Подведение итогов урока.
Оценивание всей работы
21-19 - 5
18-15 - 4
14-11 - 3
Домашнее задание:
Упр. 197, стр.224 (по заданию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.