Посуда. Работа с пластичными материалами (пластилин).
Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне».
Задачи урока: познакомить учащихся с правилами поведения в лесу, повторить и закрепить материал о свойствах пластилина, развивать умения и навыки работы с ним, совершенствовать умение работать по плану, развивать творческую фантазию детей через самостоятельное оформление изделия; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты: уметь отличать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану.
Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека, композиция.
Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделия из пластилина и природных материалов, таблица «Приемы работы с пластилином», дневники наблюдений учащихся. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки), инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон.
Ход урока:
В начале урока необходимо напомнить учащимся о заполнении дневника наблюдений.
Учитель: «На прошлом уроке мы учились плести корзины. А дома вам надо было найти материал о том, как их можно использовать. Давайте поделимся найденной информацией» (…).
Учимся новому. Учитель предлагает выполнить задание из рабочей тетради «Съедобные и несъедобные грибы» (стр. 8-9). Учитель: «Корзины можно использовать для сбора грибов. Наверное, многие из вас ходила в лес за грибами. А все ли грибы можно собирать и использовать в пищу?». Учащиеся должны рассказать о свойствах и отличиях съедобных и несъедобных грибов и вспомнить названия грибов, изображения которых они найдут в рабочей тетради. В соответствии с заданием учащимся нужно предоставить возможность представить себя в лису, что будет способствовать развитию их фантазии. Также эта работа может послужить поводом к проведению воспитательной беседы о правилах поведения в лесу. Учитель: «Скажите, а как нужно вести себя в лесу? (не разжигать костер, не разорять птичьи гнезда, не забирать из леса домой животных, не рвать редкие цветы, не ловить бабочек и стрекоз, не оставлять мусор в лесу, не бить стекло и т.д.). Если соблюдать все эти правила поведения, то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будут продолжать радовать нас своей красотой и дальше».
Необходимо также поговорить с детьми о возможных видах использования съедобных грибов, например в кулинарии: из них можно приготовить суп, сделать подливку, пожарить, их можно консервировать – мариновать, солить.
Делаем сами. Учитель: «Только что вы побывали в воображаемом лесу. А теперь давайте попробуем создать небольшую полянку с грибами прямо на нашем рабочем столе». Учитель должен помочь учащимся провести анализ уже готового изделия из пластилина и природных материалов, например с помощью вопросов: Какой гриб нам предстоит выполнить? (боровик, белый). Какие материалы вы будете использовать для создания композиции? (пластилин, природные материалы: сухие листья, плод каштана). Каких цветов пластилин стоит выбрать? Почему? Что за материал пластилин? (пластичный материал). Какие его свойства вы знаете из курса 1 класса? (становится мягким, пластичным в тепле, имеет цвет). Давайте вспомним и приемы работы с пластилином (с помощью таблицы из приложения). Как можно использовать изделие? (для украшения интерьера, выставка и т.д.).
Учащиеся отрабатывают умение самостоятельного составления плана. Затем сверяют свой план с планом работы в учебнике (стр. 16). Его должен прокомментировать учитель. 1. Подготовка материала. 2. Раскрой (деление пластилина на части). 3. Сборка. 4. Отделка.
Подготовка материала. Выберите пластилин нужных цветов для лепки боровика (коричневый и белый). Раскрой. На подкладной доске разделите каждый брусок пластилина на 3 части при помощи нитки или стеки. Сборка. (Все приемы работы показывает учитель) Приемом вытягивания вылепите ножки. Вылепите шляпки. Соедините шляпки и ножки между собой. Вырежьте из цветного картона основу поделки – полянку (не забывая о правилах работы ножницами) и прикрепите на нее грибы. Отделка. Завершите композицию и оформите ее при помощи природных материалов (можно сделать травку, кустики), мимо может пробегать ежик и т.д. Учитель обязательно должен объяснить и показать, как это можно сделать, чтобы не нарушить композицию, а дополнить ее.
Подведем итоги. В конце урока необходимо провести анализ изделия. Для закрепления материала можно организовать выставку. Критерии оценивания работ учащихся: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать о своей работе и о возможностях ее применения.
Если останется время на уроке, можно выполнить задание «Плоды лесные и садовые» в рабочей тетради (стр. 10-11) или предложить учащимся выполнить его дома при помощи родителей.
Домашнее задание: Найдите кулинарные рецепты, в которых одним из ингредиентов являются грибы, вложите материалы в папку достижений. На следующий урок нужно принести небольшой магнитик, природные материалы для оформления поделки (на выбор учащихся), небольшую емкость для приготовления теста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.