Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени"

  • docx
  • 22.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык 9 класс СПП с придаточным времени.docx

Русский язык

9 класс

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Цель:

• Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными

времени.

• Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных

предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.

• Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

• Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

1.Предметные: 1) владеть приемами сжатия текста, уметь выделять главную мысль текста; 2) развивать пунктуационную грамотность.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД: Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать; преобразовывать информацию (текст правила) в схему, таблицу, алгоритм, действовать по алгоритму.

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; самостоятельно решать предложенные учебные задачи; соотносить цели и результаты своей деятельности; адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: оказывать взаимопомощь; строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3. Личностные: формировать адекватную самооценку; осознавать практическую значимость материала по теме «Союзы и союзные слова» и ценности совместной деятельности; прививать интерес к познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Организационный момент

Орфоэпическая разминка

Расставить ударения в словах (слайд « Расставьте ударения»)

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, сливовый, позвонит, облегчить, сирота, фарфор, черпать, средства, коклюш, премировать, принудить, случай, статуя, хозЯева, простыня.

 

Актуализация опорных знаний

Беседа по вопросам

Какие предложения называются СПП с придаточными обстоятельственными? От какого слова в главном предложении задается вопрос к придаточной части? Какую позицию может занимать придаточное предложение по отношению к главному? Сколько насчитывают видов придаточных обстоятельственных?

Проверка домашнего задания

Упр. 170, стр.203. Ученики называют главную и придаточную части сложного предложения, строят схемы СПП с прид.обстоят., указывая из вид.

Мотивация учебной деятельности

1)   Задание: подберите к схемам предложения и дайте им характеристику.

[...туда],(где...).             Через десять лет я приехал туда, где прошло мое детство.

[деревня, (где...)...].      Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)

[...знаю], (где...).           Я знаю, где находится самый красивый уголок земли.

[     ], (куда...).               Иди, куда зовет тебя твое сердце,

(куда...), [   ].                 Куда ни посмотрю, везде знакомые лица,

[...дома, (где...) ].          Около дома, где мы остановились, росли высокие березы.

2) Ученики записывают предложения в тетради

Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь. Он проснулся, едва показались первые лучи солнца. Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.

- На какой вопрос отвечают придаточные предложения? Что обозначают?

-По отношению к главному предложению где они находятся?

Представленные схемы предложений относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточными времени.

 

Объявление темы и целей урока

Запишите тему урока: Придаточные предложения времени

Целеполагание

В продолжение урока вы должны будете познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени; научиться распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.

Восприятие и усвоение нового материала

Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения. Вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Средство связи-союзы: когда, пока, с тех пор как, до тех пор как, как только, лишь только, прежде чем, едва, чуть, в то время как и др.)

Закрепление изученного

Работа с предложениями

Ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять землю пшеницей. Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жажды горожан.

Выполнение упражнения 175, с.209. Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркнуть грамматические основы. Графически указать главную и придаточную части, средства связи придаточной части с главной. Сделать вывод, какое место может занимать придаточное времени по отношению к главному.

1) (Едва только дремота слегка касалась меня), [как странные, нелепые, мучительно-пёстрые сновидения начинали играть моим разгорячённым мозгом]. (А. Куприн)

(Едва   ),Когда?[   ] СПП с прид.времени

2) (Как только он увидел Наташу), [лицо его просияло]. (Л. Толстой) (Как только   ), Когда?[   ] СПП с прид.времени

3) Фазаны всегда садятся на густые деревья, в чаще, и как завидят охотника, так прячутся в зарослях.

(Л. Толстой)

[ - = и как =, так ]

3) Листья уже давно пожелтели и шелестели мертвым шепотом, когда по ним пробегал порывистый ветер. (Д. Мамин-Сибиряк) [ - = и=],Когда?(когда   )

5) Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек.

(К. Паустовский)

(Когда ),Когда?[то ]

6) Едва миновали небогатые пригородные рощи насаждений, возрастом немногим больше полутора десятка лет, как потянулись лысые холмы, раздавленные оврагами. (К. Федин)

(Едва ),когда?[как   ]

7) Каждый раз я не могу не удивляться, когда поблизости от белого гриба вижу яркие мухоморы.

(А.Лаптев)

[ ],Когда?(когда)

Выполнение упражнения 177, с.210

Прочитайте предложения. Определите, как в них выражены временные отношения. Преобразуйте данные предложения в сложноподчинённые с придаточным времени, используя различные временные союзы, и запишите их в изменённом виде. Составьте вертикальные схемы этих предложений.

1) По окончании работы мы пошли купаться. - Когда закончилась работа, мы пошли купаться

2) С наступлением осени птицы улетают на юг. - Когда наступает осень, птицы улетают на юг.

3) С приближением ночи туман делался гуще. - Как только приближалась ночь, туман делался гуще.

4) Проснувшись утром, я увидел, что дождь уже кончился. - Когда я проснулся, увидел, что дождь уже кончился.

5) Отдохнув с дороги, друзья снова пошли к морю.- Как только друзья отдохнули с дороги, они снова пошли к морю.

6)Во время путешествия ребята увидели много интересного. - Пока ребята путешествовали, они увидели много интересного.

7)С восходом солнца роща наполнилась птичьими голосами. - Чуть только взошло солнце, рощ; наполнилась птичьими голосами.

Схематический диктант «Кто быстрее?» - 2 человека у доски

Тренирует умение на слух определят: структуру предложения. Ученики записывают только схемы предложений

Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.

Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.

Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.

• После того как мы пообедали, мы пошли гулять.

Объяснительный диктант

Записать предложение. Составить схему, определить вид придаточного.

1. Пока мы собирались, пришел отец.

2. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

3. Я смотрел туда, где толпились люди.

4. Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.

5. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

6. Сестра завела будильник и прилегла на диван, потому что боялась проспать.

Давайте задумаемся над вопросом: для чего нужны сложноподчиненные предложения с придаточным времени. Где они употребляются чаще всего?

Работа по тексту.

Употребление сложных предложений-отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем чаще всего простые предложения, причем очень часто -неполные. Это объясняется тем, что устные высказывания в основном не требуют сложного логического объяснения. Отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая приобретает решающее значение для выражения различных смысловых отношений.

«Чистые» сложносочиненные предложения в книжных стилях сравнительно редки. А сложноподчиненные предложения занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы « приспособлены» для языка науки, официально-делового стиля и художественной речи.

Как употребляются придаточные времени в разных стилях?

В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной

( ср.:Научная гипотеза оправдывает себя в том случае, если она является оптимальной)

В художественной речи, где сложноподчиненные предложения с придаточными времени встречаются в четыре раза чаще, чем в научной, широко используются «чисто временные» значения этих придаточных. Они могут предавать длительность, повторяемость, неожиданность действий, разрыв во времени между событиями и т.д. Это создает большие выразительные возможности художественной речи, например:

1) Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься, начнешь слабеть(И.А.Крылов)2)И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось, мелькнул за строем стой.(М.Ю.Лермонтов) 3)Только улыбаюсь, как заслышу бурю.(Н.А.Некрасов) 4)Он заметно поседел с тех пор, как мы расстались с ним.(И.С.Тургенев) 5)Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.(А.П.Чехов).

(По учебному пособию «Стилистика русского языка» И.Голуб)

- К какому типу речи относится текст? (повествование)

-К какому стилю? (научный)

- О чем этот текст? Какова тема этого текста?

-Основная мысль текста какая?

-В каких стилях речи чаще используются сложноподчиненные предложения? Для чего служат СПП с придаточным времени?

Задание: найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным времени.

Домашнее задание

Упр. 178, с.211. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Упр. 179, с.211. Преобразовать простые предложения в сложноподчинённые с придаточным времени, используя разные временные союзы. Записать полученные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу. Построить их вертикальные схемы.

Рефлексия

• Теперь я буду знать, что ...

• Меня огорчило то, что ...

• Я рад, что....