Конспект урока по теме "Правописание собственных имен существительных"

  • docx
  • 26.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18.docx

Технологическая карта урока

«Правописание собственных имен существительных»

(УМК «Школа России»)

 

 

Класс, учитель

2 А класс

Тип урока

Урок закрепления знаний

Цели урока

Образовательные: формирование представления о правописании собственных имен существительных; находить и выделять орфограммы.

Развивающие: развитие орфографической зоркости, умения проверять орфограммы в процессе решения учебной задачи.

Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости,  уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.

Технологии, методы, приемы

Технологии проблемно-диалогического, группового обучения, обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии.

Методы: частично поисковый, языковой анализ, беседа, моделирование, упражнение.

Приемы: постановка учебно-познавательной задачи, анализ.

Основные понятия, термины

Собственное имя существительное

Планируемые результаты

Предметные результаты:

·                  

·                   применять правила правописания знаков препинания в конце предложения;

·                   устанавливать наличие в словах орфограмм;

·                   применять правила правописания изученных орфограмм.

·                   обосновывать написание слов;

·                   контролировать правильность написания текста;

·                   находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

·                    искать, получать и использовать информацию:

·                    осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

·                    фиксировать информацию разными способами;

·                    понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной;

·                    выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

·                   участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

·                   понимать позиции разных участников коммуникации;

·                    задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

·                   осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования;

·                   владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

·                   сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

Регулятивные УУД:

·                    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

·                    планировать собственную учебную в соответствии с поставленной целью;

·                    действовать по плану и планировать свои учебные действия;

·                    контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

·                    находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

·                   адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД:

·                    готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

·                    способность к самооценке.

Организация пространства

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая (работа в паре)

 

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 2 кл, УМК «Школа России»

Демонстрационный материал: презентация к уроку, …

 

 

 

 

Технология обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые

универсальные учебные действия

I. Организацион

ный момент

 

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Усвоение гигиенических требований при письме.

        Здравствуйте, ребята.

       Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, улыбнитесь мне. Желаю всем хорошего настроения и хорошей работы на уроке.

        Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Слайд 1. Изображение учеников.

 

Слайд 2 Оформление вида работы.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

 

II. Актуализация опорных знаний

 

Цель: Актуализировать знания,  умения, и навыки, связанные с темой урока.

       Мяч, кукла, машинка, робот, самолетик, зайчик.

       Посмотрите на слайд. Что это?

       Что их объединяет?

       А сейчас внимательно посмотрите на слайд и запомните все предметы.

       Назовите все предметы, которые запомнили.

       Проверьте, все ли мы назвали.

       Вы видели предметы, а называли слова.

       Что их объединяет?

       Это имена существительные. Что такое имя существительное?

       Проверим себя.

       Прочитайте определение для себя.

       Кто прочитает вслух?

       Все ли признаки имен существительных мы называли?

       Докажите, что эти слова являются именами существительными.

       Что еще мы знаем об имени существительном?

       Какие имена существительные называют одушевленными?

       Приведите пример.

       Какие имена существительные называют неодушевленными?

       Приведите пример.

 

 

 

 

Слайд.3

предметы

 

Слайд 4. слова

 

 

 

 

Читают название темы;

выделяют из названия темы понятия.

Повторяют …

 

Определяют…

 

Проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

Предметные: …

Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

III. Постановка учебной задачи.

 

Цель: Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

 

        Ребята, на какие еще группы можно разделить имя существительное? (собственные и нарицательные)

       Кто может ответить, что такое собственные имена существительные? (Имена существительные которые пишутся с заглавной буквы)

       А нарицательные имена существительные? (имена существительные которые пишутся с маленькой буквы)

       Кто может сказать, как пишутся собственные имена существительные?

       Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

       Что относится к собственным именам существительным?

       Кто уже догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

       Какая тема нашего урока?

       Тема урока: «Правописание собственных имён существительных»

     Давайте поставим задачи урока.

     Дополните предложения.

     Закреплю знания о правописании заглавной буквы в собственных именах существительных.

 

Слайд. Название темы урока.

 

Слайд. Учебные задачи.

 

Формулируют вопросы по теме урока.

Формулируют учебные задачи:

 

Планирование учебной деятельности.

 

Цель: Выбор способа деятельности и средств реализации учебной задачи.

      Какие действия будем выполнять для решения поставленных задач?

       Повторяю

       Учусь

       Проверяю себя

       Оцениваю

       С какого этапа мы начнем работу?

       Со второго.

 

Слайд . План решения учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

Составляют план решения учебной задачи.

Регулятивные:

формирование умения планировать деятельность.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

Физминутка

 

Слайд . Физминутка.

Выполняют упражнения с учителем.

 

 

.

       Что мы должны выполнить на данном этапе?

       Откройте учебник на странице 55.

       Рассмотрите упражнение 94.

       Прочитайте задание для себя.

       Кто прочитает вслух?

       Можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца?

       Почему?

       Отчество дается по имени отца.

       Вспомните отчество своей мамы и назовите имя отца.

       Скажите товарищу по парте свое отчество, а он назовет имя вашего отца.

       Кто правильно ответил покажите знак «+».

       Молодцы.

     Что мы узнали, выполняя данное упражнение?

     физминутка

     Давайте выполним 95 упражнение.

     Прочитайте для себя.

     Кто прочитает вслух?

     Какие слова выделены?

     Выпишите выделенные слова.

     Обозначьте в них ударение.

     Фамилия, имя, отчество.

     Можно ли назвать выделенные слова собственными именами существительными? Почему?

     Эти слова нельзя назвать собственными именами существительными, потому что….

     Назовите фамилию вашей семьи. Запишите ее.

     Справились ли мы с заданием?

     Были ли трудности при выполнении задания?

     Рассмотрите упражнение 96. Прочитайте задание для себя.

     Кто прочитает задание вслух?

     Кто знает, что обозначают отдельные буквы и слова?

     Это инициалы.

       Инициалами называют первые буквы имени и отчества или имени и фамилии.

     Где вы видели такие записи?

     Знаете ли вы, в каком порядке будут располагаться карточки с названиями книг данных авторов в библиотечном каталооге?

     По алфавиту.

     Алфавит – порядок букв, принятый в азбуке.

     Почему?

     Запишите фамилии авторов в этом порядке.

     Давайте проверим.

     А.Л.Барто, С.Я.Маршак, С.В.Михалков, Ф.И.Тютчев, Е.И.Чарушин, К.И.Чуковский

     У кого так, покажите «+», у кого есть ошибки, покажите «+».

     Всем ли удалось выполнить это задание?

     С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное упражнение?

     Молодцы.

     Ребята, откройте 57 страницу учебника и рассмотрите упражнение 97.

     Прочитайте задание про себя.

     Что нужно сделать?

     Работа по уражнению.

     Что мы делали на данном этапе?

     Можем ли мы переходить на следующую ступень?

 

 

VI. Промежуточный контроль.

 

Цель: Определение соответствия учебной деятельности условиям учебной задачи.

Переходим на следующий этап. Какую задачу будем выполнять на этом этапе?

      Что буду проверять?

      Задание: списать, раскрывая скобки.

     

      Проверка по слайду.

      Кто справился с заданием, поставьте себе «+».

      Кто выполнил все правильно?

      Возникли ли трудности?

Слайд .

План решения учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд . учебные задачи.

 

Слайд . Схема …

 

Слайд . Алгоритм.

 

Слайд . Эталон выполнения задания.

Повторяют тему, учебные задачи.

Определяют показатели оценки:

1)       Проверяю, знаю ли я, что такое …

2)       Поверяю, умею ли находить …

3)        

Проговаривают изученное на уроке.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют проверку по эталону.

 

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

Личностные: способность к самооценке.

Предметные: формирование умений применения знаний.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач; владеть способами внутригруппового взаимодействия в учебной деятельности;

 

VII.Рефлексия.

 

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

      Переходим на последний этап. Для того чтобы оценить свою работу на уроке, выберите одно предложение и продолжите его.

      Что было трудно?

      В чем причина трудностей?

      Как себе помочь?

      На этом наш урок подошел к концу. Я рада была с вами поработать. До свидания.

Слайд . План решения учебной задачи с 

высказываниями для самооценки.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату УД.

Личностные: способность к самооценке.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Домашнее задание.

       

Слайд . запись домашнего задания.

Изучают задания к упражнению.