ОТКРЫТЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ
Тема: «Решение задач на расчет пути и времени движения»
Тип урока: урок-объяснение нового материала (с использованием ИКТ).
Цели урока:
- выработать умение рассчитывать путь, время и скорость равномерного движения, сформировать умения строить и объяснять графики равномерного движения, производить расчёты для задач в устной форме;
- развивать умение обобщать знания о целостном представлении механического движения; закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин: скорости, пути и времени; развивать самостоятельность при решении физических задач и познавательный интерес к предмету;
- воспитательная цель урока - овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики; способствовать воспитанию взаимовыручки в группе, терпения по отношению к слабому ученику; создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
- развитие межпредметных связей, использование знаний учащихся из курса
математики при решении задач на движение.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Перед началом урока звучит легкая музыка, и идут слайды для эмоционального настроя. (Легкая музыка)
Ход урока.
1. Организационный момент. (Презентация 1) (Слайд № 1)
· Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. А по старинному обычаю, когда в дом приходят гости, им предлагают все самое лучшее. Давайте и мы с вами покажем нашим гостям все свои лучшие качества и порадуем своими знаниями.
· Сначала мы восхитимся вашими глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос. Потом выясним, как применить наши теоретические знания для описания механического движения. Затем потренируем мозговой центр – решим задачи. А для этого вытащим из тайников памяти кое-что ценное.
2. Проверка знаний учащихся.
· «Перевод единиц измерения в СИ» (Слайд №1)
1 |
36 км/ч |
м/с |
2 |
360 км |
м |
3 |
2 ч |
с |
4 |
8мин |
м |
5 |
60м/мин |
м/с |
6 |
45 см |
м |
7 |
7 км/с |
м/с |
Фронтальный опрос
1. Какая скорость является характеристикой неравномерного движения? (Ответ: средняя скорость).
2. Напишите на доске формулу для вычисления средней скорости тела при неравномерном движении. (Ответ: vср.=s/t)
3. Дайте теперь определение скорости тела при равномерном движении. (Ответ: Физическая величина, показывающая какой путь проходит тело за единицу времени. Рассчитывается по формуле: v=s/t.)
4. Какие единицы скорости используются в системе СИ? (Ответ: м/с).
5. Какие единицы скорости вы знаете? (Ответ: м/с, км/ч, см/с, м/мин и др.)
6. Скорость зайца 15 м/с, а скорость дельфина 18 км/ч. Кто из них быстрее движется? (Ответ: 18км/ч=5м/с, 15м/с>5м/с. Заяц.)
7. Какими физическими величинами характеризуется механическое движение? (Скорость - v; путь - s; время-t)
Звучит музыка «Голубой вагон».
· Вы все не один раз слышали эту песенку.
· О чем в ней поется?
· В этой песне есть такие слова «скорый поезд набирает ход». Что это значит? (Ответ: поезд увеличивает скорость движения).
· А движение поезда – это равномерное или неравномерное движение? (Ответ: неравномерное).
1 |
36 км/ч |
10 м/с |
2 |
360 км |
360 000м |
3 |
2 ч |
7200с |
4 |
8 мин |
480 с |
5 |
60 м/мин |
1 м/с |
6 |
45 см |
0,45м |
7 |
7 км/с |
7 000м/с |
· Молодцы, ребята. Вы справились с вопросами. Карточки положите мне на стол, те кто их готовил сами и проверят их после урока.
3. Изучение нового материала.
· Итак, мы с вами научились определять скорость тела, если известен его путь и время, за которое он пройден. А сегодня будем учиться определять пройденный путь и время движения.
· Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Цель от ученика)
· А как вы думаете пригодятся ли на знания полученные сегодня на уроке? (Ответ: Можно на практике рассчитывать путь и время; будем изучать механику в 9 и 10 классах, при дальнейшем обучении в ВУЗах)
· Откройте тетради для работ и запишите тему нашего урока.
· Правильно. Таким образом, чтобы найти путь при равномерном движении, что нужно сделать? (надо скорость умножить на время). Запишем эту задачу:
· Дано: СИ Решение:
v =13 м/с
s=vt
t = 1 мин. 60 с s= 13 * 60 (м*с/с=м)=780 м
s - ?
Ответ: 780 м.
· Ребята, а какие единицы измерения для пройденного пути вы знаете? (м, см, мм, дм, км).
· А теперь, используя таблицу скоростей, придумайте задачу и решите её в тетради с пометкой .
· ОПРЕДЕЛИТЕ ПУТИ ЗА 5 СЕКУНД:
· 1 РЯД-СТРАУС 110 М
· 2 РЯД-САМОЛЕТ 1150М
· 3 РЯД-ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ 40000М
· Проверим достоверность вашего решения. (спросить по одному ученику из группы)
· Итак, чтобы определить время равномерного движения, нужно что сделать? (путь разделить на скорость движения).
· Запомнить формулы можно, используя «треугольник» (показать треугольник) (Записываются формулы в «Тетрадь для формул»)
(Слайд №7)
· А как же определить характеристики неравномерного движения?
· При неравномерном движении путь и время движения рассчитываю с помощью формулы средней скорости по аналогии.
· Sвесь = vср * tвсё tвсё = sвесь / vср
· Запишете в тетрадь для формул.
· ФИЗМИНУТКА
4. Закрепление изученного.
·
Мы разные движенья изучали,
Как скорость, путь и время
рассчитать, узнали.
Теперь попробуем мы знанья
применить
И задачи интересные решить. (Слайд
№ 8)
·
(Слайд 9) Ест он уголь,
пьет и воду,
А напьется,
даст он ходу.
Что ни говори, силен,
Хоть дымит порою он,
Везет обоз на сто колес,
Это сильный... ПАРОВОЗ
· У доски 1 человек, остальные в тетради. (Слайд 9)
· Паровоз движется со скоростью 36 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 10 минут?
· Дано: СИ Решение:
t=10 мин 600 с s=v * t
v= 36 км/ч 10 м/с s = 10 * 600 (м*с/с=м)=6000м = 6 км
s -?
Ответ: 6 км
П. №129 - самостоятельно в тетради. (готовое решение на доске с обратной стороны) проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями.
Дано: СИ Решение:
s =99 км 99000 м t = s / v
v = 5 м/с t = 99000 /5=19800 с=5,5 часа
t - ?
Ответ: 5,5 часа
5. Решение графических задач.
· Как выглядят графики зависимости пути от времени и скорости от времени?
· Анализ графиков, представленных на слайдах (Слайд № 11-12)
· Один ученик решает задачу у доски (Слайд № 13-14)
· Дан график движения тела. Каков вид этого движения? Чему равна скорость движения тела? Каков путь, пройденный телом за 8 секунд? Постройте график скорости тела для данного движения.
· У вас на столе лежат листочки с графическими задачами. 1 группа рассматривает задачу №1 и отвечает на поставленные вопросы, а 2 группа – задачу №2.
№1 Рассмотрите график зависимости пути от времени и ответьте на вопросы:
S,м 1) Каков путь, пройденный телом за 8 с?
2) Чему равна скорость движения тела?
40
30
20
10
t, с
2 4 6 8 10
№2 Рассмотрите график зависимости скорости тела от времени и ответьте на вопросы:
v , м/с 1) Чему равна скорость движения тела?
2) Каков путь, пройденный телом за 10 с?
5
3
2
1
t , с
2 4 6 8 10 12
7. Итог урока.
Выделение главного
· Что вы узнали нового на уроке?
· Что представляло наибольшую трудность?
· Итак, ребята, ваши знания о механическом движении пополнились. Кроме определений понятий механическое движение, траектория, путь, скорость вы можете, используя знания из математики, рассчитать путь и время движения, определять эти величины по графикам.
· А теперь подведём итоги нашего урока.
Подведем итоги нашего урока. Сегодня вы оценивали свою работу и свои возможности самостоятельно. Надеюсь, вы были честны прежде всего перед собой. Есть такая притча .
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
· - Кто принимал участие в строительстве храма?
.
· Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.
8. Домашнее задание. § 16 (Составить план ответа)
1 группа – сделать универсальную шпаргалку по изученной теме.
2 группа – найти в сказках эпизоды, в которых говориться о движении, и придумать несколько задач на расчет пути и времени движения.
·
Вот, закончился урок,
Знания пошли вам впрок.
Я хочу совет вам дать:
Надо физику-то знать,
Чтоб задачи все решались
И ответы получались,
И тогда оценки «пять»
Будешь на уроках получать.
(Слайд 16-17)
Использованная литература:
1. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. М. Вако, 2004 г..
2. Шевцов В.А. Поурочные планы по учебнику А.В. Перышкин, 2005 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.