Конспект урока по теме "Основа и окончание. Как найти в слове основу"
Оценка 5

Конспект урока по теме "Основа и окончание. Как найти в слове основу"

Оценка 5
docx
17.11.2022
Конспект урока по теме "Основа и окончание. Как найти в слове основу"
урок основа Илиза.docx

Конспект урока по русскому языку

        на тему «Основа и окончание. Как найти в слове основу»

 

                                                                                      Подготовила и провела: учитель начальных классов

                                                                                                                              Гумерова И.А.

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу.

Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре.

Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные (П.) УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из  текстов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные (Р.) УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные (К.) УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе

Личностные результаты (Л.)

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

 

I. Организационный момент

Здравствуйте!

- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова “Классная работа”.

 

II. Актуализация знаний.

Планирование деятельности

 

1.     Рассказ учителя.

- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). - Из чего состоят слова? (Из букв, звуков)

     Посмотрите на доску.

    

- Что обозначают эти знаки. (приставка, суффикс, корень…)

-Какую большую тему изучали? (части речи)

-Все ли знаки мы изучили? (нет)

-Значит чем мы будем заниматься на уроке?(Продолжим изучение темы «Части речи»)

Посмотрите ребята, какой сегодня красивый день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Это стихотворение есть у вас на листочках, прочитайте его.

 

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки.

 

-Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой?

-Какой приём использует автор? У какого автора мы это замечали?

(оживление неживых предметов, как у С. Есенина)

-Когда читали, что вы заметили? (есть однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными? (те слова у которых один корень, общий смысл)

Найдите их в стихотворении : снегам, снежные , снеговикам, заснеженной , снежном, снежки, снегурки.

Как образуются однокоренные слова? (с помощью приставок, суффиксов)

- Что такое приставка?

-Что такое суффикс?

Один ученик работает у доски. На доске запись:

На снегу, снегом, снег, о снеге, нет снега. Выдели корень в этих словах?

-Как вы думаете, являются ли эти слова однокоренными?(Нет)

-Почему?

-Что у них изменяется?(окончание)

-Посмотрите на доску какой знак еще остался?(основа)

-Сформулируйте тему урока (Окончание и основа)

-Какую цель перед собой поставим? (Будем учиться  находить и выделять  в словах окончание и основу)

Посмотрите на слайд (слайд 1)

 

Почему слово снегирь  взято в рамку? Какие слова обычно бывают в рамках?

Это словарное слово.

 

Вам нужно подобрать однокоренные слова к слову снегирь. В этом вам поможет конверт. Разделитесь сначала на несколько групп по четыре человека. Откройте конверт. Обратите внимание, какая часть слова написана в красной карточке (за - приставка) , в желтых карточках (снегир- корень), в зеленых (ин, их, ят – суффиксы)

Составьте слова с помощью этих карточек и запишите их в тетрадь.

Снегириный, снегириха, снегирята

Какой же корень в этом слове ?

В слове снегирь корень снегир

В настоящее время корни в словах «снег» и «снегирь» не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. Прочитаем толкование этого слова в словаре Ожегова.

Снегирь- небольшая певчая птица из отряда воробьиных , серая, с красной грудью.

(Слайд 2)

 

III. Открытие новых знаний

Работа в парах

Ребята вам сейчас предстоит поработать в парах.  У каждой пары карточки с данным текстом.

Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст. Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова?

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

Проверка.

- Ребята что вы узнали из текста о снегирях?

- А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова, чтобы получился понятный текст)

- Какие слова у вас получились? ( С каждой пары отвечает один ученик, учитель записывает на доске по порядку проверенных предложений.)

- Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова снегирь изменилась роль в предложении.)

- При помощи чего она изменилась?

-Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?(Слово одно и то же, а вот окончания разные)

Что происходило с окончанием? (Оно изменялось)

-Правильно, окончание – это изменяемая часть слова.

-Для чего служит окончание?

 

Сейчас , ребята,  я выделю в данных словах основу. Вы , наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой.

Сверьте вывод с учебником на странице 144.

 Основа отделяется значком

 

Физкультминутка

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание –приседайте и похлопайте перед собой.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.

 

V. Развитие умений и применение знания

П.К.

Работа в учебнике. Самостоятельная работа

Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.   Работа по вариантам . 1-ый вариант работает над первым четверостишием, 2-ой вариант над вторым. Проверка по слайду, переписывают выделенные слова  и выделяют в них окончание и основу.(слайд 3)

Развитие речи. Дифференцированная работа.

Одна группа пишет небольшое сочинение. ( сочинение по картине – слайд 4). Вторая составляет предложение из данных слов изменяя окончание.

 

VI. Рефлексия

- Что мы сегодня изучали на уроке, чему учились?

Какую цель  ставили? Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- - Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизмов (слайд 5)

 

Домашнее задание : Выучить правило на стр. 144. Упр, 4, стр.165

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Основа и окончание

Конспект урока по русскому языку на тему «Основа и окончание

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Проплясали по снегам Снежные метели

Проплясали по снегам Снежные метели

Сформулируйте тему урока (Окончание и основа) -Какую цель перед собой поставим? (Будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу)

Сформулируйте тему урока (Окончание и основа) -Какую цель перед собой поставим? (Будем учиться находить и выделять в словах окончание и основу)

Физкультминутка Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой

Физкультминутка Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой

К какому выводу пришли? - -

К какому выводу пришли? - -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022