Конспект урока по теме" Приспособления живых организмов".
Оценка 4.8

Конспект урока по теме" Приспособления живых организмов".

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
биология
9 кл—11 кл
05.04.2020
Конспект урока по теме" Приспособления живых организмов".
насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу. Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность».
Приспособления живых организмов.docx

 

 

Тема урока:          Приспособления живых организмов.

Цель: создать условия для формирования понятия о приспособленности организмов как результат эволюционного процесса.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, изучить формы разнообразных приспособлений у животных и растений, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, опираясь на учение Ч.Дарвина о движущих силах эволюции.

Развивающие: развивать навыки лекционной и самостоятельной работы.

Воспитательные:  воспитывать у учащихся эстетического восприятия явлений живой природы.

Оборудование: учебники, гербарии

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Технологии: проектная, проблемная, личностно - ориентированная

Формы организации учебной деятельности: лекция, коллективная, групповая, самостоятельная.

Ход урока:

1. Организационный момент.   «Такие разные живые организмы» (картинки).

- Давайте вспомним, ребята, какой восторг вызывают у нас произведения искусства: скульптуры, картины, музыкальные произведения. Они заставляют нас остановится в жизненной суете, прислушаться, оглянуться, что – то вспомнить. К сожалению, не всегда подобная реакция бывает у нас при виде живых организмов. А ведь каждый из них может претендовать на звание произведения, но не искусства, а природы. Ведь вспомните, насколько причудливы и удивительны, могут быть самые обычные, привычные для нас живые организмы. У самого крохотного существа могут быть такие особенности, такие качества, которые имеют не только эстетическое значение, но и практическую пользу.

Ведь понятие «красота» в природе отсутствует, его придумал человек, зато есть понятия «целесообразность», «необходимость», «приспособленность».

Приспособленность  станет темой нашего сегодняшнего разговора.

2.  Изучение нового материала:

«Чтобы выжить, надо быстро изменяться (приспосабливаться).»
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Приспособленность – свойство живых организмов.

Работа в парах: используя материал учебник,  давайте попробуем выяснить можно ли различные особенности живых организмов считать приспособлениями.

Так что такое приспособления (адаптация)?

Приспособления (адаптация) – свойство живых организмов приобретать такие особенности в строении, поведении и физиологии, которые повышают выживаемость в конкретных условиях окружающей среды.

Все живые организмы оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в 2 этапа:

  1. Сначала возникает генетическое разнообразие проявляющееся в фенотипических признаках;
  2. Сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям приспособленность к условиям среды.

Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, а это приводит к различным формам приспособленности организмов к окружающей среде.

1.       Адаптации (приспособления) общего и частного характера у организмов.

запишите в тетради и объясните, какие существуют формы адаптации у живых организмов?

1.       Адаптации у растений.

Работа в группах по заданиям.

Растения… Многие не обращают внимания на них, так они привычны, и напрасно.

Удивительные вещи порой можно обнаружить в организме растений.

Познакомимся с их маленькими хитростями растений

·         Почему у водных растений устьица на верхней стороне листа?

·         А какая хитрость есть еще на ваш взгляд у пустынников?

·         Как называются растения, вегетационный период которых длится очень недолго, и при этом происходят все важнейшие физиологические процессы?

·         - Почему у этих растений возникает необходимость охотиться?

·         - Что привлекает насекомых и птиц при опылении растений?

·         - Приведите примеры защиты растений от поедания животными?

·         - Перечислите признаки ветро- и насекомоопыляемых растений.

·         - Какие существуют приспособления у растений для распространения плодов и семян?

·         - Растение – паразит( повилика, заразиха) только этим отличается от других растений?

·         – Можно ли хитрости растений назвать «приспособлениями»? Что дают приспособления растений?(Дают возможность выжить и не беспокоиться о будущем своих поколений)

Да, действительно все эти хитрости можно назвать «приспособлениями». Кроме того, вы должны усвоить, что особенности растений связанные с недостатком влаги можно назвать физиологической адаптацией, т.е. адаптацией к неблагоприятным условиям среды.

2.      Адаптация у животных.

Мы с вами постепенно переходим к изучению адаптаций у животных. Посмотрим, как обстоит дело с приспособлениями у них.

Как вы понимаете физиологические адаптации?

Значение адаптаций (приспособлений)    Работа в группах:

·         Действительно ли, приспособления так необходимы каждому живому организму в отдельности и всему виду в целом?

Выживание в изменяющихся или постоянных условиях среды.

Возможность оставить потомство.

Процветание и эволюционирование вида в целом.

Эволюционные изменения и разнообразие видов в природе.

Относительный характер приспособленности 

Работа в группах: самостоятельная работа по группам

·         Почему приспособленность всегда относительна? Ответ свой обоснуйте.

·         Каждое приспособление имеет смысл в определённых условиях среды.

Когда изменяются условия обитания, приспособления или утрачивают значение, или становятся безразличными, или, даже могут повредить живому организму.

Поэтому, при изменении условий, изменяются и приспособления.

Любые приспособления целесообразны только в обычной для вида обстановке. При изменении условий среды они оказываются бесполезными или вредными для организма.

Например:

Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

3. Закрепление: 

1). Работа в группах:

1. Представьте на мгновение, что вы хорошо приспособленный к условиям своего обитания организм, ну, допустим, зелёная саранча. Разгар лета, июль. Степь выгорела. Опишите своё состояние. (выгоревшая степь губительна для зелёного насекомого, т.к. оно заметно на пожелтевшей траве)

2.Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой. Может быть, приспособления не так полезны, как кажется на первый взгляд? ( Нет, они полезны, но в определенных условиях)

2). Выполнение лабораторной работы    «Изучение адаптаций организмов к среде обитания»

ЦЕЛЬ: закрепить умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.

ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, муляжи

ХОД РАБОТЫ

1.Рассмотрите выданный вам объект; обнаружьте наиболее очевидные приспособления к тем условиям среды, в которых обитает данный организм; опишите эти конкретные приспособления.

2. Выясните относительный характер приспособленности; докажите почему приспособления носят относительный характер.

Ответы оформите в виде таблицы

     «Возникновение приспособленности и ее относительный характер»

  Вид

Среда обитания

Черты приспособленности

Относительный характер приспособленности

 

 

 

 

ВЫВОД 

приспособленность организмов к среде и их органов к выполняемой функции является результатом естественного отбора ;

приспособленность носит относительный характер.

4. Выводы урока ЕО обеспечивает развитие приспособлений к существующим условиям, но не ко всем возможным условиям среды.

5. Домашнее задание   творческое задание: найти материал о любой адаптации к среде обитания растений и животных

6. Подведение итогов.

Надеюсь, вы понимаете, что приспособленным можно назвать не только тот организм, у которого есть что – то необычное, а каждый вид, обитающий в природе, более того, такие организмы повсюду нас окружают

Итак, мы выяснили, что в понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым ими функциям, а также  соответствие физиологических функций организма условиям обитания.

 Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и отбора в ряду поколений.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т.е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может стать бесполезным и даже вредным.  Постоянный рост резцов грызунов – очень важная особенность, но лишь для питания твёрдой пищей.  Если крысу держать на мягкой пище, резцы, не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что питание становится невозможным.

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Приспособления живых организмов

Тема урока: Приспособления живых организмов

Адаптации у растений. Работа в группах по заданиям

Адаптации у растений. Работа в группах по заданиям

Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой

Как же тогда быть с приспособлением, ведь зелёная окраска саранчи была её защитой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020