Конспект урока русского языка.
Тема урока: «Поговорим о значении слова».
Класс: 4.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
• актуализировать знания учащихся о разделах языкознания, дать представление о разделе науки о языке «Лексика»; познакомить с понятием лексическое значение слова; сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью
толкового словаря, через подбор однокоренных слов и синонимов;
• развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать
гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
развивать устную и письменную речь учащихся;
• создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку,
воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Приемы ТРКМ: корзина идей, инсерт, кластер.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Удачи! |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. |
Самоопределение, смыслообразование (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Стадия вызова. Цель этапа: актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самостоятельно определить направление в изучении темы. |
|
|
Игра «Я знаю, что…» - Я знаю, что изучает фонетика. - Я знаю, что изучает графика. - Я знаю, что изучает морфология. - Я знаю, что изучает синтаксис. - Я знаю, что изучает лексикология. - Я знаю, что такое лексика. - Я знаю, что такое синонимы. - Я могу привести пример. - Я знаю, что такое антонимы. - Я могу привести пример. - Я знаю, что такое слово. Разграничение понятий предмет и слово, обозначающее этот предмет. - Посмотрите вокруг. Найдите стул, стол, словарь. -Что вы нашли? - Посмотрите на доску, что вы видите? - Для чего нужны слова? - Я знаю, как найти лексическое значение слова. «Корзина идей»
- Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока? - Какова задача урока? |
Если это детям тоже известно, поднимают зелёный сигнал, не известно - красный.
Дают ответ на вопрос учителя.
Выполняют задания учителя.
-Предметы.
-Слова.
- Слова нужна для того, чтобы называть предметы и явления окружающего мира. Выдвигают предположения. Фиксируют их на доске. Формулируют тему урока (Лексическое значение слова) Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова) Научиться определять ЛЗ слова |
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Фаза реализации смысла. Цель этапа: помочь активно воспринимать материал , соотнести старые знания с новыми, организация восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и каковы способы его определения. |
|
|
Приём «Инсерт». - Прочитайте текст самостоятельно. По ходу чтения сделайте пометки, тек, как показано на доске: v- эту информацию я знаю, + - это новая для меня информация ? – эта информация мне не понятна.
- Какая информация была вам знакома? - Что нового узнали? - Всё ли понятно? Какие появились вопросы?
- Выполните №547.
Выполнение №548, №549-коллективно.
Выполнение №551 в группах 1 и 2.
Выполнение №552 в группах 3 и 4.
- Объясните разными способами лексическое значение слова, указанного на карточке (красный лист)в группе 5
- Значение каких слов вы уточняли в словаре? Предоставляет слово каждой группе. - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха при определении лексического значения слова? - Не всегда под рукой находится словарь, тогда используют другие способы толкования значения слова. - Объясните значения через подбор однокоренных слов. - Какой способ объяснения значения слов мы сегодня не применяли? |
Выполняют работу с текстом на листе №1. 1. Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. 2. Большинство слов имеет лексическое значение, то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.
1) Краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях. 2) Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением. 3)Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет. 4) Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой прием знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. Анализ работы, оценивание результативности на листе №2.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Работа в парах. Анализ работы и вывод внутри пары, оценивание результативности на листе №2.
Работа детей в группах. Анализ работы и вывод внутри группы, оценивание результативности на листе №2.
№551-капор, капот, буфер, бампер. №552- караван, каравай, невежа, невежда.
Индивидуальная работа
Дети объясняют значения слов: Хранилище, жилище, землевладелец
Дети отвечают на вопрос. - С помощью подбора антонимов, с помощью рисунков или схем. |
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваиваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р)
|
Стадия рефлексии деятельности Задачи этапа: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
|
|
Приём «Кластер» - Составьте кластер по теме урока
- Где можно применить новые знания? - на все ли вопросы темы «Лексика» нам удалось ответить?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
- Домашнее задание (задание на выбор учащихся)
1) № 553 2) Составить связный текст, употребив не менее 5 синонимов, 4 антонимов. 3) Составить тестовую работу из пяти заданий по теме «Значение слова»
Итог урока. Учитель читает стих «Когда ты хочешь молвить слово…» |
Дети составляют кластер.
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Слушают, делают выводы. |
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.