Конспект урока
Тема урока: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных».
Дата проведения: 16.02.2016 г.
«Утверждаю»
Методист (Захарова Н.В.)
__________ (подпись)
«Согласовано»
Учитель (Захарова Н.В.)
__________ (подпись)
Отметка за урок: «___» баллов
__________ (подпись)
Цель урока: сформировать у учащихся представления о возможностях визуализации
информации с помощью диаграмм, закрепить навыки построения диаграмм по табличным данным в среде электронных таблиц.
Задачи урока:
· Образовательные: научить учащихся строить лепестковые, круговые, столбчатые, ярусные диаграммы и областные или диаграммы площадей;
· Развивающие: развить познавательные интересы, навыки работы в MS Office Excel 2007, самоконтроль и умение работать в группе;
· Воспитательные: вызвать у учащихся стремление активно принимать участие в усвоении новой темы, мотивировать на потребность в самостоятельной исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный (рассказ с элементами визуализации и практическая работа).
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска для показа презентаций, компьютерный класс с ПО MS Office Excel 2007.
План урока
1) Организационный момент (1 минуты);
2) Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала (3 минут);
3) Изложение нового материала (13 минут);
4) Закрепление нового материала (4 минуты);
5) Практическая работа (16 минут);
6) Итог урока (2 минуты);
7) Домашнее задание (1 минуты);
Ход урока:
1. Организационный момент (1 минуты)
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Ангелина Альбекковна. Сегодня на уроке мы с вами повторим тему предыдущего урока, изучим новый материал и выполним практическую работу, после чего подведем итоги урока и запишем домашнее задание. Для начала отметим отсутствующих. (Отмечает отсутствующих).
2. Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала (5 минут)
Учитель: На прошлом уроке вы уже познакомились с темой? («Графики и диаграммы»)
Фамилия ученика ________________
Правильно, а также научились наглядно представлять процессы изменения величин. А теперь, темы давайте повторим, то что изучали на прошлом уроке, а точнее вспомним определения, итак:
1) Что же такое график? (график – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой.)
Фамилия ученика ________________
2) А кто мне может сказать, что такое диаграмма? (диаграмма – графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений.)
Фамилия ученика ________________
Учитель: Верно. Проверяем задание №3, на странице 93-94. (Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:
1) Подъем работоспособности начинается в 8 часов;
2) Утомление длится с 12 до 14 часов;
3) Вечером работоспособность выше, чем утром;
4) Наибольшая работоспособность с 10 до 12 утра;
5) Работоспособность резко падает в 21 ч;
6) В 19 ч работоспособность низкая;
7) Наивысшая работоспособность в 17 ч;
8) Днем самая низкая работоспособность в 15 ч;
9) В день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра до 13:30, а также с 16 до 20 ч;
10) Начинать уроки надо в 7 утра;
11) Выполнять домашнее задание лучше всего с 15 до 17 ч.)
Ученик:
1) да; 2) нет; 3) нет; 4) да; 5) нет; 6) нет; 7) нет; 8) да; 9) да; 10) нет; 11) нет.
Учитель: Молодец. А кто справился с заданием 4 на странице 94? (В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.
Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)?
Предложите свой вариант.)
Ученик: Расписание соответствует состоянию работоспособности школьников частично, так как музыка – предмет более творческий, то его можно поменять с геометрией, так как геометрия – точная наука и требует усидчивости.
Учитель: Верно. С домашним заданием справились, молодцы. А теперь переходим к новой теме сегодняшнего урока.
3. Изложение нового материала (13 минут)
Выход на тему урока, целеполагание.
Учитель: Для начала ответьте, пожалуйста мне на вопрос, как большее количество собранной информации сделать более наглядной, а также легко воспринимаемой?
Ученик: С помощью графика и диаграмм.
Учитель: Правильно. Теперь открываем свои тетради и записываем тему сегодняшнего урока.
Фамилия ученика ________________
Прочитай пожалуйста тему нашего урока
Ученик:
(Слайд 1)
Учитель: Спасибо. Как вы видите мы сегодня продолжаем тему графики и диаграммы, но более подробно будем рассматривать диаграммы. Но как вы знаете, для того чтобы начать изучение новой темы нам нужно ответить на 2 вопроса: Что мы должны узнать и чему мы должны научиться?
Ученик:
Какие бывают диаграммы?
Как построить диаграмму?
Учитель:
Таким образом, сегодня на уроке вы узнаете:
Какие бывают диаграммы?
Как построить диаграмму?
(Слайд 2)
Диаграммы бывают разных типов. Для начала мы рассмотрим круговую диаграмму
(Слайд 3)
Ее удобнее всего использовать для наглядности процентного соотношения.
А теперь запишем для чего служит круговая диаграмма.
Фамилия ученика ________________
Пожалуйста, прочти.
(Слайд 4)
Учитель: Как вы видите, круговая диаграмма позволяет нам более наглядно увидеть информацию, но вот точностью нам приходиться жертвовать. В то же время столбчатая диаграмма может обеспечить нас и наглядностью, и точностью. Итак, кто мне ответит, какой следующий тип диаграммы мы будем рассматривать? (Столбчатый)
Фамилия ученика ________________
Учитель: Правильно.
(Слайд 5)
Учитель: Как мы видим на слайде столбчатая диаграмма позволяет нам сравнивать несколько величин в нескольких точках. Теперь запишем определение столбчатой диаграммы:
(Слайд 6)
Учитель: Помимо круговой и столбчатой диаграмм, есть также лепестковая диаграмма.
(Слайд 7)
Учитель: Лепестковую диаграмму предназначена для построения розы ветров.
Визуализация многорядных данных
Учитель:
(Слайд 8)
Учитель:
(Слайд 9)
4. Закрепление нового материала (4 минуты)
Учитель:
(Слайд 10)
Учитель: Что вы мне можете рассказать, глядя на эту диаграмму?
(Слайд 11)
5. Практическая работа (16 минут)
Задание 1. Группы крови
1. В Microsoft Excel создайте таблицу:
Группа крови |
O(I) |
A(II) |
B(III) |
AB(IV) |
Доля людей |
46% |
34% |
17% |
3% |
2. Выделите таблицу и постройте диаграмму (Вставка → Круговая диаграмма → Объемная)
3. Перейдите в меню Макет и задайте название диаграммы (Макет → Название диаграммы → Над диаграммой) «Распределение людей по группам крови».
4. Поместите легенду внизу диаграммы (Макет → Легенда → Добавить легенду снизу).
5. Добавьте подписи данных (Макет → Подписи данных → По центру).
6. Переместите диаграмму на отдельный лист (Конструктор → Переместить диаграмму → на отдельном листе → ОК).
7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Группы крови.
Задание 2. График функции при
1. В Microsoft Excel создайте таблицу:
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
1 |
x |
-3 |
-2,5 |
-2 |
-1,5 |
-1 |
-0,5 |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
2 |
y |
9 |
6,25 |
4 |
2,25 |
1 |
0,25 |
0 |
0,25 |
1 |
2,25 |
4 |
6,25 |
9 |
Для этого:
1) в ячейку B1 введите первое значение аргумента (-3); в ячейку C1 – второе значение аргумента (-2,5)
2) выделите диапазон B1:C1 и, ухватив указателем мыши квадратик в правом нижнем углу выделенного диапазона, протащите ее вправо, пока в ячейке N1 не окажется число 3
3) введите в ячейку B2 формулу =B1*B1 и скопируйте ее в ячейки диапазона C2:N2
2. Выделите таблицу и постройте диаграмму (Вставка → Точечная диаграмма → Точечная с гладкими кривыми)
3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Функция 1.
Задание 3 График функции при y = x3
6. Итог урока (2 минуты)
Учитель: Теперь подведем итог нашего урока
(Слайд 12)
7. Домашнее задание (1 минуты)
Учитель: А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.
(Слайд 13)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.