Тема урока: СССР в период правления М.С. Горбачёва. Перестройка.
Цель урока: формирование представления о начальном этапе политики перестройки, её причинах, ходе и последствиях.
Задачи урока:
1) познакомить обучающихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, подвести обучающихся к пониманию причин провозглашения курса на ускорение;
2) продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, делать выводы;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Ключевые понятия: перестройка, ускорение, госприёмка, гласность, альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР.
Оборудование урока: учебник для СПО «История» П.С. Самыгин; карточки-задания; исторический документ (ксерокопии).
Ход урока.
I. Орг. Момент.
II. Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках истории мы рассматривали развитие СССР в послевоенное время. С 1945 по 1983 годов в Советском Союзе сменилось несколько руководителей нашего государства.
Задание: Восстановите цепочку руководителей нашей страны указанного периода и кратко охарактеризуйте время правления каждого из них.
Руководитель СССР |
Годы |
Краткая характеристика |
Н.С. Хрущёв |
1922-1953 гг. |
Перестройка; гласность; Курс на ускорение; политика нового мышления |
И.В. Сталин |
1953-1964 гг. |
Эпоха «застоя»; «развитой социализм»; постоянство |
Ю.В. Андропов |
1964-1982 гг. |
Оттепель; десталинизация; «хрущёвки»; кукурузный король. |
К.У. Черненко |
1982-1984 гг. |
Жесткий тоталитарный режим, диктатура, восстановление хозяйства |
Л.И. Брежнев |
1984-1985 гг. |
Искоренение коррупции |
М.С. Горбачёв |
1985-1991 гг. |
Искоренение коррупции |
III. Изучение нового материала.
План (на доске)
1) - 11 марта 1985г. Пленум ЦК КПСС избрал Ген. Секретарём Михаила Сергеевича Горбачёва. Что это был за человек? Послушаем доклад Шакировой Эльвиры (доклад обучающегося).
Вывод: 54-летний лидер, элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажек», он завоевал популярность внешней демократичностью, стремлением к «застоявшейся» стране и своими обещаниями (например, к 2000г. каждой семье была обещана отдельная благоустроенная квартира)
Очень много общался с народом: ездил по стране, выходил к людям, беседовал в неформальной обстановке с обычными людьми.
2) Работа с документом.
- Говоря о М.С.Горбачёве, мы употребляем термин «перестройка». Какой смысл и теоретическая база перестройки мы узнаем это из документа.
Задание: Сейчас вы самостоятельно изучаете документ в группах и составляете вопросы к данному документу. Группа делится на подгруппы, состоящие из 4 чел.
Вопросы к документу («Советская цивилизация», С.Г. Кара-Мурза,
с.289-299):
- В каком году и кем была оглашена программа перестройки?
- Как называл Горбачёв перестройку?
- Главная задача перестройки?
- Что о ней говорит социолог Т.И.Заславская?
- Что хотели создатели данной программы в результате?
Задание: Запишите определение перестройки в тетрадь.
3) Рассказ учителя о точках зрения на предпосылки и начало перестройки, этапах перестройки.
- В обыденном сознании наших людей существовало 3 точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
2. В стране назрел кризис, страна катилась в пропасть, поэтому были необходимы реформы.
3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.
- К какой точке зрения вы склоняетесь и почему? (Студенты выбирают точку зрения и группируются по интересам. Объясняют свой выбор)
- Действительно, в народе не было единого мнения по политике «перестройки». А какие же изменения произошли в ходе данной политики, как реформировалась экономика, изменилось ли духовное составляющее советского общества? Найти ответы на данные вопросы нам поможет учебник (В.В. Артемов «История», стр.386-388). В ходе работы с учебником вам нужно будет заполнить таблицу (на доске таблица, которая заполняется по ходу рассуждения).
1 группа – экономические реформы (стр.386-387)
2 группа – политические реформы (стр. 387)
3 группа – политика «гласности» (стр.387-388)
Экономические реформы |
Политические реформы |
Политика гласности |
- повысилась самостоятельность предприятий, - возрождался частный сектор, росло кооперативное движение, - самостоятельность предприятий была практически сведена на нет спускаемым сверху госзаказом - росли инфляция и дефицит госбюджета |
- омоложение кадров, в том числе партийных - учреждается новый высший орган законодательной власти - съезд народных депутатов СССР - III съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР |
- поднимаются острые проблемы развития страны - читательский бум - публикуются произведения представителей первой эмиграции - издание произведений А. Солженицына |
IV. Закрепление. Выполнение заданий в интернете (Платформа MyQuizz).
V. Рефлексия. На доске вы видите барабан с предложениями, которые нужно завершить. Подумайте. Если есть желающие, можете выйти к доске и оценить свою работу на уроке.
VI. Итог урока. Домашнее задание.
Статья – интервью с родителями на тему «Перестройка – как это было».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.