Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Организационное начало урока 1.1 Приветствие
1.2 Проверка рабочего места
1.3 Настрой учащихся на урок |
У: Добрый день, ребята! У: Ребята проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать: игольница, нитки и ткать белого цвета. Присаживайтесь. Ребята возьмите за руку своего соседа по парте и пожелаем друг другу удачи. Любим мы урок труда. Без труда мы никуда. Режем, клеим, мастерим, В жизни всё уметь хотим! У: На сегодняшнем уроке нам предстоит очень хорошо потрудиться. |
Встают. Приветствуют учителя.
Проверяют всё ли готово к уроку |
Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу · Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества Коммуникативные · Развивать умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: · Развивать умение организовывать свое рабочее место · Развивать потребность выполнения правил на уроке Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу; |
2. Вступительная часть 2.1 Вступительная беседа
2.2 Сообщение темы и целей урока
|
У: Ребята, предлагаю начать нашу беседу с загадки: В узкий глазок вдета
тонкая нитка, У: А что такое «игла»? У: В толковом словаре Ожегова я нашла такое определение «Игла – это многозначное слово. Игла – это швейная принадлежность - заостренный металлический стержень с ушком для вдевания нити». Игла - это самое-самое древнее изобретение человека. История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции. Древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры. Чуть позже в Древнем Египте появились железные иглы, но в них не было ушка, поэтому загибали край иголки. В середине 19 века в Англии, были придуманы станки, которые «умели» в небольшом кусочке проволоки, проделывать ушко. С этих пор и надолго, Англия стала одним из основных производителей швейных игл. В Россию иглы завезли восточные купцы, а при правлении Петра I иголки стали изготавливать на российских фабриках. С этого времени игла прочно вошла в крестьянский быт, став настоящим символом трудолюбия. У: Ребята, какие же иглы были в древности? У: А кто завёз, швейные иглы в Россию? У: Послушайте следующую
загадку: У: Совершенно верно. Ребята, что же такое нитки? У: В слова Ожегова
даётся такое определение «Тонко скрученные волокна, предназначенные для
изготовления тканей, а также для шитья, вязания, вышивки». У: Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о дружбе иголки и нитки. В большой картонной коробке хранились швейные принадлежности. Чего там только не было: и ножницы, и наперстки, и иголки, и нитки! Жили они в коробке дружно, помогали друг другу в работе. Но однажды случилось вот что… По какой-то пустяковой причине рассорилась Нитка с Иголкой. Из-за чего, теперь и не вспомнишь. Раньше-то они все время вместе были, а тут разошлись по разным углам коробки и видеть друг друга не хотят. Иголка считает, что она права, потому что всегда и во всем первая, а Нитка свое тянет. Вот и работа у них перестала спориться – куда же Иголке без Нитки! Иголка по ткани побегает, а та как была не сшита, так и осталась. Нитка тоже зря старается – ничего у нее без Иголки не выходит. Перестали им люди работу приносить. А без работы вскоре заскучали и остальные швейные принадлежности. Сначала ушли ножницы, затем Наперсток. Вскоре опустела коробка, остались в ней только Нитка с Иголкой. Сидят в разных углах и вспоминают, как им раньше хорошо жилось, весело да дружно. Первой решилась на примирение Иголка. Подошла она к Нитке и говорит: — Прости меня, подружка, за мою глупую гордость. Нет без тебя в моей работе никакого толку. — И ты меня прости, — обрадовалась Нитка, — и я виновата… Думала, что смогу без тебя обойтись. Обнялись подружки, взялись опять одна за другую, и такой красоты вместе нашили, что любо-дорого поглядеть! У: О чем эта сказка? У: Мы с вами ещё раз убедились, что иголка и нитка неразлучны. У: Итак ребята, для чего же используются иголка и нитка? У: Правильно! У: Кто-нибудь догадался, что мы сегодня будем делать на уроке? У: Совершенно верно. Тема нашего урока «Учимся шить». У: Мы с вами выяснили, что для шитья нужны иголка, нитки. А для того чтобы узнать, что ещё нужно послушайте загадки: Инструмент бывалый –
Маленькая головка на пальце
сидит. У: Совершенно верно. Ребята, как можно назвать эти предметы одним слово? У: Сегодня мы с вами будем учиться выполнять швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» У: Ваша задача научится аккуратно выполнять швы и украсить этими швами салфетку. |
Иголка
- это предмет, которым используют для шитья
- Иглы были изготовлены из костей. - завезли восточные купцы
Нитка с иголкой - это материал для шитья
- нельзя
- о дружбе иголки и нитки
- для шитья
- будем учиться шить
- ножницы
- наперсток
- ткани
- швейные принадлежности |
|
3. Основная часть 3.1 Показ и анализ образца изделия
3.2 Планирование предстоящих операций изготовления изделия
3.3 Показ и объяснение изготовления изделия
3.4 Правила работы и техники безопасности
3.5 Физкультминутка
3.6 Повторение последовательности изготовления изделия 3.5 Самостоятельная работа |
У: Ребята, посмотрите на изделие. Какие материалы я использовала для его изготовления? У: Из каких частей состоит изделие? У: Итак, для того, что бы сделать вот такую салфетку, нужно следовать такой последовательности: 1. Подготовить основу. Но у вас есть уже готовая основа. 2. Далее берём иголку и нитку. Продеваем нитку в ушко иголки и делаем на одном конце нитки узелок. 3. Выполняем шов «вперед иголку» с каждой стороны салфетки. 4. С двух сторон салфетки выполняем шов «вперед иголку с перевивом». 5. Cамоконтроль учащегося. 6. Выполнить изделие. У: Перед тем, как я вам буду объяснять выполнение изделия, давайте вспомним: как нужно отмерить нитку, необходимой длины, и как сделать узелок. У: Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как отмерить нитки? У: Вам нужно взять в руки нитку, прижать начало нитки пальчиками, обвести нитку через локоть и снова прижать пальчиками. И делаем срез. Далее вдеваем нитку в ушко иголки. Берём 1 кончик нитки. Обматываем его один раз вокруг указательного пальца и в получившееся кольцо просунуть конец нитки. Затягиваем. У: Берем ткань и уже подготовленную иголку с ниткой. На ваших салфетках уже есть начертенные линии и точки красного цвета. С изнаночной стороны продеваем иголку, но иголка у нас должна пройти через красную точку. Далее продеваем иголку вниз опять же через следующую красную точку. И так мы с вами должны прошить целый квадрат по размеченной линии. После этого нам с вами нужно поменять цвет нитки и проделать шов вперед иголкой с переплетение. Для этого берем нитку с иголкой другого цвета, продеваем чуть выше уже выполненной строчки и дальше пропускаем через выполненные стежки змейкой. У: Ребята, какие правила работы вы должны соблюдать? Техника безопасности при работе с ножницами: 1. При работе внимательно следите за направлением резания. 2. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 3. Не держите ножницы лезвием вверх. 4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 5. Не режьте ножницами на ходу. 6. Не подходите к товарищу во время работы. 7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Техника безопасности при работе с иголкой : 1. Храните иголки и булавки в определённом месте 2. Не оставляйте их на рабочем месте 3. Ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. 4. Используйте при шитье наперсток; 5. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки; 6. При работе с иголкой держите их не ближе, чем 35 сантиметров от глаз. У: Ребята, не забывайте про технику безопасности на уроке, и тогда все будет хорошо. - Итак, ребята, выполним физкультминутка перед работой. Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало. Разомнемся для начала: Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, По коленкам бьем ладошкой, Прыгаем на правой ножке. И на левой непременно Вместе прыгаем сейчас. И сначала еще раз! У: Присаживайтесь. У: Итак, а сейчас давайте повторим последовательность изготовления изделия? Учащиеся вместе с учителем выполняют изделие У: Давайте подготовим иголку с ниткой. Вам нужно взять в руки нитку, прижать начало нитки пальчиками, обвести нитку через локоть и снова прижать пальчиками. И делаем срез. Далее вдеваем нитку в ушко иголки. Берём 1 кончик нитки. Обматываем его один раз вокруг указательного пальца и в получившееся кольцо просунуть конец нитки. Затягиваем. Берем ткань и уже подготовленную иголку с ниткой. На ваших салфетках уже есть начертенные линии и точки красного цвета. С изнаночной стороны продеваем иголку, но иголка у нас должна пройти через красную точку. Далее продеваем иголку вниз опять же через следующую красную точку. У: А теперь продолжаем сам-но. У: После этого нам с вами нужно поменять цвет нитки и проделать шов вперед иголкой с переплетение. Для этого берем нитку с иголкой другого цвета, продеваем чуть выше уже выполненной строчки и дальше пропускаем через выполненные стежки змейкой. |
- ткань и нитки розового и зеленого цвета - из основы (ткань) и швы из ниток
незнаем
Правила техники безопасности с ножницами и иголкой
- Нужно: 1. Подготовить основу. Но у вас есть уже готовая основа. 2. Далее берём иголку и нитку. Продеваем нитку в ушко иголки и делаем на одном конце нитки узелок. 3. Выполняем шов «вперед иголку» с каждой стороны салфетки. 4. С двух сторон салфетки выполняем шов «вперед иголку с перевивом».
|
Коммуникативные УУД: · Развивать умения слушать и понимать речь других; · Развивать умение участвовать в диалоге на уроке; · Развивать умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; · Развивать умение доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи; · Развивать умение формулировать свою позицию при анализе работы; Регулятивные УУД: · Формировать потребность в выполнении правил поведения на уроке; · Развивать умение высказывать свое предположение; · В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы; · Развивать умение ориентироваться согласно предложенному плану; Познавательные УУД: · Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; · Развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на образец и объяснение учителя; · Развивать умение находить ответы на вопросы учителя; · Развивать умение делать выводы в результате совместной работы всего класса; Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу; · Воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам; · Создать условия для выражения своих чувств и эмоций;
|
4. Заключительная часть
4.1 Показ и анализ выполненных работ учащихся
4.2 Подведение итогов урока
4.3 Рефлексия
|
У: Ребята, посмотрите, какие салфетки у нас с вами получились. Мне понравилась работа ….. (перечисляю имена ребят) они выполнили очень аккуратно. Давайте похлопаем. У: Подводя итог, ответьте, чему на уроке вы сегодня научились?
У: Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?
У: Где пригодится это изделие?
У: А сейчас мы оценить свою работу на уроке. А сделать я предлагаю это следующим образом: на доске вы видите корзину, а у каждого из вас есть клубок 3ёх цветов. Жёлтый клубок - обозначает, что на уроке вам всё понравилось, у вас получилось аккуратное завершённое изделие. Красный клубок - урок вам понравился изделие вы завершили, но оно получилось не очень аккуратным, и синий клубок будет обозначать, что на уроке у вас возникали трудности и вы не успели завершить изготовление своего изделия. - Итак, я вижу, что у большинства всё отлично получилось и вам понравилась ваша работа на уроке.
|
- Мы научились выполнять шов вперед иголкой и вперед иголкой с перевивом
- Нам помогли знания работы с иголкой и ниткой, наша аккуратность - Это изделие пригодится в качестве украшения дома, для подарка маме |
Коммуникативные УУД: · Развивать умения слушать и понимать речь других; · Развивать умение участвовать в диалоге на уроке; · Развивать умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; · Развивать умение выражать свои эмоции при готовом изделии; · Создание доброжелательной и психологической атмосферы в классе. Регулятивные УУД: · Формировать потребность в выполнении правил поведения на уроке; · В диалоге с учителем вырабатывать критерии качества выполненной работы; · Развивать умение оценивать свои действия и действия одноклассников; · Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; Познавательные УУД: · Развивать умение находить ответы на вопросы учителя; Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу; · Создать условия для выражения своих чувств и эмоций; |
5. Организационное завершение урока |
- Ребята, спасибо вам большое за урок. Сегодня вы были энергичными, активными, работали продуктивно, мы с вами все успели. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать. До свидания. |
|
Коммуникативные УУД: · Развивать умения слушать и понимать речь других;
|
6. Уборка рабочего места |
- Не забудьте убрать свои рабочие места. |
|
Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу; Личностные УУД: · Воспитывать уважительное отношение к учителю и друг другу; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.