Конспект урока родной литературы в 10 классе Екимов Б. «Еще не лето»
Оценка 4.9

Конспект урока родной литературы в 10 классе Екимов Б. «Еще не лето»

Оценка 4.9
docx
11.12.2022
Конспект урока родной литературы в 10 классе Екимов Б. «Еще не лето»
Конспект урока родной литературы в 10 классе Екимов Б. «Еще не лето».docx

Конспект урока родной литературы в 10 классе

Тема: Екимов Б. «Еще не лето»

Цель: сочинение по проблеме текста; работа над совершенствованием  умений и навыков работы с текстом; воспитание уважения к окружающим.

Ход урока

1.Орг.момент

2.Проверка домашнего задания

3.Сообщение темы и цели урока

запись числа, темы урока в тетрадь.

4.Изучение нового материала

Слово учителя

Пусть банальная фраза «Возлюби ближнего своего»  не кажется нам чем-то нереальным и сверхъестественным: любовь великая начинается с малого. Вспомним слова поэта:

Ф.И.Тютчев:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Проблема милосердия. Милосердие и сочувствие необходимо в нормальной повседневной жизни. Истинная любовь к человечеству начинается с любви к своим близким, к тем, кто тебя окружает.

 

Прочитайте рассказ

От этой остановки автобусы поворачивали направо, к заводу, а потом ехали по самым окраинным улицам. И лишь два из них, третий номер и четвертый, шли прямо, через сотню метров выбегая из поселка, и катили себе по степи к Ильевке и Пятиморску — так близлежащие селения назывались. И вот здесь, на этой последней общей остановке, люди часто путались. Второпях или просто в рассеянности входили они в автобус, а когда тот набирал скорость, оказывалось, что номер автобуса другой и едет он вовсе не туда, куда человеку надо. Начинался шум и крик, автобус чаще всего останавливался, высаживая незадачливого пассажира. Кондуктор и шофер совестили ротозея.

Не первый день ходили так автобусы и не первый год, пора бы уж и привыкнуть, но все же иной раз путались люди.

Так случилось и в этот весенний день. Старушке надо было ехать на завод или дальше куда-то, а влезла она в четвертый номер, который шел в Ильевку. Автобус побежал прямо и поворачивать, куда старушке надобно, вовсе не собирался. Она это, естественно, заметила и заохала:

— Ой, ой! Куда же он едет! Мне ж не туда совсем!

— Глядеть надо, — сказала кондукторша, — и слушать. Ясно написано — четвертый номер. И объявила я.

— Дочка, не разобрала я, — оправдывалась старушка, — не доглядела. Останови, Христа ради. Мне с переезда-то больно далеко идти.

— Старый человек, надо уважить, — поддержал кто-то.

Кондукторша, симпатичная молодая женщина, была недовольна и старухиной нерасторопностью, и этой поддержкой. Но тут объявилась ей выручка.

Молодой мужчина, круглолицый, в берете, наставительно произнес:

— Существуют надписи. Надо читать. Ясно написано — четверка. И нечего претензии предъявлять, — поглядел он на старушку свысока.

Кондукторша, которая уже потянулась было к кнопке, чтобы авто­бус остановить, тут же передумала.

— Конечно, — обратилась она к мужчине, — номер написан, и объявила я. Не глядят, не слушают, а лезут.

— Да глаза у меня, дочка, старые, — жаловалась старушка. — Где уж я разгляжу! Може, ты вправду сказала, а я недослышала. Уж прости.

— А вот надо слушать, — наставительно произнес круглолицый в берете. — Подходишь, надо не лезть сломя голову, а посмотреть. Не видите, у людей спросите, они подскажут, — тоскливо объяснял мужчина. — Ведь и спереди номер написан, и сбоку, и сзади. Все как положено. И кондуктора объявляют. А мы лезем на дурачка, чего, мол, глядеть. Если не туда попадем, сразу в крик: остановите! Остановите! А у автобуса график.

Старушка, вначале было привставшая, печально поглядела, как пронеслись мимо последние дома поселка и началась степь, и уселась на место.

— О-ох, — вздохнула она и задумчиво, вовсе не зло, добавила: — А вы либо всю жизнь будете молодыми, не постареете. Дай бог, дай бог, — и замолчала.

— Надо к порядку приучаться. Как в городе. Там, небось, никто не запросит: останови! Номер обозначен — пожалуйста, — продолжал свою песню мужчина.

И слушала его кондукторша, согласно кивала головой, а прочие люди глядели в окна. И старушка тоже.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
— Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
— Прокомментируйте сформулированную проблему.
— Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
— Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
— Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и
проанализируйте её.
— Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
— Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерк

Подведение итогов  - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: Раскройте суть одной из проблем рассказа (на выбор)

Екимов Б. «Еще не лето»

От этой остановки автобусы поворачивали направо, к заводу, а потом ехали по самым окраинным улицам. И лишь два из них, третий номер и четвертый, шли прямо, через сотню метров выбегая из поселка, и катили себе по степи к Ильевке и Пятиморску — так близлежащие селения назывались. И вот здесь, на этой последней общей остановке, люди часто путались. Второпях или просто в рассеянности входили они в автобус, а когда тот набирал скорость, оказывалось, что номер автобуса другой и едет он вовсе не туда, куда человеку надо. Начинался шум и крик, автобус чаще всего останавливался, высаживая незадачливого пассажира. Кондуктор и шофер совестили ротозея.

Не первый день ходили так автобусы и не первый год, пора бы уж и привыкнуть, но все же иной раз путались люди.

Так случилось и в этот весенний день. Старушке надо было ехать на завод или дальше куда-то, а влезла она в четвертый номер, который шел в Ильевку. Автобус побежал прямо и поворачивать, куда старушке надобно, вовсе не собирался. Она это, естественно, заметила и заохала:

— Ой, ой! Куда же он едет! Мне ж не туда совсем!

— Глядеть надо, — сказала кондукторша, — и слушать. Ясно написано — четвертый номер. И объявила я.

— Дочка, не разобрала я, — оправдывалась старушка, — не доглядела. Останови, Христа ради. Мне с переезда-то больно далеко идти.

— Старый человек, надо уважить, — поддержал кто-то.

Кондукторша, симпатичная молодая женщина, была недовольна и старухиной нерасторопностью, и этой поддержкой. Но тут объявилась ей выручка.

Молодой мужчина, круглолицый, в берете, наставительно произнес:

— Существуют надписи. Надо читать. Ясно написано — четверка. И нечего претензии предъявлять, — поглядел он на старушку свысока.

Кондукторша, которая уже потянулась было к кнопке, чтобы авто­бус остановить, тут же передумала.

— Конечно, — обратилась она к мужчине, — номер написан, и объявила я. Не глядят, не слушают, а лезут.

— Да глаза у меня, дочка, старые, — жаловалась старушка. — Где уж я разгляжу! Може, ты вправду сказала, а я недослышала. Уж прости.

— А вот надо слушать, — наставительно произнес круглолицый в берете. — Подходишь, надо не лезть сломя голову, а посмотреть. Не видите, у людей спросите, они подскажут, — тоскливо объяснял мужчина. — Ведь и спереди номер написан, и сбоку, и сзади. Все как положено. И кондуктора объявляют. А мы лезем на дурачка, чего, мол, глядеть. Если не туда попадем, сразу в крик: остановите! Остановите! А у автобуса график. Старушка, вначале было привставшая, печально поглядела, как пронеслись мимо последние дома поселка и началась степь, и уселась на место.

— О-ох, — вздохнула она и задумчиво, вовсе не зло, добавила: — А вы либо всю жизнь будете молодыми, не постареете. Дай бог, дай бог, — и замолчала.

— Надо к порядку приучаться. Как в городе. Там, небось, никто не запросит: останови! Номер обозначен — пожалуйста, — продолжал свою песню мужчина.

И слушала его кондукторша, согласно кивала головой, а прочие люди глядели в окна. И старушка тоже.


 

Конспект урока родной литературы в 10 классе

Конспект урока родной литературы в 10 классе

Кондукторша, симпатичная молодая женщина, была недовольна и старухиной нерасторопностью, и этой поддержкой

Кондукторша, симпатичная молодая женщина, была недовольна и старухиной нерасторопностью, и этой поддержкой

Екимов Б. «Еще не лето» От этой остановки автобусы поворачивали направо, к заводу, а потом ехали по самым окраинным улицам

Екимов Б. «Еще не лето» От этой остановки автобусы поворачивали направо, к заводу, а потом ехали по самым окраинным улицам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022