Урок русского языка в 6 классе
«Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»
Класс: 6
Тема урока: Правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-.
Цели урока:
1) изучить правило написания суффиксов чик – щик, уметь графически обозначать условия выбора суффикса, применять изученное правило на практике;
2) научить определять значение суффиксов чик – щик;
3) привить уважение к различным профессиям;
4) развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;
5) совершенствовать кругозор и словарный запас учащихся.
Оборудование: компьютер, учебник, карточки с алгоритмом, задания на карточках.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ø Приветствие;
Ø Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте, у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка).
Ø Все смотрим на меня и слушаем внимательно.
2. Вводно-мотивационный этап.
Мы с вами продолжаем изучать тему «Имя существительное».
«Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала..
Послушайте сказку «Братцы – мастера» и ответьте на вопрос: «Как она связана с темой нашего урока?»
В стране
Грамматике, почти на окраине её обширных земель, жили – были два братца –
суффиксы ЧИК и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело
принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок
переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им
всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа.
Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется:
обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар-ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК
перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго
брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и
приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д
– т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти
буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК. (на
доске указаны слова: обойщик, закройщик, фонарщик, смазчик, грузчик, летчик)
§ Как сказка связана с темой урока?
§ Каков был братец ЩИК?
§ Какие буквы нужны были, чтобы заставить работать братца ЧИК?
Теперь сформулируем правило правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.
У вас на парте лежит таблица с алгоритмом правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.
Правило: В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Буква Ь пишется перед суффиксами ЧИК, ЩИК только после Л. (слайд 3)
Проговаривание про себя, затем хоровое проговаривание, ответ 1-2 учеников.
В суффиксе существительных -чик (-щик) |
|
ч |
щ |
после букв: д, т, з, с, ж объездчик |
в остальных случаях: барабанщик |
Буква Ь пишется перед суффиксами ЧИК, ЩИК только после Л |
4. Закрепление материала.
Ребята, в сказке, которую я прочитала, суффиксы ЧИК, ЩИК осваивали разные профессии. А мы сегодня на уроке узнаем, люди каких профессий работают в редакции газеты. (Варианты учеников: журналист, редактор, фотограф и т.д.)
1-я профессия: Фотограф - человек, создающий фотографии при помощи фотоаппарата.
Задание:
Фотодиктант (фронтальная работа письменно в тетради и у доски) (слайд 4, 5, 6)
Сейчас мы проведём фотодиктант. На экране будут меняться слайды с изображением людей определённой профессии. Мы будем называть профессии при помощи суффиксов -чик, -щик.
Записать слово и объяснить правописание слова с суффиксами чик и щик. Графически выделить в слове изученную орфограмму.
Слова для фотодиктанта: гонщик, грузчик, лётчик, барабанщик, фонарщик, стекольщик.
1. Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ
в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? (Эти
суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей
какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий).
2. Значение суффиксов определили. Давайте еще раз внимательно посмотрим на эти
слова и попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик,
-щик пишется буква ч, когда – щ? (Заслушиваются
варианты ответов.)
Физкультминутка (слайд 7, аудиозапись по щелчку)
2-я профессия: Журналист – человек, который пишет статьи в газеты и журналы. Журналисты должны быть очень грамотными и внимательными людьми.
Задание: Упражнение 111 (фронтальная работа у доски и в тетради)
Подберите к существительным однокоренные глаголы, выделите корни и запишите.
Образец учителя: разведчик - разведать
Прохо…ик, докла…ик, сма…чик, разно…ик, перепи…ик, ре…ик.
Объясните, в каких случаях в суффиксах существительных пишется Ч? (Ответы учеников)
Задание: Распределительный диктант (самостоятельно в тетради, двое учеников работаю за доской)
Даны слова с пропущенными буквами: угол…ик, совет….ик, буфет…ик, бетон…ик, сбор…ик, развед…ик. Вставить пропущенную букву и распределить слова с суффиксами ЧИК, ЩИК на 2 колонки. Время выполнения – 3 минуты.
ЧИК |
ЩИК |
советчик буфетчик разведчик
|
бетонщик сборщик угольщик |
*Дополнительное задание (кто раньше справится с работой): составить предложение с одним из слов.
Проверка. Осуществляется проверка вместе с доской. Ученики исправляют ошибки.
Обратная связь. Встаньте те, у кого все сделано верно. Присоединитесь те, кто допустил ошибки.
Анализ типичных ошибок.
Повторение алгоритма правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.
3-я профессия: Корректор – специалист, исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в текстах.
Задание: «Исправь ошибку!» (работа в группах) (слайд 8)
Инструктаж:
1.Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека (рассадка). 6 групп
2.У вас на столах лежат листочки, на которых дано предложение с ошибками. Вы должны исправить ошибку с помощью определенного знака (образец учителя)
3. После того, как работа будет закончена, один учащийся из группы прикрепляет листочек с предложениями на доску.
4.На выполнение задания дается 2 минуты.
Учитель читает предложения. Исправляет ошибки.
Предложения с ошибками (по одному предложению на группу):
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах у всей улицы.
Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики.
При постройке зданий нужны каменчики и водопроводчики.
Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резщики и гравёры.
5.Самостоятельная работа
Инструктаж.
А сейчас мы проверим, как вы запомнили правило правописания букв Ч и Щ в суффиксах существительных. Нам предстоит самостоятельная работа. На выполнение дается 3 минуты. Оценка за работу пойдет в журнал. Критерии оценок на доске.
В каждом задании вам нужно выбрать правильный(ые) вариант(ы) ответа.
1. После каких букв пишется суффикс ЧИК?
А) д, т, ш, ж, с
Б)з, ж, д, с, т
В)ж, з, к, с, д.
2. В каких словах пишется суффикс ЧИК?
А)сплав…
Б) перебеж…
В) смаз…
Г) газет…
Д) буриль…
Е ) разнос…
3. В каких словах пишется суффикс ЩИК?
А) водопровод…
Б) зачин…
В) сбор…
Г) развед…
Д) забастов…
Е) бетон…
4.В каком слове перед суффиксом пишется Ь?
А)стекол…щик
Б)бетон…щик
В)гон…щик
Г)смен…щик
5. В каком слове допущена ошибка?
А)банщик
Б)заговорщик
В)резщик
Г)барабанщик
*Дополнительное задание
Вставьте слово, угадав его по лексическому значению.
_________________(военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике) нужна сноровка, увёртка, храбрость, маскировка.
Выходя в путь, выбери _____________________(человек, едущий или идущий вместе с кем-нибудь по одному направлению).
Проверка. (слайд 9)
Ученики исправляют и выставляют оценки.
1.б
2.в,г,е
3.б,в,д,е
4.а
5.в
Дополнительное задание:
Разведчику нужна сноровка, увёртка, храбрость, маскировка.
Выходя в путь, выбери попутчика.
Обратная связь. Встаньте те, у кого все сделано верно. Присоединитесь у кого 1-2 ошибки, затем 3-4 ошибки.
Анализ типичных ошибок.
6.Дача домашнего задания
Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграф 80 и карточки (по вариантам).
7.Подведение итогов
Сегодня на уроке мы хорошо потрудились и изучили тему «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных». Давайте вспомним правило написания суффиксов ЧИК и ЩИК в существительных. Когда пишется Ь перед этими суффиксами?
1. Творческое задание
Посмотрите на пары слов:
Стульчик – летчик
Карманчик - грузчик
Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? Укажите различия в значении этих суффиксов (Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное).
Кроссворд. (слайд 10)
Подберите слова с суффиксами ЧИК с уменьшительным значением.
д |
и |
в |
а |
н |
ч |
и |
к |
|
|
|
с |
т |
а |
к |
а |
н |
ч |
и |
к |
|
|
м |
а |
г |
а |
з |
и |
н |
ч |
и |
к |
|
к |
о |
л |
о |
к |
о |
л |
ь |
ч |
и |
к |
|
|
|
|
|
ч |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч |
и |
к |
Список литературы
1. Лидман-Орлова, Г. К., Пименова, С. Н., Еремеева, А. П. Русский язык. Практика.6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др.; под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М. :Дрофа, 2013. - 318 с.
2. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – М. : Дрофа, 2013. – 316 с.
3. Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: универс. рабоч. тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, преподавателей-словесников/ Т.Ю. Угроватова. : в 2 тетрадях. Тетрадь 1. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
4. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения 01.10.2013)
5. URL: http://images.yandex.ru/ ( дата обращения 10.05.2014)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.