Конспект урока по теме «Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»

  • doc
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок русского языка в 6 классе.doc

 

 

Урок русского языка в 6 классе

«Правописание суффиксов существительных -чик, -щик»

 

Класс: 6

Тема урока: Правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-.

Цели урока:

1) изучить  правило написания  суффиксов чик – щик,   уметь  графически  обозначать  условия выбора суффикса, применять  изученное правило на практике;

 2) научить определять значение суффиксов чик – щик;

3) привить уважение к различным профессиям;

 4) развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;

5) совершенствовать  кругозор   и словарный запас  учащихся. 

Оборудование: компьютер, учебник, карточки с алгоритмом, задания на карточках.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Ø Приветствие;

Ø Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте, у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка).

Ø Все смотрим на меня и слушаем внимательно.

2.     Вводно-мотивационный этап.

     Мы с вами продолжаем изучать тему «Имя существительное».

 «Проверка домашнего задания.

3.     Изучение нового материала..

Послушайте сказку «Братцы – мастера» и ответьте на вопрос: «Как она связана с темой нашего урока?»

В стране Грамматике, почти на окраине её  обширных земель, жили – были два братца – суффиксы ЧИК и ЩИК.
Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.
В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар-ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы   д – т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК. (на доске указаны слова: обойщик, закройщик, фонарщик, смазчик, грузчик, летчик)

§  Как сказка связана с темой урока?

§  Каков был братец ЩИК?

§  Какие буквы нужны были, чтобы заставить работать братца ЧИК?

Теперь сформулируем правило правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.

У вас на парте лежит таблица с алгоритмом правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.

Правило: В суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Буква Ь пишется перед суффиксами ЧИК, ЩИК только после Л. (слайд 3)

Проговаривание про себя, затем хоровое проговаривание, ответ 1-2 учеников.

В суффиксе существительных -чик (-щик)

ч

щ

после букв: д, т, з, с, ж

объездчик

в остальных случаях:

барабанщик

Буква Ь пишется перед суффиксами ЧИК, ЩИК только после Л

4.     Закрепление материала.

Ребята, в сказке, которую я прочитала, суффиксы ЧИК, ЩИК осваивали разные профессии. А  мы сегодня на уроке узнаем, люди каких профессий работают в редакции газеты. (Варианты учеников: журналист, редактор, фотограф и т.д.)

1-я профессия: Фотограф - человек, создающий фотографии при помощи фотоаппарата.

Задание:

Фотодиктант (фронтальная работа письменно в тетради и у доски) (слайд 4, 5, 6)

Сейчас мы проведём фотодиктант. На экране будут меняться слайды с изображением людей определённой профессии. Мы будем называть профессии при помощи суффиксов -чик, -щик.

Записать слово и объяснить правописание слова с суффиксами чик и щик. Графически выделить в слове изученную орфограмму.

 Слова для фотодиктанта: гонщик, грузчик, лётчик, барабанщик, фонарщик, стекольщик.


1. Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч, и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? (Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий).
2. Значение суффиксов определили. Давайте еще раз внимательно посмотрим на эти слова и попробуем ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? (Заслушиваются варианты ответов.)

Физкультминутка (слайд 7, аудиозапись по щелчку)

2-я профессия: Журналист – человек, который пишет статьи в газеты и журналы. Журналисты должны быть очень грамотными и внимательными людьми.

Задание: Упражнение 111 (фронтальная работа у доски и в тетради)

Подберите к существительным однокоренные глаголы, выделите корни и запишите.

Образец учителя: разведчик - разведать

Прохо…ик, докла…ик, сма…чик, разно…ик, перепи…ик, ре…ик.

Объясните, в каких случаях в суффиксах существительных пишется Ч? (Ответы учеников)

Задание: Распределительный диктант (самостоятельно в тетради, двое учеников работаю за доской)

Даны слова с пропущенными буквами: угол…ик, совет….ик, буфет…ик, бетон…ик, сбор…ик, развед…ик. Вставить пропущенную букву и распределить слова с суффиксами ЧИК, ЩИК на 2 колонки. Время выполнения – 3 минуты.

ЧИК

ЩИК

советчик

буфетчик

разведчик

 

бетонщик

сборщик

угольщик

 

*Дополнительное задание (кто раньше справится с работой): составить предложение с одним из слов.

Проверка. Осуществляется проверка вместе с доской. Ученики исправляют ошибки.

Обратная связь. Встаньте те, у кого все сделано верно. Присоединитесь те, кто допустил ошибки.

Анализ типичных ошибок.

Повторение алгоритма правописания Ч и Щ в суффиксах существительных.

3-я профессия: Корректор – специалист, исправляющий орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки в текстах.

Задание: «Исправь ошибку!» (работа в группах) (слайд 8)

Инструктаж:

1.Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека (рассадка). 6 групп

2.У вас на столах лежат листочки, на которых дано предложение с ошибками. Вы должны исправить ошибку с помощью определенного знака (образец учителя)

3. После того, как работа будет закончена, один учащийся из группы прикрепляет листочек с предложениями на доску.

4.На выполнение задания дается 2 минуты.

 

Учитель читает предложения. Исправляет ошибки.

Предложения с ошибками (по одному предложению на группу):

Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре.

Рабочие передавали сменчикам станки.

Жестянчики работали на глазах у всей улицы.

Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики.

При постройке зданий нужны каменчики и водопроводчики.

Над тонкой обработкой дерева, металлов, камней, трудятся резщики и гравёры.

 

5.Самостоятельная работа

  Инструктаж.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили правило правописания букв Ч и Щ в суффиксах существительных. Нам предстоит самостоятельная работа. На выполнение дается 3 минуты. Оценка за работу пойдет в журнал. Критерии оценок на доске.

 

В каждом задании вам нужно выбрать правильный(ые) вариант(ы) ответа.

1. После каких букв пишется суффикс ЧИК?

А) д, т, ш, ж, с    

Б)з, ж, д, с, т                              

В)ж, з, к, с, д.

2. В каких словах пишется суффикс  ЧИК?

 А)сплав…

Б) перебеж…     

В) смаз…  

Г) газет…

Д) буриль… 

Е ) разнос…

3. В каких словах пишется суффикс ЩИК?

А) водопровод…

Б) зачин…

В)  сбор…

Г)  развед…

Д)  забастов…

Е)  бетон…

4.В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

А)стекол…щик

Б)бетон…щик

В)гон…щик

Г)смен…щик

5. В каком слове допущена ошибка?

А)банщик

Б)заговорщик

В)резщик

Г)барабанщик

 

*Дополнительное задание

Вставьте слово, угадав его по лексическому значению.

_________________(военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике) нужна сноровка, увёртка, храбрость, маскировка.

Выходя в путь, выбери _____________________(человек, едущий или идущий вместе с кем-нибудь по одному направлению).

Проверка. (слайд 9)

Ученики исправляют и выставляют оценки.

1.б

2.в,г,е

3.б,в,д,е

4.а

5.в

Дополнительное задание:

Разведчику нужна сноровка, увёртка, храбрость, маскировка.

Выходя в путь, выбери попутчика.

Обратная связь. Встаньте те, у кого все сделано верно. Присоединитесь у кого 1-2 ошибки, затем 3-4 ошибки.

Анализ типичных ошибок.

6.Дача домашнего задания

Открываем дневники, записываем домашнее задание: параграф 80 и карточки (по вариантам).

7.Подведение итогов

      Сегодня на уроке мы хорошо потрудились и изучили тему «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных». Давайте вспомним правило написания суффиксов ЧИК и ЩИК в существительных. Когда пишется Ь перед этими суффиксами?

1.     Творческое задание

Посмотрите на пары слов:

Стульчик – летчик

Карманчик - грузчик

Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? Укажите различия в значении этих суффиксов (Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное).

 

Кроссворд. (слайд 10)

Подберите слова с суффиксами ЧИК с уменьшительным значением.

д

и

в

а

н

ч

и

к

 

 

 

с

т

а

к

а

н

ч

и

к

 

 

м

а

г

а

з

и

н

ч

и

к

 

к

о

л

о

к

о

л

ь

ч

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

и

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Лидман-Орлова, Г. К., Пименова, С. Н., Еремеева, А. П. Русский язык. Практика.6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Пименова, А. П. Еремеева и др.; под ред. Г. К. Лидман-Орловой. – М. :Дрофа, 2013. - 318 с.

2.     Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – М. : Дрофа, 2013. – 316 с.

3.     Угроватова, Т. Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе: универс. рабоч. тетр. с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей и их родителей, преподавателей-словесников/ Т.Ю. Угроватова. : в 2 тетрадях. Тетрадь 1. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

4.     URL: http://festival.1september.ru/  (дата обращения 01.10.2013)

5.     URL: http://images.yandex.ru/ ( дата обращения 10.05.2014)