Конспект урока по теме КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Урок 88
КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР

Цели: познакомить с единицей измерения площади (квадратным сантиметром); учить измерять площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах; формировать умения решать задачи; развивать логическое мышление и память.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Найдите значения выражений. Расположите выражения в порядке убывания их значений и прочтите спрятанное слово.

Ответ: слово «площадь».

2. Назовите номера треугольников, площади которых равны.

3. Заполните пропуски в волшебных квадратах так, чтобы суммы чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковы.

3

17

7

Ответ:

3

17

7

13

 

 

13

9

5

 

 

15

11

1

15

4. Задача.

Высота кавказской пихты 60 м, а высота сибирской пихты 30 м. На какие вопросы вы сможете ответить, решив выражения?

II. Сообщение темы урока.

– Используя различные мерки, сравните площади квадрата и прямоугольника:

Учащиеся измеряют площади фигур разными мерками.

– Какие мерки имеют одинаковую площадь? (1, 2.)

– Почему у вас получились разные ответы при измерении одних и тех же фигур?

Вывод. При измерении площади фигур необходимо пользоваться одной меркой.

III. Работа по теме урока.

1. Задание 149.

– Начертите квадрат со стороной 1 см.

– Площадь этого квадрата равна 1 квадратному сантиметру.

Квадратный сантиметр (кв. см) – это одна из стандартных единиц площади.

2. Задание 150.

– Начертите фигуру с площадью 2 кв. см.

3. Задание 151.

– Сколько потребуется квадратов со стороной 1 см для того, чтобы заполнить весь прямоугольник со сторонами 2 см и 6 см? (12 квадратов.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чему равна площадь этого прямоугольника? (12 кв. см.)

4. Задание 152.

– Начертите два различных прямоугольника с условием, что площадь каждого из них равна 12 кв. см.

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Задание 153.

– Назовите номер прямоугольника, площадь которого равна 10 кв. см. (№ 1.)

– Начертите такой прямоугольник в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Задание 154.

– Начертите прямоугольный треугольник, две стороны которого имеют длину по 1 см.

– Из двух таких треугольников составьте квадрат.

– Какую площадь он имеет? (1 кв. см.)

– Из двух таких треугольников составьте ещё один треугольник.

– Какой он имеет вид?

– Чему равна площадь этого составленного треугольника? (1 кв. см.)

2. Задание 155.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Сделайте краткую запись этой задачи в виде таблицы.

– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.

Запись.

Решение:

15 : 3 = 5 (кв. см) – площадь экрана Таниного телефона.

Ответ: 5 кв. см.

3. Задание 157.

– Начертите два квадрата, площадь одного из которых на 3 кв. см меньше площади другого.

4. Задание 158.

– Начертите квадрат и прямоугольник, не являющийся квадратом, с площадью по 9 кв. см каждый.

– Выполните разностное сравнение периметров этих фигур.

Решение:

1) Ркв = 3 · 4 = 12 (см).

2) Рпр = (9 + 1) · 2 = 20 (см).

3) 20 – 12 = 8 (см) – больше периметр прямоугольника.

Ответ: на 8 см больше.

5. Задание 159.

– Начертите квадрат и прямоугольник, не являющийся квадратом с периметром 10 см каждый.

– Какой квадрат имеет периметр 20 см? (Квадрат со стороной 5 см.)

– Какие прямоугольники могут иметь периметр 20 см?

Длина

9 см

8 см

7 см

6 см

Ширина

1 см

2 см

3 см

4 см

 

– Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см? (25 кв. см.)

– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 1 см? (9 кв. см.)

– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 8 см? (16 кв. см.)

– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 7 см? (21 кв. см.)

– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см? (24 кв. см.)

– Выполните разностное сравнение площади квадрата и площади прямоугольника.

Решение:

1) 25 – 9 = 16 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 1 см.

2) 25 – 16 = 9 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см.

3) 25 – 21 = 4 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.

4) 25 – 24 = 1 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.

6. Задание 160.

– Начертите квадрат площадью 16 кв. см.

– Найдите периметр этого квадрата.

Ркв. = 4 · 4 = 16 (см)

– Почему для этого квадрата одно и то же число 16 выражает и площадь, и периметр?

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Чем является квадрат со стороной 1 см?

Домашнее задание. № 156.


 

Скачано с www.znanio.ru