Тема : «Поздравительная открытка (василёк) (Декоративное обобщение природных форм (стилизация, аппликация)).
Материалы: белая и цветная бумага, клей, простой карандаш, ножницы, салфетка.
Цель урока: расширить представления учащихся о декоративном преобразовании природных форм.
Задачи урока:
- совершенствование умений преобразовывать природные формы в декоративные;
- формирование умений вырезать элементы композиции без предварительно прорисованного контура;
- расширение представлений о способах выделения главного в композиции;
- развитие эстетического вкуса.
Ход урока
I. Подготовительная часть 1.Организационный момент
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Всё умеем делать сами: резать, клеить, мастерить,
Ведь с умелыми руками радостней на свете жить!
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Я вам предлагаю составить букет вашего настроения. У вас на партах лежит аппликация вазы. Если у вас весёлое, радостное настроение возьмите красный цветок, если вам немножечко грустно или вы волнуетесь, возьмите оранжевый цветок и наклейте его.
– Ребята, а от чего мы испытываем радость?
(От хорошего настроения, от результатов своей работы).
– Как вы понимаете слово радость? (Ответы учащихся) (Слайд 2)
Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.
– Мне хочется, чтобы сегодняшний урок принёс вам всем радость и удовлетворение от результата вашей работы.
2. Вступительная беседа
(Учащийся читает четверостишие)
В марте есть такой денек
С цифрой, словно кренделек,
Кто из вас, ребята, знает,
Цифра что обозначает? (8 Марта)
– Правильно 8 марта! А что это за праздник?
– Это Международный женский день. Праздник бабушек, мам, сестренок – всех женщин на земле. Без женщин не может быть жизни на земле. Они покоряют космос, лечат людей, учат детей. Во время Великой Отечественной войны женщины стояли в одном ряду с мужчинами, защищали нашу Родину.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда произносим слово «праздник»? (Ответы учащихся)
– Действительно, рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Конечно, чтобы доставить радость окружающим нас близким людям, совсем не обязательно дожидаться «официального» праздника. Но чтобы праздничный день был по-настоящему радостным, к нему нужно готовиться.
(Учащийся читает четверостишие)
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждем.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
– Что мы приготовим к празднику, вы узнаете из ребуса?
(Приложение 1, 2)
– Разве мы не делаем приятно людям, когда что-то дарим. А какой подарок самый лучший? (Подарок, выполненный своими руками).
– И трудно сказать, что приятнее – получать подарки или дарить их. А делать подарки своими руками ещё приятнее!
II. Основная часть
1.Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы изготовим своими руками праздничную открытку к 8 Марта, для самого дорогого человека – для мамы. (Слайд 3)
– Ребята, а что чаще всего изображают на открытках? (Цветы)
– Главным изобразительным мотивом открытки мы тоже выберем цветок, который выполним в технике «аппликация». Что называется аппликацией?
(Декоративная работа, состоящая в изготовлении рисунков, картин путем вырезания различных деталей и наклеивание их на поверхность бумаги).
– А какой цветок будет на нашей открытке, вы узнаете, отгадав загадку.
В поле я расту всегда,
При дороге - иногда.
Я, как небо, голубой,
Угадай, кто я такой?(Василёк)
– Да, на нашей открытке будет цветок василек. (Слайд 3)
У василька огромное множество родственников. Ученые говорят: «У василька много видов». Среди них есть и вовсе не синие: они бывают и красноватые, и розоватые, и желтые, и голубые и почти белые. (Слайд 4) Смотрят люди на васильки - любуются, собирают из них букеты, плетут венки.
Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками. Есть такая пословица про василёк: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут». (Слайд 5) Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.
И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос. (Слайд 6)
Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.
Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов. Такие растения называются декоративными. (Слайд 7)
По-белорусски василек — валошка. (Приложение 3)
Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский».
Физкультминутка (дети выполняют танцевальные движения под музыку)
2. Анализ формы, стилизация цветка
Форма у лепестков василька очень сложная и если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону. (Приложение 4)
Для создания композиции необходима стилизация цветка.
Стилизация - обобщённое, упрощённо-схематическое изображение природных форм.
При выполнении стилизации мы должны «переработать» реальные, природные формы цветка в условные, декоративные. (Слайд 8)
3. Правила безопасного поведения
– Какие инструменты вам понадобятся в работе?
– Ребята, вспомните технику безопасности при работе с ножницами.
– Проверьте, всё ли у вас готово к работе? Вспомните правила подготовки рабочего места. (Приложение 5)
4. Анализ образца открытки:
– Какие детали понадобятся для изготовления открытки? (Одна деталь для открытки, детали для аппликации).
– Посмотрите на цветы. Из каких частей они состоят? ( Цветок, стебель, лист).
– Есть ли одинаковые детали?
– Какие? Сколько их? Почему три стебелька?
– С помощью чего соединены эти детали?
5. Указания к началу работы
Чтобы сделать такую открытку нам понадобятся материалы: заготовка для открытки с цифрой восемь, цветная бумага, ножницы, клей. Ну и, конечно, ваша фантазия!
Торопиться не будем, а выполним всё красиво и аккуратно, вы готовите подарок маме. Пусть эта открытка будет для неё сюрпризом радостным и приятным. А для этого вы должны меня внимательно слушать.
6. Работа над аппликацией
6.1 Заготовка деталей аппликации
1. Возьмите заготовка для открытки с цифрой восемь. (Приложение 6)
2. Возьмем один круг, сложим его пополам, затем ещё раз пополам и ещё раз пополам. И так делаем со всеми кружочками. На этих четвертинках рисуем листочек василька. (Приложение 7)
3. Вырезаем, разворачиваем и получаем вот такие красивые васильки. С помощью ножниц можно закруглить концы листочков. (Приложение 8)
6.2 Определение последовательности сборки аппликации
– Следующий этап какой? ( Сборка изделия)
– С помощью чего вы выполните сборку изделия? (С помощью клея)
– Определим, в какой последовательности будем наклеивать детали аппликации. ( Стебли, цветы, листья)
– Сейчас пришло время познакомиться с критериями, которых необходимо
придерживаться, при выполнении изделий. (Критерии висят на доске) (Приложение 9)
• Самостоятельность
• Творчество
• Правильность
• Аккуратность
– Давайте хором произнесём их ещё раз.
– Ребята, с каким настроением вы приступаете к изготовлению открытки? Наклейте цветок вашего настроения в букет.
- Молодцы!
6.3 Самостоятельная практическая работа учащихся
Собери изделие, приклей:
· стебли
· цветы
· листья (Приложение 10)
III. Заключительная часть
- Какие ваши впечатления?
- Что вам помогло в выполнении работы?
- Посмотрите на прекрасные открытки, выполненные своими руками. Давайте сделаем выставку наших открыток.
- Что вы испытываете? (Радость)
– Я думаю, что ваши мамы будут очень рады получить поздравительную открытку, выполненную вашими руками. А теплые слова и пожелания мамам мы напишем на уроке русского языка.
– Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок? Наклейте цветок вашего настроения в букет. Подымите и покажите свои букеты.
Спасибо за качественную работу. Урок окончен. (Слайд 9)
Приложение 1
Приложение 2
ПОДАРОК
Приложение 3
Валошка
Приложение 4
Приложение 5
Правила безопасности при работе с ножницами
1. Хранить ножницы нужно в футляре.
2. Не держите ножницы острыми концами вверх.
3. Передавайте ножницы кольцами вперед.
Правила подготовки рабочего места
1. На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
2. Располагать инструменты и материалы так, чтобы они не мешали работе, и их удобно было брать.
3. Во время работы соблюдать порядок на рабочем месте.
4. Не забывайте об осанке, держите спину прямо.
5. После работы обязательно уберите за собой.
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
• Самостоятельность
• Творчество
• Правильность
• Аккуратность
Приложение 10
Собери изделие,
приклей:
Ø стебли
Ø цветы
Ø листья
Ø
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.