Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №32»
Математическая головоломка «ТАНГРАМ»
(конспект урока внеурочной деятельности )
Анжеро-Судженск
Математическая головоломка «ТАНГРАМ»
(конспект урока внеурочной деятельности)
Выполнила: Воробьева И.В. учитель начальных классов
|
Анжеро-Судженск
Тема урока: Математическая головоломка «ТАНГРАМ»
Класс: 1 класс
Цели: создать условия для знакомства с понятием «танграм» ; учебе играм, связанным с танграмом.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм, показать применение геометрических фигур с творческой стороны, развивать умение составлять фигуры из танграма.
Развивающие: развивать пространственное воображение, внимательность,
мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» – «часть»; формировать навыки взаимодействия при групповой работе; коммуникативные и творческие способности.
Воспитательные: воспитывать личности с нестандартным критическим мышлением, самостоятельность, взаимную ответственность за результаты учебного труда., формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.
Регулятивные УУД:
- учить планировать свои действия при решении логических задач-головоломок, развивать логическое мышление, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД:
- учить точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.
– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера
Личностные УУД:
- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, набор шаблонов для игры «Танграм», картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организацион ный момент.
|
Всех рада видеть вас, друзья, Занятие нам начинать пора. Садитесь тихо, не шалите, И внимательно за всем следите. Надо думать, отвечать, И прочно материал запоминать. Тихо садитесь, закройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что вы желаете друг другу удачи. Чтоб работа закипела, Приготовьте все для дела. Будем клеить, мастерить – Все должно в порядке быть. Давайте проверим, все ли мы приготовили для урока? Всех листов плотнее он, Белый и цветной... (картон) (Слайд ) Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов... (цветной бумаги) (Слайд )
Пара острых, тонких ног Без туфлей и без сапог. На ногах — по голове Для чего, скажите мне? По бумаге ходят ноги, Режут все, что на дороге. (Ножницы) (Слайд )
Чинишь рваную тетрадь? Им листы намажь скорей. Нужно крепко их прижать, Чтоб быстрее высох... (клей) (Слайд )
Вспомним правила безопасности при работе с ножницами: Работать с ножницами можно, Но только очень осторожно. Нельзя
играть, нельзя махать, Кольцами
вперед подай, Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить. (Слайд )
|
Приветствуют учителя.
Эмоционально настраи-ваются на работу.
Отгадывают загадки, проверяют свою готовность к уроку.
Повторяют правила безопасности при работе с ножницами, дополняют ответы учителя.
|
Личностные:Положительный эмоциональный настрой на работу.Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней, Регулятивные : понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу. Познавательные: умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
|
Введение в тему занятия.
|
- Я услышала о старинной китайской игре - головоломке
танграм. Меня очень заинтересовала эта игра. Мне захотелось, как можно
больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения
этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме
игры. Поэтому, целью данного занятия является: изучить историю возникновения
игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение. Что такое танграм? (Слайд ) |
Воспринимают информацию сообщаемую учителем;обобщают информацию
|
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Объяснение нового материала |
Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». (Слайд ) Послушайте две легенды Легенда первая: о разбитой плитке Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи фигур, назвали Доской Мудрости. (Слайд ) Легенда вторая: о разбитой плитке Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” — квадрат, разрезанный на семь частей. (Слайд ) Как ив любой головоломке в танграме существуют свои правила: -В каждую фигуру должны входить все семь элементов. -При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга. -Элементы фигур должны примыкать один к другому. (Слайд ) С тех пор прошло много лет, но танграм популярен и сейчас. Освоим его.
|
Воспринимают информацию сообщаемую учителем;обобщают информацию
|
|
Практическая работа (работа в парах)
Физкультминутка
|
Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного. Мы совершим путешествие в русскую народную сказку. А вот в какую? Догадайтесь сами. Звери жили в доме том, Но медведь сломал их дом, Он залезть в него не смог… Это сказка ... (ТЕРЕМОК). (Слайд ) И мы отправимся в путь. Сказка начинается: Стоит в поле теремок- теремок Он ни низок, ни высок, ни высок. - Ай-да терем, как хорош! А теперь хочу представить Разрезной квадрат – танграм. Из него составить нужно Славный теремок сейчас нам. Какие фигуры нужно взять, чтобы получить стены? Крышу? Трубу? (Слайд )
Кто жил в теремке? Давайте вспомним сказку и заселим теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела
теремок, остановилась и спрашивает: Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке. (Слайд ) Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает: Теремок-теремок! Кто в Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. (Слайд ) Весело живут, трудятся, но не забывают и об отдыхе. И мы вместе с ними отдохнем. Хомка, Хомка, хомячок Полосатенький бочок. Хомка ранененько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт, Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать.
Прибежал зайчик: Стали они втроем жить. (Слайд )
Прибежала лисичка: Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. (Слайд )
Прибежал волчок-серый бочок,
заглянул в дверь и спрашивает: Стали пятеро жить.(Слайд )
Вдруг идет мимо медведь
косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
Влез медведь на крышу и
только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали
звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились
каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. |
Работа в парах, умение распределять вид деятельности.
Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме. (Два средних треугольника лежат в основе дома и из них получили большой квадрат. По краям крыши два параллелограмма. Один у нас есть, а второй мы будем складывать из двух маленьких треугольников. В центре крыши средний треугольник, а труба – квадрат.)
Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме.
Проверяют правильность выполнения задания по схеме.
Выполняют физминутку Имитируют движения в соответствии со словами стихотворения и действиями учителя.
|
Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовы вести диалог. Личностные: принимают и осваивают роль школьника, понимают личностный смысл учения Регулятивные: контролируют и корректируют свою деятельность. Познательные: работают по алгоритму с опорой на образец, создают аппликацию. Коммуникатив- ные: оказывают поддержку друг другу. Личностные: проявляют интерес к процессу учения, творческому труду.
Регулятивные: Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
|
Демонстрация работ. Рефлексия |
И стали дружно жить-поживать и добра наживать. И жили они вместе долго и счастливо. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!(Слайд ) Посмотрите, какие интересные, необычные животные поселились в наших теремках.. Кто хочет рассказать, ребята, о своих героях сказки? - Чьи работы привлекли ваше внимание больше других? Чем? -Всё ли у вас получилось? - Что бы вы хотели исправить? Улучшить? Шесть шляп мышления» (надень свою мыслительную шляпу)
Посмотрите, что у меня в руках? (шляпы) Для чего человеку нужна шляпа? (для того, чтобы надевать ее на голову) А какие шляпы вы знаете? (соломенная, летняя, кепка…) Сейчас я предлагаю вам надеть не простую шляпу, а мыслительную. Мы привыкли, что у нас мыслит что? (голова) А у нас? (шляпа) Проверим? Какую шляпу выбираете? Поразмыслите над вопросами выбранной вами шляпы. Белая шляпа: Что нового вы узнали? Всякий ли квадрат можно назвать танграмом? Красная шляпа: Чем интересна эта игра? Какую пользу приносит тому, кто увлекается этой игрой? Зеленая шляпа: Людям каких профессий пригодятся знания о танграме? Желтая шляпа: Какие чувства вы испытывали, работая сегодня на занятии? Синяя шляпа: Понравилось ли вам, как работали сегодня ваши друзья на занятии? Черная шляпа: Что было трудно? Неясно? На какую шляпу поменяете? Почему?
|
Подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. Оценка значимости собственной роли на уроке. |
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых умений. Познавательные: оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников Личностные : самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества. |
Итог урока.
|
И хотелось бы закончить наше занятие словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»
Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя! (Слайд )
|
Прощаются с учителем.
|
|
Уборка рабочего места. |
Вот закончился урок, Все убрать нам нужно в срок. Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи, Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери |
Убирают свои рабочие места. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.