Урок 88
КВАДРАТНЫЙ САНТИМЕТР
Цели: познакомить с единицей измерения площади (квадратным сантиметром); учить измерять площадь прямоугольника в квадратных сантиметрах; формировать умения решать задачи; развивать логическое мышление и память.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Найдите значения выражений. Расположите выражения в порядке убывания их значений и прочтите спрятанное слово.
Ответ: слово «площадь».
2. Назовите номера треугольников, площади которых равны.
3. Заполните пропуски в волшебных квадратах так, чтобы суммы чисел по горизонтали, вертикали и диагонали были одинаковы.
3 |
17 |
7 |
Ответ: |
3 |
17 |
7 |
13 |
|
|
13 |
9 |
5 |
|
|
|
15 |
11 |
1 |
15 |
4. Задача.
Высота кавказской пихты 60 м, а высота сибирской пихты 30 м. На какие вопросы вы сможете ответить, решив выражения?
II. Сообщение темы урока.
– Используя различные мерки, сравните площади квадрата и прямоугольника:
Учащиеся измеряют площади фигур разными мерками.
– Какие мерки имеют одинаковую площадь? (1, 2.)
– Почему у вас получились разные ответы при измерении одних и тех же фигур?
Вывод. При измерении площади фигур необходимо пользоваться одной меркой.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 149.
– Начертите квадрат со стороной 1 см.
– Площадь этого квадрата равна 1 квадратному сантиметру.
Квадратный сантиметр (кв. см) – это одна из стандартных единиц площади.
2. Задание 150.
– Начертите фигуру с площадью 2 кв. см.
3. Задание 151.
– Сколько потребуется квадратов со стороной 1 см для того, чтобы заполнить весь прямоугольник со сторонами 2 см и 6 см? (12 квадратов.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Чему равна площадь этого прямоугольника? (12 кв. см.)
4. Задание 152.
– Начертите два различных прямоугольника с условием, что площадь каждого из них равна 12 кв. см.
а) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
|
|
в) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Задание 153.
– Назовите номер прямоугольника, площадь которого равна 10 кв. см. (№ 1.)
– Начертите такой прямоугольник в тетради.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 154.
– Начертите прямоугольный треугольник, две стороны которого имеют длину по 1 см.
– Из двух таких треугольников составьте квадрат.
– Какую площадь он имеет? (1 кв. см.)
– Из двух таких треугольников составьте ещё один треугольник.
– Какой он имеет вид?
– Чему равна площадь этого составленного треугольника? (1 кв. см.)
2. Задание 155.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Сделайте краткую запись этой задачи в виде таблицы.
– Решите задачу. Вычислите и запишите ответ.
Запись.
Решение:
15 : 3 = 5 (кв. см) – площадь экрана Таниного телефона.
Ответ: 5 кв. см.
3. Задание 157.
– Начертите два квадрата, площадь одного из которых на 3 кв. см меньше площади другого.
4. Задание 158.
– Начертите квадрат и прямоугольник, не являющийся квадратом, с площадью по 9 кв. см каждый.
– Выполните разностное сравнение периметров этих фигур.
Решение:
1) Ркв = 3 · 4 = 12 (см).
2) Рпр = (9 + 1) · 2 = 20 (см).
3) 20 – 12 = 8 (см) – больше периметр прямоугольника.
Ответ: на 8 см больше.
5. Задание 159.
– Начертите квадрат и прямоугольник, не являющийся квадратом с периметром 10 см каждый.
– Какой квадрат имеет периметр 20 см? (Квадрат со стороной 5 см.)
– Какие прямоугольники могут иметь периметр 20 см?
Длина |
9 см |
8 см |
7 см |
6 см |
Ширина |
1 см |
2 см |
3 см |
4 см |
– Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см? (25 кв. см.)
– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 1 см? (9 кв. см.)
– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 8 см? (16 кв. см.)
– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3 см и 7 см? (21 кв. см.)
– Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см? (24 кв. см.)
– Выполните разностное сравнение площади квадрата и площади прямоугольника.
Решение:
1) 25 – 9 = 16 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 9 см и 1 см.
2) 25 – 16 = 9 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 8 см и 2 см.
3) 25 – 21 = 4 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
4) 25 – 24 = 1 (кв. см) – больше площадь квадрата, чем площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.
6. Задание 160.
– Начертите квадрат площадью 16 кв. см.
– Найдите периметр этого квадрата.
Ркв. = 4 · 4 = 16 (см)
– Почему для этого квадрата одно и то же число 16 выражает и площадь, и периметр?
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Чем является квадрат со стороной 1 см?
Домашнее задание. № 156.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.