Тема: Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии
Цели:
- обучающие: сформировать знания о динамике экосистем и экологической сукцессии;
- развивающие: продолжить развитие умений выявлять внешние и внутренние причины смены биоценозов во времени;
- воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, богатствам родного края; совершенствовать коммуникативные способности.
Ход урока
I. Организационный этап.
-Приветствие.
-Проверка готовности группы к уроку, проверка отсутствующих.
II.Этап контроля
2.1 Выполнение заданий на карточках-3 учащихся
Карточка №1
Задание: Из перечисленных ниже примеров выберите биотические факторы и определите тип взаимоотношений. (например: лягушку проглотил уж-хищничество)
1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.
2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами.
3. Окунь поедает мальков.
4. Лягушка питается насекомыми.
5. Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.
6. Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.
7. В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.
8. Листопад.
9. Лишайник.
10. Клещи питаются только кровью животных.
11. Сосуществование белки и лося на одной территории.
12. Растения- эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.
13. Волк поедает зайца.
14. Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.
15. Осушение болот.
16. Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.
17. Борьба хищников одного леса за пищу.
18. Загрязнение пригородного водоема промышленными стоками.
19. Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.
20. Искусственное орошение полей пшеницы.
2.2 Индивидуальные устные ответы-3 учащихся
-Докажите, что круговорот веществ в природе является результатом взаимодействия продуцентов, консументов и редуцентов.
-Какими понятиями можно охарактеризовать продуктивность экосистем? Дайте определения этих понятий.
-Перечислите биотические взаимоотношения популяций и приведите примеры на каждый вид.
III. Постановка проблемы и обсуждение.
Вернувшись лет так через 50 в мир своего детства, вы будете потрясены. Где же тот пруд, у которого вы мальчишкой ловили рыбу? Лишь только густые заросли тростника… Что произошло с прудом?
Устойчивость биогеоценоза выражается в разнообразии пищевых цепей, широким видовым составом, наличием биотических связей, длинными пищевыми цепями. Что происходит, если пищевые цепи нарушаются?
Что происходит с биогеоценозом озера? Объясните с позиции свойств природного биогеоценоза.
Наблюдаем ли мы в природе данный процесс?
Приведите примеры.
Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока.
IV. Изучение нового материала
Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов.
1. Анализ схемы «Динамика экосистем»
Сезонная экологическая сукцессия
(периодические) (поступательные изменения)
первичная вторичная антропогенная
1. Беседа по уточнению характерных признаков видов сукцессии. Приведите примеры поступательной и периодической смены экосистем. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.
- Сукцессия ( от лат. succesio — преемственность, наследование) закономерная, последовательная смена одних экосистем другими на определенной территории под влиянием направленного изменения природных факторов или деятельности человека.
( Учащиеся записывают определения в тетрадь)
1. Классификация сукцессий: а) Первичная сукцессия. б) Вторичная сукцессия.
- Когда возникают первичные сукцессии? Когда вторичная?
Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва.
Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.)
1. Стадии сукцессии:
а) цепь сменяющих друг друга экосистем -сериальные стадии
б) равновесное состояние сообщества и ОС – климаксовая стадия
V. Этап закрепления:
1.Приведите примеры, когда деятельность человека приводит к смене сообществ.
2. Почему со временем происходит смена сообществ.
3. Существует разное мнение о значении лесных пожаров. Есть ли польза от пожаров?
4. Что такое «цветение водоемов»? Почему это явление приводит к гибели всего живого водоема?
5. Почему на лугу, подверженном сильному выпасу высокорослые растения (доминантный признак) замещаются низкорослыми (рецессивный признак)?
6. Укажите, какие из перечисленных ниже сукцессий являются первичными, а какие- вторичными: восстановление луга после пожара, превращение водоема в болото, появление леса на месте вулканической лавы, превращение луга в пустырь, зарастание песчаной дюны.
Рефлексия:
Домашнее задание: выучить материал параграфа 30, ответить на вопрос 4, стр.89
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.