Конспект урока по теме: "Экосистема: устройство и динамика".
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: "Экосистема: устройство и динамика".

Оценка 4.6
docx
14.08.2024
Конспект урока по теме: "Экосистема: устройство и динамика".
11 кл экосис устр и дин.docx

Тема:  Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии

Цели:

- обучающие: сформировать знания о динамике экосистем и экологической сукцессии;

- развивающие: продолжить развитие умений выявлять внешние и внутренние причины смены биоценозов во времени;

- воспитательные: воспитывать бережное отношение к объектам природы, богатствам родного края; совершенствовать коммуникативные способности.

Ход урока

I. Организационный этап.

-Приветствие.

-Проверка готовности группы к уроку, проверка отсутствующих.

II.Этап контроля

2.1 Выполнение заданий на карточках-3 учащихся

Карточка №1

Задание: Из перечисленных ниже примеров выберите биотические факторы и определите тип взаимоотношений. (например: лягушку проглотил уж-хищничество)

1.      Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников.

2.      Загрязнение атмосферы выхлопными газами.

3.      Окунь поедает мальков.

4.      Лягушка питается насекомыми.

5.      Снижение урожая из-за нехватки урожая в почве.

6.      Снижение численности популяций морских организмов из-за разлива нефти.

7.      В кишечнике крупного рогатого скота обитают бактерии, разлагающие клетчатку.

8.      Листопад.

9.      Лишайник.

10.  Клещи питаются только кровью животных.

11.  Сосуществование белки и лося на одной территории.

12.  Растения- эпифиты поселяются на деревьях, которые служат им местом прикрепления.

13.  Волк поедает зайца.

14.  Резкое снижение численности популяции северных оленей из-за сильных морозов.

15.  Осушение болот.

16.  Рыбы-лоцманы поедают остатки пищи акул и дельфинов.

17.  Борьба хищников одного леса за пищу.

18.  Загрязнение пригородного водоема промышленными стоками.

19.  Обитание большого количества морских животных в коралловых рифах.

20.  Искусственное орошение полей пшеницы.


2.2 Индивидуальные устные ответы-3 учащихся

-Докажите, что круговорот веществ в природе является результатом взаимодействия продуцентов, консументов и редуцентов.

-Какими понятиями можно охарактеризовать продуктивность экосистем? Дайте определения этих понятий.

-Перечислите биотические взаимоотношения популяций и приведите примеры на каждый вид.


III. Постановка проблемы и обсуждение.

Вернувшись лет так через 50 в мир своего детства, вы будете потрясены. Где же тот пруд, у которого вы мальчишкой ловили рыбу? Лишь только густые заросли тростника… Что произошло с прудом?

Устойчивость биогеоценоза выражается в разнообразии пищевых цепей, широким видовым составом, наличием биотических связей, длинными пищевыми цепями. Что происходит, если пищевые цепи нарушаются?

Что происходит с биогеоценозом озера? Объясните с позиции свойств природного биогеоценоза.

Наблюдаем ли мы в природе данный процесс?

Приведите примеры.

Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока.

 

IV. Изучение нового материала

Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов.

1.      Аhttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60cf922cd20/s802482_0_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60cf922cd20/s802482_0_2.pngнализ схемы «Динамика экосистем»


Сезонная экологическая сукцессия

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60cf922cd20/s802482_0_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60cf922cd20/s802482_0_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/18/s_5a60cf922cd20/s802482_0_5.png(периодические) (поступательные изменения)

первичная вторичная антропогенная

1.      Беседа по уточнению характерных признаков видов сукцессии. Приведите примеры поступательной и периодической смены экосистем. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.

- Сукцессия ( от лат. succesio — преемственность, наследование) закономерная, последовательная смена одних экосистем другими на определенной территории под влиянием направленного изменения природных факторов или деятельности человека.

( Учащиеся записывают определения в тетрадь)

1.      Классификация сукцессий: а) Первичная сукцессия. б) Вторичная сукцессия.

- Когда возникают первичные сукцессии? Когда вторичная?

Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва.

Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.)

1.      Стадии сукцессии:

а) цепь сменяющих друг друга экосистем -сериальные стадии

б) равновесное состояние сообщества и ОС – климаксовая стадия

 

V. Этап закрепления:

1.Приведите примеры, когда деятельность человека приводит к смене сообществ.

2. Почему со временем происходит смена сообществ.

3. Существует разное мнение о значении лесных пожаров. Есть ли польза от пожаров?

4. Что такое «цветение водоемов»? Почему это явление приводит к гибели всего живого водоема?

5. Почему на лугу, подверженном сильному выпасу высокорослые растения (доминантный признак) замещаются низкорослыми (рецессивный признак)?

6. Укажите, какие из перечисленных ниже сукцессий являются первичными, а какие- вторичными: восстановление луга после пожара, превращение водоема в болото, появление леса на месте вулканической лавы, превращение луга в пустырь, зарастание песчаной дюны.

Рефлексия:

 

Домашнее задание: выучить материал параграфа 30, ответить на вопрос 4, стр.89






 

Тема: Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии

Тема: Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии

Индивидуальные устные ответы-3 учащихся -Докажите, что круговорот веществ в природе является результатом взаимодействия продуцентов, консументов и редуцентов

Индивидуальные устные ответы-3 учащихся -Докажите, что круговорот веществ в природе является результатом взаимодействия продуцентов, консументов и редуцентов

Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т

Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2024