Конспект урока "Р. Сеф "Веселые стихи""

  • docx
  • 25.06.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 12.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Тема урока: Р. Сеф «Веселые стихи».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 3Б.

Цель урока: создать условия для ознакомления с биографией Р. Сеф и его произведением «Веселые стихи», формирования интереса к творчеству Р. Сеф.

Задачи урока:

Дидактические:  познакомить учащихся с произведением Р. Сеф «Веселые стихи», научить передавать настроение автора через чтение произведения;

Развивающие:  развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.

Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-познакомятся с произведением Р. Сефа «Веселые стихи»;

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-овладение техникой чтения.

Личностные:

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-освоение приемов поиска нужной информации;

-овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Коммуникативные УУД:

-формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

-овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Регулятивные УУД:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

-действовать по плану и планировать свои учебные действия;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Этап фрагмента урока: Образовательная задача этапа урока (ОЗ)

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят.(Ф,И,П,Г)

Дидактические ср-ва, интерактив. оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-позн., Р – регул.,

К – коммун.)

Личностные

1. Мотивация (самоопределени) к учебной деятельности.

ОЗ:  выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Беседа

-Прозвенел звонок для нас.

 Все зашли спокойно в класс. 

Встали все у парт красиво, 

Поздоровались учтиво. 

Тихо сели, спинки прямо. 

Вижу, класс наш хоть куда 

Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя.

 

Настраиваются эмоционально на урок, выполняют действия.

Ф

Сл. 1

 

-формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

ОЗ: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению УД

Беседа.

 

 

 

 

Проверка домашнего задания.

-  Какой рассказ читали на прошлом уроке? 

- Кто  автор этого рассказа? 

- Что означает слово легенда?

- Что означает слово миф?

- Какие легенды придумали вы?

- Ребята, как называют людей, которые любят шутить? 

-  Можно ли назвать Григория Остера таким человеком? Почему?

- Сегодня познакомимся ещё с одним автором, который писал весёлые стихи.

 Рассказывают домашнее задание.

Называют автора произведения.

 Дают определение слову легенда.

 

 

Формулируют ответ

Ф

 

 

 

 

 

 

Сл.2

 

 

Сл3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

Познавательные УУД:

-освоение приемов поиска нужной информации;

-овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Коммуникативные УУД:

-формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

-овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Регулятивные УУД:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

-действовать по плану и планировать свои учебные действия;

-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

3. Выявление места и причины затруднений.

ОЗ: организовать анализ учащихся, возникшей ситуации и на этой основе выявить место и причины затруднения.

Кроссворд.

-А чтоб узнать имя автора, разгадаем кроссворд, вспомним произведения, которые мы читали.

1.Как звали девочку, которой купили попугая?

2.Кто такой Пик?

3.Доскажите слово: «И звучать печально гаммы в нашей комнате без…»

4.Кто такой пищуженец?

5.Из какого стихотворения строки: «Может быть, его побили, или в дом пустить забыли, или сам он убежал?»

6.В каком стихотворении юный художник превращает нарисованные картины в живые?

7.Из какого стихотворения строки: «Мы сидим и смотрим в окна. Тучи по небу летят. На дворе собаки мокнут, даже лаять не хотят».

8.Как звали одного из мальчиков в рассказе «Воспитатели»?

-Прочитайте, имя автора в выделенных клеточках.

Разгадывают кроссворд.

 

Ира

Мышонок

 

Мама

Рыба

 

 

Котенок

 

 

Рисунок

 

Если

 

 

Федя

 

- Роман Сеф

ф

 

Сл. 4

 

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-овладение техникой чтения.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

4. Построение проекта решения  выхода из затруднения (тема, цель, план средство).

ОЗ:  постановка целей УД; выбор способа и средств их реализации.

Беседа.

- Предположите, какая будет тема урока?

-Тема Р. Сеф «Веселые стихи»

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.

1.            1.Узнать, биографию Р. Сеф;

2.            2.Познакомиться с произведением Р. Сеф «Веселые стихи»;

3.            3.Научиться передавать веселое настроение при чтении.

4.            – Что нам в этом поможет?

5.            – По какому плану будет работать?

6.            – Переходим на первый этап.

 

Формулируют тему урока, задачи, план деятельности.

 Задачи:

 

 

 

 

-Учебник.

Узнаю

Применяю

Оцениваю

Ф

Сл. 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.6

 

 

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

5.Реализация (построенного) проекта

ОЗ: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задач.

Практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биография поэта

(рассказывает ученик, дополняет учитель).

Ученик: Роальд Семёнович Сеф – детский писатель, поэт, переводчик. Сеф – это псевдоним, память об отце (по первым буквам) – Семёне Ефимовиче Фаермарке. Родился 6 октября 1931 года в Москве. Когда ему было 5 лет отца и мать арестовали, отец был расстрелян, мать отправлена в тюрьму. Мальчик остался с бабушкой.

Учитель: После возвращения матери из заключения, они были сосланы в город Малоярославец, где прожили 3 года. После окончания школы перепробовал множество профессий, работал и водителем автобуса. В 20 лет Романа Сефа арестовали, пять лет жил в поселении в Караганде. Здесь он выучил английский и стал заниматься переводом. В 1956 году его реабилитировали, отменили обвинение. Широко известны детские стихи и пьесы. Изданы 30 поэтических книг: «Шагают великаны», «Речной трамвай», «Голубой метеорит», «Если не веришь», «Я сам» и другие. Р.С.Сеф умер 20 февраля 2009 года.

 2. Закрепление. (Работа в парах). Теперь проверим, как вы запомнили биографию Р.С. Сефа. Отвечайте верно или неверно утверждение.

1. Настоящее имя Романа Сефа – Роальд Семёнович Фаермарк. 

2. Роман Сеф родился в Санкт-Петербурге.

3. В пять лет остался на попечении бабушки. 

4.Когда жил в поселении в Караганде выучил английский язык и стал заниматься переводом.

5. Роман Сеф – создатель жанра «Вредные советы» 

6. Изданы 30 поэтических книг Романа Сефа, среди них «Голубой метеорит», «Я сам», «Если не веришь», «Речной трамвай». 

- Сегодня мы с вами прочитаем одно из стихотворений Романа Сефа. Прочитайте название в учебнике с. 186. 

- Можно ли по названию определить, о чём будет стихотворение и какой у него характер?

Словарная работа.

- Давайте объясним значение некоторых слов, которые нам встретятся в стихотворении.  

- Что такое рояль?

 - Что такое полька и вальс?

-А сейчас нам ребята объяснят  значения следующих слов: 

1 ученик – ария; 

2 ученик – опера; 

3 ученик – специалист. 

4 ученик - художественный свист.

Ария - это эпизод в опере, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Опера - это жанр музыки, музыкальный спектакль, где артисты поют.  Специалист – человек, который умеет хорошо и ловко делать что-нибудь.  Художественный свист – враньё.

Работа с иллюстрациями:

- Рассмотри все иллюстрации к стихотворению. Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

- Почему?

- Что герои будут делать?

- Молодцы. Переходи на следующую ступень.

Физминутка

- Давайте проверим ваше предположение. Начнем читать стихотворение.

- Сейчас я буду читать, а вы подумайте, это одно стихотворение или здесь несколько. (Чтение стихотворения учителем). 

Рассказывает биографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают биографию писателя.

 

 

 

 

Знакомятся с известными произведениями.

 

 

Работают в парах

 

 

Отвечают на вопросы, показывая согласие и несогласие.

 

 

Знакомятся с названием произведения.

 

 

Клавишный музыкальный инструмент со стоячим треугольным корпусом и горизонтально натянутыми струпами.

 По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Вальс -  парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением

 

 

Девают предположение

Физминутка

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл.7

 

 

 

 

 

 

 

Сл. 8

 

 

 

 

Сл.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл. 10

Сл. 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл. 12

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-овладение техникой чтения.

 

 

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

 

6. Первичное закрепление (с проговариванием во внешней речи).

ОЗ: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практический.

- Сколько здесь стихотворений? (работа в парах)   - Прочитайте первое стихотворение

- О ком первое стихотворение?

- Кто играл на рояле? 

 Какую музыку они играли? 

- Что нравится киту?  

- Прочитайте второе стихотворение.

 - О чём второе стихотворение? 

- Про какой свист говорится в стихотворении?   

- Прочитаем третье стихотворение.

 - О чём третье стихотворение?

 - О каких людях говорится в этом стихотворении?    

-Прочитайте третье стихотворение. 

- О чём четвёртое стихотворение? 

- Что говорится о мартышке

 

 

Читают стихотворение в парах. Доказывают свои ответы чтением.

 Пробуют передать настроение произведения.

 

 

 

П

 

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

-овладение техникой чтения.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону

ОЗ: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Практический

- Сейчас каждый сам попробует прочитать красиво, с интонацией, с паузами, задача каждого передать то настроение, которое хочет передать нам автор.

- Проверяем.

- Молодцы.

Оценивание учеников.

Читают стихотворение передовая настроение автора.

 

Получают отметки.

 

 

И

 

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-овладение техникой чтения.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

8. Включение в систему знаний повторение.

ОЗ: Повторение и закрепление ранее изученного.

Беседа

- Сейчас каждая группа придумывает название для каждого стихотворения.  - Давайте прочитаем, какие названия вы придумали.

- Понравились стихи Романа Сефа? 

- Как вы думаете, почему стихи, которые мы сегодня прочитали называются «Весёлые стихи»?

Придумывают название к каждому стихотворению.

Зачитывают их.

 Формулируют ответ.

 

Г

 

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 -видеть в произведении средства художественной выразительности;

-овладение техникой чтения.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

9. Рефлексия УД на уроке

ОЗ: самооценка результатов своей УД, осознание методов построения.

Словесный.

- Как тема урока была?

- Какие ставили задачи?

- О чем было произведение?

- Чему оно учит?

- Мы переходим на последний этап.

- Молодцы!

- все ли задачи мы выполнили?

- Переходим на последний этап.

- Оцените свою деятельность, для этого продолжите предложения.

Сегодня я узнал...

Было интересно узнать, что…

Я учился…

Мне захотелось…

Мне было трудно …

·                     Я смог…

- Записываем д.з

- Дома выучите любое стихотворение Романа Сефа, сделайте к этому стихотворению рисунок.

Вспоминают тему урока. Задачи, план.

 

 

Формулируют ответы.

 

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

 

Записывают д.з.

Ф

Сл. 13

 

Сл. 14

 

Сл. 15

-научатся находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

 

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

-действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

-Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическим чтении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

 


 

Посмотрите также