Конспект урока по теме "Видоизмененные побеги". Биология 6 класс
Оценка 5

Конспект урока по теме "Видоизмененные побеги". Биология 6 класс

Оценка 5
doc
01.04.2020
Конспект урока по теме "Видоизмененные побеги". Биология 6 класс
конспект урока.doc

Тема: Видоизменения побегов

 

Класс: 6

План-конспект урока

Тема: Видоизменения побегов.

Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.

Задачи:

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование: компьютер,  чашки Петри, лупы, препаравальные иглы, луковицы, клубни картофеля, йод, корневище Ириса, рабочие листы с лабораторной работой, тесты и  презентация.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок. Давайте знакомиться. Меня зовут Светлана Ивановна, ваши имена я вижу на бейджиках. Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас будет царить теплая атмосфера и взаимопонимание. Улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и если вы готовы к сотрудничеству – протяните мне свои открытые ладошки. Спасибо. Урок у нас необычный.

 (Сказка)

(слайд 1) В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь  .  прознал тот  царь, что за тридевять земель в волшебном саду растут растения диковинные. Позвал он тогда Ивана-  стрельца и приказал достать ему эти растения,  да не просто достать, а узнать, как можно с помощью их казну царскую пополнить . Вот идет Иванушка и думает « Как же службу исполнить, как  выполнить царев наказ?»  А путь его проходил мимо школы нашей. Да еще распознал Иванушка, что вы ребята науку о растениях изучаете, вот и решил зайти к нам: уму разуму поучиться. 

Поможем, ребята, Ивану - стрельцу узнать о растениях диковинных?

 

2. Мотивация

- А те самые растения, за которыми царь Ивана - стрельца послал, находятся  в этом сундуке, но вам, ребята, нужно  отгадать загадки?

 

1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)

 

2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(Картошку)

 

3.Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету  (Ирис)

 

Демонстрация клубня картофеля, луковицы лука репчатого, корневища ириса.

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса - корневище.  

- Ребята,  вы можете   назвать эти объекты одним словом?

-Затрудняетесь?

 

3. Проверка домашнего задания.

Чтобы найти ответ, нам нужно разгадать кроссворд.

1.     Покровная ткань стебля, состоящая из мертвых клеток. (пробка)

2.     Слой стебля, находящийся под пробкой, может содержать хлорофилл. (кора)

3.     Внутренний слой коры, по которому передвигаются органические вещества. (луб)

4.     Слой стебля, по которому передвигаются вода и минеральные вещества. (древесина)

5.     Корень, цветок, плод – одним словом… (орган)

 

 

 

 

 

п

р

о

б

к

а

 

 

 

к

о

р

а

 

 

 

 

 

л

у

б

 

 

 

 

 

д

р

е

в

е

с

и

н

а

 

 

 

о

р

г

а

н

 

 

 

 

Получили слово ПОБЕГ

4. Проверка знаний по теме «Побег». Блиц опрос

ü Что такое побег? (Побег - это стебель с листьями и почками.)

ü Какова роль стебля? (одна из функций - передвижение питательных веществ)

ü Какие вегетативные органы  растений вы знаете?( лист, стебель, почки)

ü Сможете ли вы назвать представленные  объекты побегами? (затруднения учащихся)

ü Какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов). 

ü Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица -  это побеги? (Нужно изучить  строение этих органов)

 

5.Целеполагание и формулировка урока

         Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Следовательно,  какова  цель  урока? (Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.)

 

-  И так вы уже догадались, как будет звучать тема урока?  «Видоизмененные побеги». Записываем тему урока в рабочий лист.

 

6. Изучение новой темы

Первичное усвоение новых знаний.  На пути нашего Ивана – стрельца камень. На нем написано: «Иди направо узнаешь про корневище, налево - узнаешь про луковицу, прямо иди – узнаешь про клубень ». Что же делать? Может наш Иван сразу пойти во все стороны? Давайте ему поможем.

Делимся по рядам и выполняем лабораторную работу      

Инструктивная карточка 1

1.Прочитайте материал учебника на странице 53-54.

2.Выполните лабораторную работу.

3.Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа «Изучение строения корневища»

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование:  лупа, корневищное растение ириса.

Ход работы:

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на корневище  узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Отметьте их на рисунке в рабочем листе.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище  - это видоизмененный побег, так как__________________________________________________________

 

 

Инструктивная карточка 2

1.Прочитайте материал учебника на странице 54-56

2.Выполните лабораторную работу.

3. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа «Изучение строения клубня»

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3.На рисунке в рабочем листе подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

4. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис.42) и отметьте его части на рисунке в рабочем листе.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните что произошло.

6.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________

 

Инструктивная карточка 3

1.Прочитайте материал учебника на стр. 56-57.

2.Выполните лабораторную работу.

3.Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа «Изучение строения луковицы»

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Рассмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.На рисунке в рабочем листе подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице  и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________

 

7. Закрепление нового  Мы встретились с вами. Какие у вас были задания? 1. Обсуждение результатов.

1. Корневище.

Вопросы:

        1. Как отличить корневище от корня?

        3. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

2. Клубень.

        1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

        2.Какие части вы обозначили у клубня?

        3. А как называются почки у клубня?

3. Луковица.

        1. Что общего у луковицы с побегом?

 

Физминутка

Учитель предлагает детям представить, что они маленькие побеги,  зимующие  в почве. (дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из побега  растение:

- Маленькому побегу зимой в почве было холодно, он сжимался, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и  побег отогрелся, расправил свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что он потихоньку выпускать почки,  стал расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело  побег , появившийся из почки, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на побеге  расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения), что бы дать жизнь новым растениям.  

 

Ученики заполняют таблицу слайд

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Функции

Корневище

 

стебель, листья (чешуйки) и почки (верхушечная и пазушные)

Крапива, пырей, ирис, ландыш

1. Запас питательных веществ

2. вегетативное размножение

Луковица

 

 укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные), почки.

Лук репчатый, лилия, тюльпан, нарцисс, гусиный лук

Клубень

 

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

Картофель, топинамбур (земляная груша), хохлатка

 

8. Обобщение и систематизация

Ребята, так что же мы расскажем Ивану – стрельцу?


1.Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!

 

2.Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления


3.На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

 Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать

 

- Ребята, а вы знаете, что кроме подземных видоизмененных побегов есть еще и наземные видоизмененные побеги. Посмотрите на рисунке 44  в учебнике стр 57. Это колючки у дикой яблони, груши, боярышника.

Как вы думаете, какую роль они будут выполнять? (Защитную)

 А еще есть усы у земляники, винограда… (Опорная  функция)

 

9.Контроль усвоения , обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

- Как вы думаете ребята, хорошо ли вы усвоили изучаемый материал? Давайте это проверим?

Выполните тест (Приложение 2)

  1.Главная функция видоизменённых побегов:

   А) фотосинтез

    Б) накопление питательных веществ

     В) поглощение воды

     Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

     А) стебель

     Б) почки и листья

     В)стебель и почки

     Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

    А) только кора

    Б) древесина , сердцевина

    В) только сердцевина

    Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

 А) листья

   Б) почки

   В)листья,почки,стебель

   Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

   А) не имеют листьев

   В) не имеют почек

 

Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а  (слайд 8)

                  Критерии оценивания 

"5"- нет  ошибок   "4" -1 ошибка  "3" - 2 ошибки  "2" - 3 и более ошибки                                                                                                                                                                                                                                                     

10. Домашнее задание СЛАЙД 13

1. Параграф 10 стр. вопросы на странице 56 и задание на стр. 58

2. Сделать книжку-малышку, в которой вы дадите советы Ивану – стрельцу, как с помощью изученных растений казну царскую пополнить.

3.Можно сделать книжку – раскраску с загадками и стихами о них.

11 . Рефлексия  СЛАЙД

ü А я и не знал, что :

ü Что нового вы узнали на уроке?

ü Какое настроение было у вас на уроке?

 

У вас на столах лежит еще один сказочный герой. Кто знает, как его зовут? Чиполлино.  А покажите мне свое настроение, какое оно сейчас у вас?


 

Ф.И. __________________________________               Дата__________________ 

Тема урока:________________________________________________________

 

 

Лабораторная работа ­­­­­­­­­­­

по теме: «Изучение строения луковицы».

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица

Ход работы:

Описание: Scan20010

 

 

1._________________________

2._________________________

3._________________________

4._________________________

 

 

 

Вывод: Луковица – это видоизмененный побег, так как_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица «Видоизменения подземных побегов»

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Функции

Корневище

 

 

 

 

 

Клубень

 

 

 

 

Луковица

 

 

 

 

 

 

Ф.И. __________________________________               Дата__________________ 

Тема урока:________________________________________________________

 

Лабораторная работа ­­­­­­­­­­­

по теме: «Изучение строения клубня».

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

Ход работы:

Описание: Scan20010

 

1._________________________

2._________________________

3._________________________

 

 

Описание: Рисунок9                         Описание: Рисунок10

 

Вывод:  Клубень – это видоизмененный побег, так как_______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица «Видоизменения подземных побегов»

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Функции

Корневище

 

 

 

Клубень

 

 

 

 

Луковица

 

 

 

 

 

 Ф.И. __________________________________               Дата__________________ 

Тема урока:________________________________________________________

 

 

Лабораторная работа ­­­­­­­­­­­

по теме: «Изучение строения корневища».

Цель: изучить строение подземного побега-корневища

Оборудование:  лупа, корневищное растение ириса.

Ход работы:

 

Описание: Scan20010

:

 

1._________________________

2._________________________

3._________________________

4._________________________

 

 

                       

Вывод:  Корневище  – это видоизмененный побег, так как__________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица «Видоизменения подземных побегов»

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Функции

Корневище

 

 

 

 

 

Клубень

 

 

 

 

Луковица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка 3

1.Прочитайте материал учебника на стр. 56-57.

2.Выполните лабораторную работу.

3.Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

 

Лабораторная работа «Изучение строения луковицы»

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:  препаровальная игла, целая луковица и разрезанная луковица.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Рассмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.На  рисунке в рабочем листе подпишите основные ее части: почку, донце, кожистую и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице  и донце?

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________

 

 

 

Инструктивная карточка 2

1.Прочитайте материал учебника на странице 54-56

2.Выполните лабораторную работу.

3. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

 

Лабораторная работа «Изучение строения клубня»

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:  препаровальная игла, пророщенный клубень картофеля.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3.На рисунке в рабочем листе подпишите верхушечную почку, глазки, основание.

4. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис.42) и отметьте его части на рисунке в рабочем листе.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните что произошло.

6.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_____________________________________________________________

 

 

 

Инструктивная карточка 1

1.Прочитайте материал учебника на странице 53-54.

2.Выполните лабораторную работу.

3.Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

 

Лабораторная работа «Изучение строения корневища»

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование:  лупа, корневищное растение ириса.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на корневище  узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Отметьте их на рисунке в рабочем листе.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

4.Сформулируйте вывод: Корневище  - это видоизмененный побег, так как__________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните тест

 

1.Главная функция видоизменённых побегов:

     А) фотосинтез

     Б) накопление питательных веществ

     В) поглощение воды

     Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

     А) стебель

     Б) почки и листья

     В) стебель и почки

     Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

    А) только кора

    Б) древесина , сердцевина

    В) только сердцевина

    Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

   А) листья

   Б) почки

   В) листья, почки, стебель

   Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

   А) не имеют листьев

   В) не имеют почек

 

 

 

 

 

Выполните тест

 

1.Главная функция видоизменённых побегов:

     А) фотосинтез

     Б) накопление питательных веществ

     В) поглощение воды

     Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

     А) стебель

     Б) почки и листья

     В) стебель и почки

     Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

    А) только кора

    Б) древесина, сердцевина

    В) только сердцевина

    Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

   А) листья

   Б) почки

   В) листья, почки, стебель

   Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

   А) не имеют листьев

   В) не имеют почек

 

1.Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!

 

 

2.Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления

 

 

 

3.На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать

 

Фитонци́ды — образуемые растениями летучие биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.



Тема: Видоизменения побегов

Тема: Видоизменения побегов

Поможем, ребята, Ивану - стрельцу узнать о растениях диковинных? 2

Поможем, ребята, Ивану - стрельцу узнать о растениях диковинных? 2

Получили слово ПОБЕГ 4. Проверка знаний по теме «Побег»

Получили слово ПОБЕГ 4. Проверка знаний по теме «Побег»

Инструктивная карточка 2 1.Прочитайте материал учебника на странице 54-56 2

Инструктивная карточка 2 1.Прочитайте материал учебника на странице 54-56 2

Как отличить корневище от корня? 3

Как отличить корневище от корня? 3

Обобщение и систематизация

Обобщение и систематизация

Выполните тест ( Приложение 2) 1

Выполните тест ( Приложение 2) 1

Ф.И. __________________________________

Ф.И. __________________________________

Ф.И. __________________________________

Ф.И. __________________________________

Ф.И. __________________________________

Ф.И. __________________________________

Инструктивная карточка 3 1.Прочитайте материал учебника на стр

Инструктивная карточка 3 1.Прочитайте материал учебника на стр

Инструктивная карточка 1 1.Прочитайте материал учебника на странице 53-54

Инструктивная карточка 1 1.Прочитайте материал учебника на странице 53-54

Выполните тест 1.Главная функция видоизменённых побегов:

Выполните тест 1.Главная функция видоизменённых побегов:

Клубень картофеля - это не плод!

Клубень картофеля - это не плод!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2020