Тема: "Урок развития речи "Весна идет"
и обобщение знаний учащихся о предложении".
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать
произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся
образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями;
работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать
учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать
музыку, "видеть" в ней картины природы, художественные образы.
Оборудование урока: индивидуальные листочки с текстами произведений о весне и
рисунками-схемами, фланелеграф, аппликации, "палитра с красками".
Таблицы по теме "Предложение", схемы-опоры по безударным гласным, по
предложению. Выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне. Картина
"Весна". Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе. Грамзаписи
"Голоса птиц", "Скворцы прилетели" и произведение П.И.
Чайковского "Подснежник" (из музыкального цикла "Времена года").
2 кл. Ход урока
1. Организационный момент.
2. Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда.
Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой урок, но
взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем слушать музыкальное
произведения и раздирать их. Такой урок называется интегрированным.
Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Оожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной.)
Правильно, это весна, замечательно и прекрасное время года, когда вся природа
просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну
"Утром года".
- Сегодня мы будем читать тексты и говорить о весне, ее особенностях, сравним
ее с другими временами года, запишем слова, словосочетания и предложения по
этой теме и вспомним все, что мы знаем о предложении.
(Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме "Весны", две девочки
в костюмах цветов - "подснежника" и "одуванчика". Девочки
"цветы" стоят около девочки "Весны", а девочки
"пчелки" и "бабочка" кружатся вокруг них.)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о весне. Вот я
и пришла к вам в гости! - говорит девочка в костюме "Весны".
(Девочка "Весна" читает стихотворение Г. Ладонщикова.
"Весна").
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня...
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора.
Но я пришла к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они? (включается
грамзапись с голосами птиц).
Кто же это мои верные пернатые друзья? (Это голоса птиц: пеночки-веснички,
певчего дрозда, жаворонка...)
Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют своим
пением. А кто это порхает и кружится вокруг? (Это пчелки и бабочка).
И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчелки и красивая яркая бабочка. Тоже
вестники весны.
А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня? Назовите их.
( девочка "Подснежник" читает стихотворение.)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
- Это подснежник.
- Правильно, это первый весенний цветок - нежный подснежник.
(Девочка "цветок-одуванчик" читает свое стихотворение.)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
- Это одуванчик.
Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых весенних цветов.
Вот сколько у меня друзей6 и в лесу, и в поле, и на лугах, и на реках, в
городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья - любители и защитники природы.
Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как вы работаете, послушаю
рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-нибудь новое о себе.
(Звучит грамзапись песни "Скворцы прилетели". Девочка
"Весна" вместе со своими "друзьями" садится за парты и
принимает участие в уроке.)
3. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках, подготовка руки
к письму.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?
Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. А какое стихотворение Плещеева о весне
вы знаете? ("Уж таял снег...")
Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем
"расписывать" рисунок, чтобы подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся разными штрихами и элементами букв "раскрашивают" рисунок.)
4. Работа в тетради.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно, проверьте посадку.
А сейчас вспомним правило о безударных гласных в корне слова, проверяемых
ударением, и проведем словарный диктант "Буковка" на слова с
безударными гласными. Эти слова нам встретятся в текстах.
е, о, и, а, я
(З...леный, скв...рцы, л...сточки, д...лекая, нар...дились.)
Проверим свою работу с тем, что написано на доске.
5. Работа с 1-м текстом:
- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.
...Пришла весна. Наступил первый весенний месяц - март. Все месяцы года хороши
по своему, но март - это особенный месяц. Зима не хочет уступать и сдаваться.
Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках. Морозно и ветренно, но в воздухе
уже чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко греет все дольше
и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые.
Голубая даль и голубые льды. Появляются первые весенние цветы - белые и голубоватые
подснежники.
Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится первая зелень
на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые кружева. Как прекрасно в
лесу!
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
- Ребята, так почему же говорят, что "март - это особенный месяц
года"?
Как все изменилось вокруг с приходом весны?
Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно озаглавить.
Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы сами и
озаглавьте его.
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам "цепочкой" (4чел.)
- О чем прочитал каждый из вас?
в) Озаглавливание текста.
- Как же озаглавим этот текст? "Весна пришла", "Начало
весны", "Голубой март".
г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.
- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо? Как
ведут себя живые существа? Почему март называют голубым? Докажите.
д) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.
Найдите слова, которыми описывается первая зелень.
А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты? Так какие же признаки
ранней весны?
Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищение тем, что
наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно. Объясните
постановку знаков препинания в конце этих предложений. Прочитайте еще раз
предложение: Наконец-то пришла долгожданная весна! Разберите его. Какое это
предложение по цели высказывания? А по интонации? Для чего служит интонация?
Найдите грамматическую основу этого предложения. А есть ли в этом предложении
второстепенные члены? Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
е) повторное чтение текста (2чел).
- Так о чем же мы прочитали в этом тексте? Что узнали?
ж) Выводы учителя.
- Правильно, мы прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках, об изменениях
в природе с приходом весны... послушайте, пожалуйста, стихотворение о начале
весны в природе, ее "первых шагах".
(два ученика читают стихотворение "Весна близка" В. Татаринова.)
Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клен раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поет,
В синем небе льдинкою
Облачко плывет.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна - близка!
Покружит, уляжется
И растает снег...
Это только кажется,
Что зима навек!
- Понравилось ли вам это стихотворение? Вот каким увидел поэт приход весны в
лесу.
6. Работа над 2-м текстом:
- ребята, а сейчас послушайте другой рассказ и скажите, к какому периоду весны
он относится.
а) Чтение учителем 2-го текста вслух. (весна в полном разгаре.)
...Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей, раскрашивая все
в зеленый, желтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, малиновый цвета...
Лес уже полностью преобразился. На коричневых и темно-серых ветвях берез, осин,
дубов, кленов...появились маленькие клейкие изумрудные листочки, блестевшие
капельками росы, как жемчужинками, в лучах теплого весеннего солнышка. А
величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим вечнозеленым
нарядом.
Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик... Прилетели
грачи, скворцы, жаворонки, пеночки... Над растениями порхают и кружатся
красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчелы хлопотно перелетают с цветка на цветок.
По утрам ласковое ярко-желтое солнце освещает все вокруг и согревает все живое.
Мир стал разноцветным, веселым, живым. Чудесная пора!
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам.
в) разбор содержания.
- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с ее началом? Этот
текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?
"Разгар весны", "Весна-красна", "Весенние
краски".
г) Чтение текста учащимися про себя.
д) Ответы на вопросы учителя к тексту с выборочным чтением.
- Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны? Найдите их в
тексте. Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя из этого текста?
е) Повторное чтение всего текста вслух (1чел.)
ж) Выводы учителя.
- Вот мы и закончили читать и разбирать этот текст, а сейчас поработаем в
тетрадях.
7. Работа в тетрадях.
- Ребята, запишем названия тех оттенков цветов, которыми природа так красиво
раскрасила весну. А поможет нам в этом "палитра с красками". С
оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие - запишем сами.
а) Запись названия красок из "палитры" в тетради с комментированием и
объяснением.
(Учитель указкой показывает на любой цвет на "палитре", а учащиеся
записывают его название с помощью учителя).
Фиолетовый, сиреневый, малиновый, бордовый, оранжевый, лимонный, желтый,
коричневый, голубой, болотный, малахитовый, черный, серебристый.
б) Подведение итога данной работы.
- Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа щедро
раскрасила весну, оживила все вокруг.
9. Продолжение работы в тетрадях.
а) Комментированное письмо - запись словосочетаний.
- Продолжим нашу работу. Прочитайте еще раз текст про себя, найдите и назовите
понравившиеся вам образные слова и выражения.
Изумрудные листочки, величественная ель, зеленые кружева.
б) запись предложения на доске и в тетради с полным разбором и объяснением.
- Запишем предложение о весне и вспомним все, что нам известно о предложении.
Что выражает предложение? Сколько слов может быть в предложении? Какими бывают
предложения по цели высказывания? Какими бывают предложения по интонации? Для
чего служит интонация? Как мы начинаем писать предложение? Какими бывают
предложения по количеству грамматических основ? А по наличию второстепенных
членов?
в) один ученик под диктовку учителя записывает на доске предложение: Ласковый
ветерок приносит горьковатый аромат черемухи. (Одним из признаков весны
является цветение черемухи в конце мая).
10. Развитие речи - составление и запись небольшого рассказа-сочинения о весне,
ее приметах в природе. Проверка получившихся сочинений. Сравнение, анализ их.
Выводы учителя.
11. Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям - составление
динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью аппликации).
- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне, написанные
разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но ведь и многие
композиторы тоже "описывают" природу с помощью звуков, музыки. Давайте
сейчас мы как бы "нарисуем", "создадим" с помощью
аппликации и музыки "иллюстрацию" к данным текстам.
а) Слушание произведение П. И. Чайковского "Подснежник"
- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы хотели
увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).
б) Чтение стихотворения П. Соловьева "Подснежник".
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?"
(П. Соловьев)
в) Составление динамической картины.
г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой динамической
картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина "Гонимы вешними лучами"
и стихотворение С. Маршака "Весна"):
...Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют...
* * *
Снег теперь уже не тот -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше...
- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?
г) выводы учителя.
12. Заключительное слово "Весны":
а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь, любить,
охранять родную природу;
б) рассказ о давнем русском обычае - весеннем празднике "Прилет
жаворонков";
в) подарки гостям и детям;
г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского "Жаворонок";
д) прощание с ребятами.
13. Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.
14. Задание на дом (творческое, по выбору).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.