18.01.2021 Урок 80
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед
Тип урока: урок изучения нового материала
Задачи урока:
- образовательные:
дать представление о прямоугольном параллелепипеде, дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научиться применять ее для решения задач.
- воспитательные :
развивать логическое мышление, наблюдательность, интуицию, упорство, волю для достижения цели, самостоятельность, развивать умение обобщать, конкретизировать.
- развивающие:
воспитывать чувство коллективизма, чувство уверенности в себе.
Формируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с геометрическими телами: прямоугольный параллелепипед и куб, со свойством прямоугольного параллелепипеда, формулой площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, научить находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Метапредметные: формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности – чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.
Планируемые результаты: учащийся научится распознавать геометрические тела: прямоугольный параллелепипед и куб, находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Основные понятия: Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, противолежащие грани, площадь поверхности параллелепипеда, измерения прямоугольного параллелелепипеда.
Организационная структура урока
Этапы урока |
Дидактическая задача этапа |
Деятельность учителя |
Форма работы |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
|
||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап |
Подготовка обучающихся к работе на уроке |
Приветствие |
И |
Приветствие |
|
||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и умений |
Беседа с проблемным вопросом по будущей теме
|
Ф |
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленный вопросы. |
1. Что лишнее. Треугольник Квадрат Площадь Круг Прямоугольник
2. Блиц-опрос. (текст с помощью проектора выводится на экран в виде слайдов) Прямоугольник - это … а и в - … а - это … в - это … Площадь прямоугольника равна … Выражение Р = 2х(а+в) называется … Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется … У равных фигур площади и периметры … Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна … 3. Устный счёт.
Вычислите примеры и расшифруйте слово.
· 51-2= · 99:11= · 16·0= · 32= · 3·17= · 17+34= · 80-35= · 51·1= · 15·3= · 60-11= · 23= · 30+19= · 90:2= · 125·8= ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД
|
||||||||||||||||||||||
3. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности |
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности |
Вместе с учениками определяет цель урока. |
Ф |
Определяют цель урока. |
Закончить предложение: На уроке мы сегодня должны научиться…
|
||||||||||||||||||||||
4. Изучение нового материала |
Усвоение обучающимися нового способа действия при решение типовых задач |
Организует работу по изучению нового материала с оформлением работы в тетради и на доске |
И |
Оформляют работу в тетради |
Теоретический материал Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед». В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д. Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа - двери, но если не обращать внимание на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. Изображенное тело называется прямоугольный параллелепипед. Оглянитесь вокруг себя. Задание. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Ответ: тумбочка, системный блок, ящик. Рассмотрим прямоугольный параллелепипед. (показать) Ребята, что бы вы хотели узнать о прямоугольном параллелепипеде? Вопросы записываются на доске. 1. Чем отличится прямоугольник от прямоугольного параллелепипеда? 2. Как найти площадь прямоугольного параллелепипеда? 3. От какого слова произошло название параллелепипед? Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади - это задняя грань, боковые грани - левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием. Стороны граней называются рёбрами, а вершины граней – вершинами параллелепипеда. Сосчитайте сколько у прямоугольного параллелепипеда рёбер? Ответ:12.
Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? Ответ: 8. Сколько у прямоугольного параллелепипеда граней? Ответ: 6. Итак, мы с вами выяснили, что прямоугольный параллелепипед имеет рёбер – 12 вершин – 8 граней - 6 Две грани называются противоположными, если у них нет общего ребра. Для противоположных граней выполняется такое же свойство, как и для противоположных сторон прямоугольника, именно противоположные грани равны. Площади противоположных граней равны. Вывод записывается в тетради. -Покажите в классной комнате противоположные грани.
|
||||||||||||||||||||||
5. Закрепление материла |
Установление правильности и осознанности изучения темы. |
Выступает в роли тьютора для учащихся при выполнении заданий. |
Ф-И |
Выполняют задания в тетради.
|
Мы с вами, таким образом, познакомились с прямоугольным параллелепипедом и его элементами. Осталось нам научиться строить модель прямоугольного параллелепипеда, а поможет нам в этом алгоритм построения параллелепипеда.
Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда. 1. Построить прямоугольник заданной длины (а) и высоты (h). 2. Из каждой вершины отложить отрезок, равный половине ширины (в) под углом 45 градусов. 3. Соединить концы отрезков, причем невидимые грани - пунктирной линией. Используя алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда, построить прямоугольный параллелепипед заданных измерений. Длина - 4 см, высота - 5 см, ширина - 3 см. Обозначьте красным карандашом вершины прямоугольного параллелепипеда. Выпишите переднюю грань. №598, №599, №602
|
||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка |
|
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
|
Ф |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
Физкультминутка: Ну что, устали? Смена деятельности – лучший отдых. – Кому хотелось бы иметь такой аквариум? А теперь закройте глаза, примите удобное положение и представьте клип об обитателях вашего аквариума. Кто-то представил «золотую рыбку», а кто-то своего любимого кота, который ловит эту рыбку. (дети отдыхают)
|
||||||||||||||||||||||
7. Подведение итогов урока. Домашнее задание |
Осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка результатов деятельности |
Подводит итоги урока. Выставляет оценки за урок Задает домашнее задание |
Ф |
Слушают итоги, высказывают свое мнение по работе одноклассников. Слушают пояснение по выполнению домашнего задания |
1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: А) 12; В) 8; С) 6.
2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть рёбра. Это: А) прямоугольники; В) отрезки; С) точки.
3.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется: А) куб; В) прямоугольник; С) квадрат.
Ответы к тесту выводятся на экран. 1) С; 2) В; 3)А.
-Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? Домашнее задание п.22, №600, 601, 603. |
||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
|
Ф |
Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
-Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня мне было легко… Сегодня на уроке мне показалось трудно… Мне нужно еще повторить дома..
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.