Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка "Танграм"
Оценка 5

Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка "Танграм"

Оценка 5
docx
математика
24.06.2020
Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка "Танграм"
конспект урока внеурочной деятельности.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа №32»

 

                                                               Математическая головоломка «ТАНГРАМ»

(конспект урока внеурочной деятельности )

 

http://www.funlib.ru/cimg/2014/101604/5806645

 

Анжеро-Судженск

 

 

 

                                       Математическая головоломка «ТАНГРАМ»

 (конспект урока внеурочной деятельности)

 

 

 

Выполнила: Воробьева И.В.

учитель начальных классов

 

 

 

 

Анжеро-Судженск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Математическая головоломка «ТАНГРАМ»

 Класс: 1 класс

  Цели: создать условия для знакомства  с понятием «танграм» ; учебе играм, связанным с танграмом.

  Задачи:

Образовательные: познакомить с историей танграма, определить фигуры, из которых состоит танграм, показать применение геометрических фигур с творческой стороны, развивать умение составлять фигуры из танграма.

 

Развивающие:   развивать пространственное  воображение,   внимательность,

 

мыслительные процессы – сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» – «часть»; формировать навыки взаимодействия при групповой работе; коммуникативные и творческие способности.

Воспитательные: воспитывать личности с нестандартным критическим  мышлением, самостоятельность, взаимную ответственность за результаты учебного труда., формировать познавательные потребности; воспитывать  у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД:

- учить планировать свои действия  при решении логических задач-головоломок,   развивать логическое мышление, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД:

- учить точно формулировать свои вопросы и ответы, строить речевые высказывания.

– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера

Личностные УУД:

- воспитывать интерес к предмету, познавательную активность.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, набор шаблонов для игры «Танграм», картон, цветная бумага, клей, ножницы.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион

ный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

Всех рада видеть вас, друзья,

Занятие нам начинать пора.

Садитесь тихо, не шалите,

И внимательно за всем следите.

Надо думать, отвечать,

И  прочно материал запоминать.

Тихо садитесь, закройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что вы желаете друг другу удачи.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить –

Все должно в порядке быть.

Давайте проверим,  все ли мы приготовили для урока?

Всех листов плотнее он,

Белый и цветной... (картон)

(Слайд )

Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов... (цветной бумаги)

(Слайд )

 

Пара острых, тонких ног

Без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге. (Ножницы)

(Слайд )

 

Чинишь рваную тетрадь?

Им листы намажь скорей.

Нужно крепко их прижать,

Чтоб быстрее высох... (клей)

(Слайд )

 

Вспомним  правила безопасности  при работе с ножницами:

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Нельзя играть, нельзя махать,
Открытыми не оставлять.

Кольцами вперед  подай,
Все это строго соблюдай!!!

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

(Слайд )

 

 Приветствуют учителя.  

 

 

 

 

Эмоционально настраи-ваются на работу.

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки, проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила безопасности при работе с ножницами, дополняют ответы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:Положительный эмоциональный настрой на работу.Самоопределение в учебной деятельности и самополагание в ней,

Регулятивные : понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу.

Познавательные: умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

 

Введение в тему занятия.

 

-  Я услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм. Меня очень заинтересовала  эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Поэтому, целью данного занятия является: изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.

Что такое танграм? (Слайд )

Воспринимают информацию сообщаемую учителем;обобщают информацию

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Объяснение нового материала

Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

(Слайд )

Послушайте две легенды  

Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи  фигур, назвали Доской Мудрости.

(Слайд )

Легенда вторая: о разбитой плитке

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали “Ши-Чао-Тю” — квадрат, разрезанный на семь частей.

(Слайд )

Как ив любой головоломке в танграме существуют свои правила:

-В каждую фигуру должны входить все семь элементов.

-При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

-Элементы фигур должны примыкать один к другому.

(Слайд )

С тех пор прошло много лет, но танграм популярен и сейчас. Освоим его.

 

 

 

Воспринимают информацию сообщаемую учителем;обобщают информацию

 

 

Практическая работа (работа в парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

Каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, интересного. Мы совершим путешествие в

русскую народную сказку. А вот в какую? Догадайтесь сами.  

 Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ... (ТЕРЕМОК).

(Слайд )

И мы отправимся в путь.

Сказка начинается:

Стоит в поле теремок- теремок

Он ни низок, ни высок, ни высок.

-   Ай-да терем, как хорош!

А теперь хочу представить

Разрезной квадрат – танграм.

Из него составить нужно

Славный теремок сейчас нам.

Какие фигуры нужно взять, чтобы получить стены? Крышу? Трубу?

(Слайд )

 

Кто жил в теремке? Давайте вспомним сказку и заселим теремок.

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вот она и вошла и стала жить в теремке.  (Слайд )

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Теремок-теремок! Кто в
тереме живет?
- Я, мышка-норушка, а ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали вдвоем жить. (Слайд )

Весело живут, трудятся, но не забывают и об отдыхе. И мы вместе с ними отдохнем.

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка ранененько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка сильным хочет стать.

 

Прибежал зайчик:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка, а ты кто?
- А я зайчик-побегайчик.
- Ступай к нам жить.

Стали они втроем жить. (Слайд )

 

 

Прибежала лисичка:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик , а ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам.

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. (Слайд )

 

 

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!

Стали пятеро жить.(Слайд )

 

Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.
- А я медведь-косолапый!.
- Иди к нам жить.
(Слайд )


Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
-Да ты нас раздавишь!
-Нет, не раздавлю.
-Ну так влезай!

Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

 

 

 

 

 

Работа в парах, умение распределять вид деятельности.

 

 

Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме.

(Два средних треугольника лежат в основе дома и из них получили большой квадрат. По краям крыши два параллелограмма. Один у нас есть, а второй мы будем складывать из двух маленьких треугольников. В центре крыши средний треугольник, а труба – квадрат.)

 

 

Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме.

 

 

Проверяют правильность выполнения задания по схеме.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку

Имитируют движения в соответствии со словами стихотворения и действиями учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, готовы вести диалог.

Личностные:

принимают и осваивают роль школьника, понимают личностный смысл учения

Регулятивные:

контролируют и корректируют свою деятельность.

Познательные:

работают по алгоритму с опорой на образец, создают аппликацию.

Коммуникатив-

ные:

оказывают поддержку друг другу.

Личностные:

проявляют интерес к процессу учения, творческому труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: Контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

 

 

Демонстрация работ.

Рефлексия

И стали дружно жить-поживать и добра наживать. И жили они вместе долго и счастливо. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!(Слайд )

Посмотрите, какие интересные, необычные животные поселились в наших теремках.. Кто хочет рассказать, ребята, о своих героях сказки?

- Чьи работы привлекли ваше внимание больше других? Чем?

-Всё ли у вас получилось?

- Что бы вы хотели исправить? Улучшить?

Шесть шляп мышления» (надень свою мыслительную шляпу)

 

Посмотрите, что у меня в руках? (шляпы) Для чего человеку нужна шляпа? (для того, чтобы надевать ее на голову) А какие шляпы вы знаете? (соломенная, летняя, кепка…)

Сейчас я предлагаю вам надеть не простую шляпу, а мыслительную. Мы привыкли, что у нас мыслит что? (голова) А у нас? (шляпа) Проверим?

Какую шляпу выбираете?  Поразмыслите над вопросами выбранной вами шляпы.

Белая шляпа: Что нового вы узнали? Всякий ли квадрат можно назвать танграмом?

Красная шляпа: Чем интересна эта игра? Какую пользу приносит тому, кто увлекается этой игрой?

Зеленая шляпа: Людям каких профессий пригодятся знания о танграме?

Желтая шляпа: Какие чувства вы испытывали, работая сегодня на занятии?

Синяя шляпа: Понравилось ли вам, как работали сегодня ваши друзья на занятии?

Черная шляпа: Что было трудно? Неясно? На какую шляпу поменяете? Почему?                                                                                   

                                    

Подводят итоги  урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. Оценка значимости собственной роли на уроке.

Регулятивные:

осознают качество и уровень усвоенных знаний, приобретённых

умений.

Познавательные:

оценивают результаты собственной деятельности и деятельности одноклассников

Личностные : самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества.

Итог урока.

 

И хотелось бы закончить наше занятие словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

 

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя!

 (Слайд )

 

 Прощаются с учителем.

 

 

Уборка рабочего места.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро собери, в портфель все вещи положи,

Клеёнку тряпкой оботри, потом сложи и убери

Убирают свои рабочие места.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Математическая головоломка «ТАНГРАМ» (конспект урока внеурочной деятельности)

Математическая головоломка «ТАНГРАМ» (конспект урока внеурочной деятельности)

Тема урока : Математическая головоломка «ТАНГРАМ»

Тема урока : Математическая головоломка «ТАНГРАМ»

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Для чего, скажите мне? По бумаге ходят ноги,

Для чего, скажите мне? По бумаге ходят ноги,

Танграм» и исследовать ее применение

Танграм» и исследовать ее применение

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам

Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам

Практическая работа (работа в парах)

Практическая работа (работа в парах)

Физкультминутка Каждый из вас любит путешествовать

Физкультминутка Каждый из вас любит путешествовать

Слайд ) Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: -

Слайд ) Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: -

Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь

Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь

Демонстрация работ. Рефлексия

Демонстрация работ. Рефлексия

Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка "Танграм"

Конспект урока по внеурочной деятельности 1кл . Математическая головоломка "Танграм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2020