Конспект урока по русскому языку во втором классе "Большая буква в именах собственных"

  • doc
  • 25.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Большая буква в именах собственных.doc

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Большая буква в именах собственных

Цель: Ввести понятие «Имя собственное», расширить  знания учащихся об именах собственных,  закрепить навык правописания  имён собственных,

способствовать развитию, орфографической зоркости, мыслительных операций, вниманию, речи, умения транскрибировать, воспитывать интерес к изучаемому, доброжелательное отношение при работе в группе.

 

 

Ход урока.

  1. Психологический настрой учащихся

Приветствие гостей урока чистоговоркой:

Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!»

Вы-вы-вы –будем все мы вежливы

Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!»

Ас-ус-ос –я не буду вешать нос.

 

2.Оформление тетради.

Запишите сегодняшнюю  дату. ( Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.)

3. Минутка чистописания.

- Определите, какие буквы мы будем записывать на минутке чистописания:

а) безударная гласная в слове Астана,

б) орфограмма из слова аллея,

в) гласная из второго слога в слове Караганда.

Прописать в тетради : а лл а

-Какое слово из перечисленных можно назвать лишним? Почему?


3. Словарно – орфографическая  работа.

УВАЕНДЕВОЧКАРТСЫ

 

-Среди данных  найдите спрятанное слово. (девочка).

-Что вы можете сказать об этом слове? (словарное слово, безударная гласная  - о, орфограмма –чк). ----  

- Что может отличать разных девочек друг от друга? (внешность, имя)

-Как можно связать буквы, записанные на минутке чистописания, с данным словом? (девочка Алла)

-Записать словосочетание  в тетради 2 раза, выделив орфограммы.

-Как вы запишите имя девочки?

4. Работа по развитию речи. Дети получают карточки с отдельными  словами и знаками препинания. Они выходят к доске  и составляют 2 предложения. Слова на карточках: Света  живёт  переехала   Женя  в

магазин  ? в Караганде  в Астану .

-Прочитайте полученные предложения. Можно ли составить предложения по-другому?

- Можем ли мы сказать : Женя  переехала? (Да, если Женя –девочка.)

- Распространите полученные предложения. Запишите любое предложение, соблюдая правила записи предложения.

4.Сообщение темы урока.

- Что общего в данных предложениях? (есть имена)

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.(Заглавная буква в именах собственных).

- Над чем мы будем работать на уроке?

- Что вы знаете по теме урока?

- Давайте проверим, верны ли наши знания и поработаем с текстом правила на стр.103. Прочитайте правило «про себя». Отметьте для себя новое.

- Прочитаем правило вслух. Что нового вы из него узнали?

Работа по учебнику : с.103 упр.252  Прочитайте задание. (найди и выпиши имена собственные).

-Это задание мы выполним следующим образом: девочки будут выписывать имена мальчиков, а мальчики – имена девочек.( Вспомните, как пишутся имена).

(Одновременно проводится индивидуальная работа по карточкам)

-Взаимопроверка.

-Какие имена вам показались некрасивыми? Почему? (Вовка, Лариска.) Как правильно назвать этих детей?

5. Физминутка.

А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный:

-Встаньте те, у кого имя  начинается с буквы В,

-Встаньте те, в чьё имя заканчивается на гласный звук.

-Встаньте те, в чьём имени букв больше, чем звуков. (Игорь, Анель)

-Встанут дети, у которых есть домашние животные. (назвать клички животных)

- Встанут дети с одинаковыми именами.

6. Продолжение работы по теме урока.

- Как называются люди с одинаковыми именами? (тёзки)

-Как можно различить таких людей в одном коллективе? ( по фамилии, отчеству)

- Поработайте в группах  по карточке и попытайтесь определить, как были образованы  фамилии из каждого столбика.

(в карточках:  Иванов              Столяров            Ухов  )

                        Петров               Рыбаков              Носов  

                        Николаев           Плотников          Безруков

                        Антонов             Кузнецов            Глазов

          

-Сделайте вывод о том, как образованы некоторые фамилии. Запишите фамилии второго столбика и образуйте от них названия профессий. Например: Портнов – портной.

- Давайте составим транскрипцию  фамилий наших одноклассников: Перов, Королёв, Югай.

(Одновременно проводится работа по карточкам)

-Итак, из чего состоит полное имя человека (Ф,И,О,).

- Составьте и запишите предложение о себе: Меня зовут …..

  • Резервное задание

Записать имена. Определить, сколько в них букв и звуков: Игорь, Яша, Николай, Юлия, Елена.

    7. Подведение итогов.

 -Чему сегодня учились на уроке?

- Что вызвало у вас интерес?

- Какие вопросы возникли в ходе урока?

- Какие 3 ключевые слова вы могли бы подобрать  к уроку?

 8. Д/З 1. постараться выяснить значение своего имени, фамилии.

            2. Подобрать и записать  5 скороговорок с именами.

            3. с.      упр.