Конспект урока по теме: " Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения"

  • docx
  • 09.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4444.docx

Тема: «Структура данных и система запросов на примерах баз данных

различного назначения»

Цель: Изучить основные понятия базы данных и систем запросов на примерах.                                     

1.                  Литература: Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2017

Оборудование: компьютеры, МsAccess

Изучение нового материала.

Теоретические сведения

I.        1. Введение понятия базы данных, СУБД.

Базы данных (БД), создаваемые с помощью компьютерных программ, подобны картотекам. Они могут содержать сотни и тысячи записей. Главное преимущество, которое даёт подход к автоматизированному ведению базы данных, - быстрый поиск необходимых сведений и представление их в удобной форме.

Простейшей базой данных является записная книжка сотовых телефонов, которые есть у многих  учеников.

А система управления базами данных (СУБД) – это программа, предназначенная для создания, редактирования и управления базами данных. Вот её возможные функции:

·         ввод и изменение данных;

·         поиск данных по заданным условиям;

·         создание экранных форм (для удобства работы с данными);

·         создание отчётов;

·         автоматизация решения стандартных задач;

·         создание собственных программных модулей, готовых к работе с БД.

Базу данных вообще-то вполне можно рассматривать как некий набор данных, необходимых для какой-нибудь работы. Однако данные – это абстракция; никто никогда не видел «просто данные». Они не возникают и не существуют сами по себе. Данные суть отражение реального мира.

Главная функция баз данных: в большом объеме информации разыскивается та, которая необходима на данный момент. Ну а чтобы накапливать, измерять, хранить и искать нужную информацию, необходимо использовать специальные программы – системы управления базами данных (СУБД) и информационно-поисковые системы (ИПС).

Различие между СУБД и ИПС весьма условное. Пояснить его можно так. Если речь идёт о каталоге крупной библиотеки, то, конечно, было бы крайне безответственно позволить любому посетителю изменять информацию о книгах, хранящихся в её фондах. А вот посмотреть и выбрать то, что необходимо, - пожалуйста.

Можно сказать, что специалистам – сотрудникам библиотеки – доступны все возможности СУБД, а посетители работают только с информационно-поисковой системой.

Тематические базы данных для узких специалистов называют банками данных. Это может быть банк данных по микропроцессорам, банк по лекарственным средствам, банк публикаций в области ядерной физики и т.п.

В нашей стране действуют сотни банков данных. Пожалуй, самый большой из них – банк данных Российского института научной и технической информации. В нём содержится более 6 миллионов библиографических сведений о книгах и статьях практически по всем отраслям знаний

2. Классификации баз данных.

I. Классификация по характеру хранимой информации.

Фактографические БДсодержат данные, представляемые в краткой форме и строго фиксированных форматах. Такие БД являются аналогами бумажных картотек, например, библиотечного каталога или каталога видеотеки.

Другой тип баз данных – документальные БД. Здесь аналогом являются архивы документов, например, архив судебных дел, архив исторических документов и пр.

II. Классификация по способу хранения данных.

Централизованная БД – вся информация хранится на одном компьютере.

Распределенная БД – используется в локальных и глобальных компьютерных сетях. Разные части базы хранятся на разных компьютерах.

III. Классификация по признаку структуры: иерархические БД, сетевые БД, реляционные (табличные) БД.

Известно, что любую базу данных можно свести к табличной форме.

  1. Структура реляционной базы данных.

В теории реляционных баз данных таблица называется отношением (от англ. «relation» - отношение).

Простейшая база данных состоит из одной таблицы. Хранение сведений в единой таблице имеет ряд неудобств.  Во-первых, происходит дублирование данных. Во-вторых, становится неясно, какие данные в отдельной записи ценные, а какие нет. Уничтожение длинной записи, часть информации в которой утратила силу, может привести к потере данных, которые будет невозможно восстановить. В-третьих, если данные хранятся в единой таблице, усложняется разграничение доступа к ним и обеспечение защиты данных.

Поэтому данные распределяют по нескольким таблицам, которые связывают между собой. Рассмотрим пример.

Объекты для базы данных видеоколлекции – это художественные и мультипликационные фильмы, записи концертных программ и т.д., а их признаками будут: жанр, название фильма, фамилия режиссера, год выхода фильма, список исполнителей главных ролей. База данных может быть организована в следующую таблицу:

 

Название

Жанр

Режиссер

Год

Главный герой

Студия

Продолжи-тельность

Титаник

Катастрофа

Д. Камерон

1998

Л. ДиКаприо

XX век Фокс

136 мин.

Строки этой базы данных описывают атрибуты каждой конкретной видеозаписи. Рассмотрим более внимательно то, какие значения может принимать атрибут. На первый взгляд любые. Скажем, название фильма – тут фантазия безудержна, даже принимая во внимание рекламную нумерацию типа «Терминатор-3» или «Мёртвый полицейский-9». Со студиями уже все не так свободно, а жанры и вовсе можно сосчитать на пальцах. Поэтому, если мы не хотим каждый раз монотонно писать одно и то же, имеет смысл ввести в нашу базу данных ещё одну таблицу, которая будет называться «Жанры».

Она могла бы выглядеть следующим образом:

Название

Катастрофа

Ужасы

Мелодрама

 

В любой таблице должен быть один или несколько столбцов, значения которых однозначно идентифицируют каждую её строку. Такой столбец (или комбинация столбцов) называется первичным ключом.

 

Внесение взаимосвязанных изменений в разные таблицы автоматизируется. В реляционной базе данных можно получать сведения, основанные на данных из нескольких таблиц.

При установке связи одна из таблиц должна содержать ключевое поле. Иногда вместо термина ключевое поле говорят о первичном (или главном) ключе. В этом случае имеют в виду, что в качестве ключа может использоваться не отдельное поле, а совокупность полей. В каждом из этих полей значения могут повторяться, но любая комбинация значений уникальна и может идентифицировать запись.

Например, в таблице клиентов поле Фамилия может быть ключевым только в том случае, если в ней нет записей, соответствующих однофамильцам. Если же такие записи есть, первичный ключ создают из комбинации полей Фамилия, Имя и Отчество.

Таблица, участвующая в связи своим ключевым полем, называется главной, другая таблица – связанной. Если данное поле в связанной таблице также является ключевым, то говорят о связи «один-к-одному». В этом случае одной записи главной таблице соответствует ровно одна запись связанной. Если это поле не является ключевым в связанной таблице, то говорят о связи «один-ко-многим».  Одной записи главной таблицы может соответствовать несколько записей в связанной. Например, в список клиентов каждый человек может быть внесён только один раз, но в списке сделанных им заказов ему может соответствовать столько записей, сколько заказов он сделал.

Связь «многие-ко-многим» напрямую создать нельзя. В этом случае необходима дополнительная промежуточная таблица. Ключевые поля этой таблицы связаны с полями тех таблиц, для которых требуется данный вид связи.

Разработчиком теории реляционных баз данных считается Е. Кодд, 1960 год.

 

  1. Распределенные базы данных.

В крупных базах данных накапливаются огромные объемы информации, которые должны быть постоянно доступны многим пользователям. Если доступ к данным возможен только через один компьютер, то выход его из строя по любой причине (например, из-за отключения электричества) сделает базу недоступной.

Необходимость противостоять сбоям и обеспечивать одновременный доступ многих пользователей обусловливает появление распределенных (сетевых) баз данных. В этом случае СУБД контролирует не только доступ к данным. Она также размещает их на разных компьютерах сети и управляет загрузкой серверов, в том числе её перераспределением  при выходе отдельных систем из строя. Распределённые базы данных обладают меньшим быстродействием, чем базы, сконцентрированные на одном компьютере. Зато они обеспечивают несравнимо более высокую надежность и облегчают одновременный доступ к записям для многих пользователей.

 

Одной из популярных СУБД является приложение MicrosoftAccess, входящая в состав интегрированного пакета MicrosoftOffice

Создание базы данных MicrosoftAccess

В MicrosoftAccess поддерживаются два способа создания баз данных.

bluedropСоздание базы данных с помощью мастера

  1. Нажмите кнопкуСоздать  на панели инструментов.
  2. В области задач Создание файла выберите в группе Создание с помощью шаблона ссылку Общие шаблоны.
  3. Выберите значок подходящего шаблона базы данных на вкладке Базы данных и нажмите кнопку OK.
  4. В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопкуСоздать.
  5. Следуйте инструкциям мастера баз данных.

Примечание.   С помощью мастера баз данных нельзя добавлять новые таблицы, формы и отчеты в существующую базу данных.

bluedropСоздание базы данных без помощи мастера

  1. Нажмите кнопкуСоздатьна панели инструментов.
  2. В области задач Создание файла выберите в группе Создание ссылку Новая база данных.
  3. В диалоговом окне Файл новой базы данных введите имя базы данных и укажите ее расположение, а затем нажмите кнопкуСоздать.

После открытия окна базы данных можно создать требуемые объекты базы данных: таблицы, формы, запросы, отчеты, модули, макросы.

 

Создание таблицы:

 

В режиме конструктора можно создать новую таблицу либо добавить, удалить или настроить поля существующей таблицы.

При  создании новой таблицы необходимо ввести : имя поля, тип данных этого поля, описание.

 Настройка  типа данных поля определяет тип значений, которые можно вводить в это поле. Тип данных поля- это характеристика поля, определяющая, какие данные могут сохраняться в поле. Например, в поле с типом «Текстовый» можно вводить как текст, так и числа, а в полях с типом «Числовой» допускается хранение только числовых данных. Например, если нужно, чтобы в поле содержались числовые значения, которые можно использовать в вычислениях, задайте Числовой или Денежный тип данных.

В поле «Описание» пишется информация, которая будет выводиться в виде подсказок при вводе данных в таблицу.

Для идентификации каждой записи в таблице используется уникальный маркер, который называют первичным ключом (Первичный ключ. Одно или несколько полей (столбцов), комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.).

Свойства полей — это набор характеристик, обеспечивающих дополнительные возможности управления хранением, вводом и отображением данных в поле. Число доступных свойств зависит от типа данных поля.

 

Создание таблицы при помощи мастера таблиц

  1. Для перехода в окно базы данных нажмите клавишу F11.
  2. Выберите Таблицы    в списке Объекты и нажмите кнопкуСоздать на панели инструментов окна базы данных.
  3. Дважды щелкните строку Мастер таблиц.
  4. Следуйте инструкциям диалоговых окон мастера Создание таблиц.

Примечание.   Если в дальнейшем потребуется изменить или расширить созданную с помощью мастера таблицу, это можно сделать в режиме конструктора.

 

Создание связей между таблицами:

В окне базы данных выбрать в меню «Сервис» команду «Схемы данных»; в появившемся окне выбрать в меню «Связи» команду «Добавить таблицу»; выбрать имя таблицы и щелкнуть по кнопке «Добавить». Далее выбрать меню Связи ®Изменить связь, щелкнуть по кнопке «Новое…», выбрать имена связываемых таблиц и связываемых столбцов, щелкнуть по кнопке «ОК».В окне «Изменение связей » щелкнуть по кнопке «Создать».

 

Создание фильтра для вывода данных по заданному критерию:

Выведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в меню Записи команду Фильтр® Изменить фильтр; поставьте курсор в нужное поле  и введите критерий отбора (например, если в поле «должность» нужно отобрать всех инженеров, то в нем нужно написать «инженер». Все текстовые данные необходимо вводить в кавычках.)

Применение фильтра:Нажмите кнопку      - Применение фильтра     на панели инструментов.

Отмена фильтраВыведите таблицу, в которой хотите фильтровать данные, выберите в меню Записи команду Фильтр® Изменить фильтр, очистите все фильтры полей и Нажмите кнопку     .

Сортировка данных: выделить столбец, по которому будете сортировать, и на панели инструментов щелкните кнопку     - сортировать по возрастанию или       - сортировать по убыванию

Контрольные вопросы:

1.      Что такое СУБД? Перечислите ее основные функции.

2.      Назовите различия между СУБД и ИПС.

3.      Как классифицируют БД по характеру хранимой информации?

4.      Как классифицируют БД по способу хранения данных?

5.      Как классифицируют БД по признаку структуры?

 

 

Д/З:

  1. Изучить теоретические сведения.
  2. Письменно ответить на контрольные вопросы

 


 

Скачано с www.znanio.ru