Технологическая карта урока
|
Тема урока |
От землемерия (земледелия) к геометрии Фигуры на плоскости и их наглядные представления: точка, прямая, отрезок |
|||||
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||
|
Дата урока |
|
|||||
|
Цели урока |
познакомить учащихся со свойством прямой (через любые две точки можно провести прямую и притом только одну); рассмотреть прием практического проведения прямых на плоскости (провешивание)
|
|||||
|
Формы и методы обучения |
Беседа |
|||||
|
Основные термины и понятия |
Прямая, отрезок, точка, принадлежность |
|||||
|
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Научится, получат возможность научиться оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме
|
|||||
|
Организационная структура урока |
||||||
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|||
|
Организационный этап |
Геометрия - одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены в вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках. Название науки «геометрия» древнегреческого происхождения, оно составлено из двух древнегреческих слов: «ge» — «земля» и «metreo» — «из меряю» (землю измеряю). Появление и развитие геометрических знаний связано с практической деятельностью людей. Практические потребности людей (сооружение жилищ, храмов, желание украсить одежду, рисовать картины) способствовали приобретению и накоплению геометрических сведений, которые изначально передавались в устной форме и поколения в поколение. Новые сведения и факты добывались опытным путем, выводились некоторые правила (например, правило вычисления площадей) и данная наука не являлась точной. И только в VI веке до нашей эры древнегреческий ученый Фалес начал получать новые геометрические сведения с помощью доказательств. В III веке до нашей эры греческий ученый Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией. В настоящее время геометрия - это целая наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.
|
|
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в установленной форме
|
|||
|
Актуализация знаний |
Какие геометрические фигуры вам известны?
По какому принципу данные геометрические фигуры записаны в двух различных группах?
Правильно. Часть геометрии, в которой рассматриваются фигуры на плоскости, называется планиметрией, а та часть, в которой рассматриваются фигуры в пространстве, называется стереометрией. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии. Отгадайте о чем идет речь: Едет ручка вдоль
листа В
математике она
Часть
от линии возьмем Все они расположены на плоскости.
Сформулируйте тему и цель урока. Какие задачи необходимо для этого выполнить?
|
- В первой группе записаны фигуры, существующие на плоскости, а во второй группе – фигуры, существующие в пространстве.
- Прямая
- Точка
-Отрезок
Формулируют тему, цель и задачи урока. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии |
|||
|
Изучение нового материала |
Начертите прямую. Как ее можно обозначить?
Отметьте точку C, не лежащую на данной прямой, и точки D, E, K, лежащие на этой прямой.
В математике существуют специальные символы, позволяющие кратко записать какое - либо утверждение. Символы ∈ и ∉ означают соответственно «принадлежит» и «не принадлежит» и называются символами принадлежности. Используя символы принадлежности запишем. K ∈ a, или K ∈ AB, E ∈ a, или E ∈ AB, D ∈ a, или D ∈ AB, ∉ a, или C ∉ AB.
Сколько прямых можно провести через заданную точку A? Сколько прямых можно провести через две точки? Через любые две точки можно провести прямую?
Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Это утверждение назовем свойством прямой.
Начертите прямые XY и MK, пересекающиеся в точке O.
Для того, чтобы кратко записать, что прямые XY и MK пересекаются в точке O, используют символ ∩ и записывают так: XY ∩ MK = 0 Сколько общих точек может быть у двух различных прямых?
На прямой а отметьте последовательно точки А, В, С, D.
Дайте определение отрезка.
Решим такую задачу: с помощью данной линейки построить отрезок более длинный, чем сама линейка. С этой целью приложим к листу бумаги линейку, я буду делать это на доске, отметим точки A и B b и какую-нибудь точку C, лежащую между A и B.
Затем передвинем линейку вправо так, чтобы ее левый конец оказался около точки C, и отметим точку D около правого конца линейки. Точки A, B, C и D лежат на одной прямой.
Аналогичный прием используется для «проведения» длинных отрезков на местности. Этот прием заключается в следующем. Сначала отмечают какие-нибудь точки A и B. Для этой цели используют две вехи – шесты длиной около 2 метров, заостренные на одном конце для того, чтобы их можно было воткнуть в землю. Третью веху ставят так, чтобы вехи, стоящие в точках A и B, закрывали ее от наблюдателя, находящегося в точке A. Следующую веху ставят так, чтобы ее закрывали вехи, стоящие в точках B и C, и т.д. Этот прием называется провешиванием прямой. Он широко используется на практике, например при рубке лесных просек, при прокладывании трассы шоссейной дороги. |
- Прямая а или АВ
Выполняют работу в тетрадях
- Через заданную точку A можно провести множество прямых. - Одну прямую - Да
Выполняют задание в тетради
- Две прямые могут иметь или одну общую точку или не одной общей точки.
- АВ, ВС, CD, AC, AD, BD - Часть прямой, ограниченная двумя точками
Выполняют задание в тетради
|
Регулятивные: уметь формировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
|||
|
Первичное осмысление и закрепление |
Работа с учебником :№ 1-2
Пора немного отдохнуть. Встаньте рядом со своими местами. Сейчас я буду называть вам числа, среди них будут четные и нечетные. Ваша задача хлопнуть в ладоши, если названое число будет являться четным, или присесть, если число будет нечетным. Будьте внимательны! 17; 158; 93; 1; 100; 306; 1005; 8; 307; 828; 19; 763; 900; 162.
|
Выполняют задания на доске и в тетради |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве Познавательные: Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать из математических текстов необходимую информацию |
|||
|
Итоги урока |
· Сколько прямых можно провести через любые две точки? · Как могут располагаться две прямые? · Что называют отрезком? · С какими символами вы сегодня познакомились? |
Подводят итоги урока |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других
|
|||
|
Рефлексия |
Было интересно… Меня удивило… Материал урока мне был… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Могу похвалить своих одноклассников…
|
Осуществляют рефлексию |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||
|
Домашнее задание |
§1, Пункт 1-2, № 5-7 |
Записывают домашнее задание |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.