План урока
1.Класс 5 А,Б,В Дата;___________
2.Тема: Бактерии и вирусы как формы жизни
3.Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений
4.Цель урока: сформировать представление о бактериях и вирусах как об особых царствах живой природы, их строении, жизнедеятельности, значении.
5.Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
Предметные умения применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте
6.Ключевые слова ЖИВОТНЫЕ ТАКСОН ЦАРСТВО КЛАССИФИКАЦИЯ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ БАКТЕРИИ ВИРУСЫ
7.Базовые понятия ОРГАНИЗМ СИСТЕМА
8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики».
Блочно-модульное описание урока
Этап 1/БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.Мотивирование на учебную деятельность
2. Актуализация опорных знаний
1.Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?
2. Какому типу питания относят грибы?
3. Целеполагание
ты узнаешь о разнообразии бактерий
Этап 2/БЛОК 2. Освоение нового материала
1.Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Вирусы нельзя отнести ни к животным, ни к растениям. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.
Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Вне клеток живых организмов вирусы жить не могут, и многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. У вирусов отсутствует такое проявление жизни, как обмен веществ и энергии. Вирусы не
размножаются на искусственных питательных средах – они чересчур разборчивы в пище. Обычный мясной бульон, который устраивает большинство бактерий, для вирусов не годится. Им нужны живые клетки, и не любые, а строго определенные.
Способность к размножению и связанные с ней наследственность и изменчивость они приобретают лишь при попадании в живую клетку. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. К числу вирусных заболеваний человека относятся,
например, энцефалит, корь, грипп, полиомиелит, герпес, гепатит, СПИД, некоторые онкологические (опухолевые) болезни.
Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну; через воздух; с пищей; половым путем и другие.
У животных вирусы вызывают ящур, чуму, бешенство; у растений – мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; наконец, у бактерий – их распад.
Вирусы подразделяют на инфекционные, которые разрушают клетки, и опухолеродные, которые не разрушают клетки, но превращают их в опухолевые. Инфекционные вирусы и микробы вызывают в организме человека бессимптомные (скрытые) и явные инфекции той или иной степени
тяжести.
Бактерии – это прокариотические одноклеточные организмы.
Особенности строения:
Бактерии питаются готовыми органическими веществами или создают их для себя самостоятельно. Могут вызывать болезни человека и животных.
Подробнее на «Облако знаний»:
https://oblakoz.ru/conspect/363597/bakterii-i-virusy-kak-forma-zhizni
2.Проверка первичного закрепления
Заполните таблицу:
Заболевания, вызываемые бактериями. |
Заболевания, вызываемые вирусами. |
Этап 3/БЛОК 3. Применение изученного материала
1.Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
2. Развитие функциональной грамотности
Ниже приведены описания четырёх житейских ситуаций:
1. Ферма семьи Тищенко. Раннее утро. Сегодня дежурство Кати. Она включает доильный аппарат и доит троих коров. Затем заливает молоко в большие чистые ёмкости, добавляет немного закваски, накрывает чистыми салфетками и оставляет в тепле, на сутки. Завтра её мама сделает из свернувшегося за сутки молока свежий творог.
Творог
2. Сегодня ученики пятых классов помогали с уборкой школьного двора от опавших листьев. Листья граблями сгребали в кучи, потом упаковывали в мешки и увозили. Но про одну кучку листьев забыли… Скоро её засыплет снегом, и она пролежит под ним всю зиму. Не заметят её и весной, и до следующей осени она будет лежать нетронутой. И тогда её обнаружит новый пятый класс и удивится, откуда под кустом взялась такая тёмная рассыпчатая почва… О том, что когда-то это были листья, им скажут остатки листовых черешков и кое-где сохранившиеся сеточки жилок.
Листовой опад
Листовой перегной («земля»)
3. Целую неделю у Егора был насморк, а к выходным поднялась температура, сбоку возле носа стало болеть, прозрачная слизь, выделявшаяся из носа, стала жёлто-зелёной. После осмотра врач-отоларинголог поставил диагноз — гайморит. Теперь Егор пьёт антибиотик. Носу уже лучше, но начались проблемы с животом… И доктор посоветовал добавить к лечению пробиотик.
Приём у отоларинголога
4. Рядом с Егором в очереди к отоларингологу сидела Настя. На ней была маска, она постоянно сморкалась и чихала. Осмотрев Настю, врач посоветовал ей посидеть пока дома, пить побольше тёплого и промывать нос морской водой. Никаких антибиотиков он ей не выписал.
В очереди к врачу. Девочка в медицинской маске
Ответь на вопросы:
Что объединяет первые три ситуации?
02.
Что общего в третьей и четвёртой ситуациях?
03.
Как вы думаете, для чего нужна закваска?
04.
Почему у Егора на фоне приёма антибиотиков заболел живот? Что такое пробиотики?
05.
Почему доктор не назначил антибиотики Насте?
3.Систематизация знаний и умений
Выберите верные утверждения
1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.
2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.
3. Бактерии освоили все среды обитания на земле.
4. Бактерии имеют разнообразную форму.
5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.
6. Бактерий относят к прокариотам.
7. При помощи спор бактерии размножаются.
8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.
9. Вирусы- внутриклеточные паразиты.
10. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое. Эталон верного ответа 2,3,4, 6,9, 10.
Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.
1.Диагностика или самодиагностика.
Диагностика
Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.
1. Рефлексия.
2. Домашнее задание пар
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.