Технологическая карта урока истории
|
Предмет, класс |
История, 7 класс |
||
|
УМК, автор программы |
УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) |
||
|
Тема урока, № урока в рабочей программе |
№6: «Рождение капитализма» |
||
|
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||
|
Длительность урока |
40 мин. |
||
|
Цель урока |
Сформировать представление о зарождении капитализма в Европе |
||
|
Задачи урока |
Обучающие |
развивающие |
Воспитательные |
|
Познакомить учащихся с условиями для зарождения капитализма в Европе. Выявить отличительные особенности капитализма от феодализма. Охарактеризовать предпосылки и причины зарождения капиталистических отношений в Европе. Сформировать представление о положении ремесленников, купечества, ростовщиков, ломбардцев, «революции цен». Характеризовать первые раннекапиталистические предприятия – мануфактуры, их отличительные черты и разновидности: централизованные, рассеянные. Рассмотреть сельский мир и влияние на него возникновения капитализма. Описать усложненную структура общества в условиях зарождения капиталистических отношений в Европе. Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме |
Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, с картой, с дополнительным материалом. Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах. Видеть причинно-следственные связи. |
Создать условия для воспитания сознательности обучающихся. Воспитать культуру общения при работе в группах, нравственное воспитание на основе рассмотрения взаимоотношений между различными слоями общества, их роли в возникновении капитализма и определения положения в обществе. |
|
|
Планируемые результаты урока |
Предметные знания и умения |
Личностные качества, метапредметные УУД |
|
|
- определять исторические процессы и события во времени; - применять основные хронологические понятия и термины «капиталистические отношения», «ломбардцы», «ломбард», «мануфактура», «рассеянные мануфактуры», «централизованные мануфактуры», «фермер», «наемные рабочие», «буржуазия»; - характеризовать предпосылки и причины зарождения капиталистических отношений в Европе; - овладевать целостными представлениями об особенностях возникновения мануфактуры, её видах и отличительных чертах; - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; - применять понятийный аппарат исторического знания при изучении устного народного творчества Руси; - соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников. |
Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов всеобщей истории, делать выводы; - извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки; - определять проблему на основе текста; - давать характеристику капиталистическим отношениям в Европе; - выделять главную и второстепенную информацию; - применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;
Коммуникативные: - формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии; - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: - самостоятельно формулировать цель урока; - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; - уметь оценить свою работу на уроке; составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.
Личностные: - формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; - оценивать исторические события; - осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
||
|
Методическое обоснование урока |
Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока. |
||
|
ИОС урока |
Учебно-методическое обеспечение |
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
|
|
УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) №6. |
|
Компьютер, выход в Интернет, презентация. |
|
Название этапа |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые |
|
Организационный момент |
Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке |
Приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?» |
Приветствуют учителя: «Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»
Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей) |
Личностные: - осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку; - выработка учебной мотивации; Коммуникативные: - слушать собеседника и понимать речь других; Регулятивные: - самостоятельно организовывать свое рабочее место; - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|
Актуализация знаний, проверка домашнего задания. Цель этапа: проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. |
Вспомнить и обобщить имеющиеся знания |
Учитель
объясняет учащимся поставленную задачу:
«Итак, на прошлом уроке вы рассмотрели, какие изменения произошли в Европе в начале Нового времени в мире техники, а также узнали, какое значение они имели для развития производства. Давайте охарактеризуем меняющийся облик Европы. Что вы можете сказать об источниках энергии и двигателях?»
«Отлично! Что Вы узнали о горном деле?»
«Все мы знаем, что из руды выплавляли металл. Почему это время называют эпохой чугуна и стали?»
«Что нового появилось в военном деле?»
«Молодцы!» |
Обучающиеся выполняют десятиминутную самостоятельную работу (см. Приложение 1)
Возможные ответы: «1. Основной
двигатель – мускульная сила людей и животных, приводящая в движение
механизмы; 3. Применение ветреных мельниц; 4. Кроме силы ветра, основные источники энергии – огонь и выделяемое им тепло. 5. Возникшая проблема истощения природных ресурсов и найденное решение в Англии – использование каменного угля вместо древесного»
Возможные ответы: «1. Горное дело – одно из самых высокоразвитых; 2. Требовало больших затрат; 3. В горном деле рано начали складываться новые паевые товарищества горных мастеров; 4. На рудниках применяли мощные водяные колеса, которые приводили в движение помпы для откачивания воды из шахт, лифты-подъёмники, ленточные транспортеры, тяжелые молоты; 5. Появились металлические рельсы; 5. Самые опытные рудокопы – мастера Германии и Чехии»
Возможные ответы: «1. Возникновение доменной печи и в дальнейшем открытие чугуна, в результате чего человек научился производить сталь и железо высокого качества; 2. в XVI в. Европе не знала равных по производству металлов и их сплавов»
Возможные ответы: «1. Возросла роль огнестрельного оружия; 2. Распространение чугуна привело к изготовлению из него стволов пушек и ядер. 3. Эти изменения повлекли за собой изменения в фортификационном деле – строительстве крепостей; 4. Большая роль в войнах – у пехоты; 5. Первое ручное стрелковое оружие – аркебуза; 6. Военное превосходство над другими народами в эпоху ВГО; 7. Массовое производство оружия стимулировало исследования в области физики, баллистики и химии»
|
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - осуществлять синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента; - дополнять, уточнять высказанные мнения; - отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; - применять установленные правила в планировании способа действия; - оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их; - организовать выполнение заданий учителя.
Личностные: - выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации |
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности |
Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.
«Как вы думаете, можно ли было сохранить средневековое общество после Великих географических открытий?»
«Действительно, ВГО и технический прогресс не смогли сохранить средневековое общество. Посмотрите на иллюстрацию. Что Вы видите?»
«Как назывался общественный строй в эту эпоху?»
«Вспомним, что это такое?»
«Верно, на иллюстрации представлена краткая характеристика феодализма для освежения памяти. А теперь посмотрите на следующие иллюстрации. Что можно сказать об изображениях?»
«Как вы думаете, что такое капитал?»
«А теперь предположите, какие новые отношения возникнут в обществе после падения феодализма?»
«Давайте подумаем, о чем мы с Вами поговорим сегодня?»
«Совершенно верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Рождение капитализма»
«Посмотрите на план. Какие задачи перед нами сегодня стоят? О чем мы должны узнать?»
«Верно. И сегодня на уроке мы должны с Вами ответить на проблемный вопрос: «Был ли новый общественный строй капитализм более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом?»
|
Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока. Постановка целей и задач урока при помощи учителя.
Слайд 1. Высказывают точку зрения.
Слайд 1. Описывают иллюстрацию.
«Феодализм»
Возможный ответ: «Феодализм — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам»
Слайд 2 – 3. Описывают иллюстрации.
Слайд 3. Возможный ответ: «Капитал – это деньги, которые вкладываются в производство товаров и услуг»
Слайд 3. «Капиталистические»
Высказывают точку зрения.
Слайд 4. Записывают тему урока.
Слайд 4. Озвучивают задачи урока. «1. Что такое капитализм? 2. Капиталы и капитализм в городе. 3. Мануфактура. 4. Сельский мир и капитализм. 5. Структура общества усложняется» |
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; - выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; - формулировать проблему; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; - определять цель учебной деятельности.
Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке; - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. |
|
Открытие новых знаний. Цель этапа: изучить новую тему |
Сформировать представление о зарождении капитализма в Европе |
«ВГО и совершенствование техники вызвали многочисленные последствия в экономической сфере, которые привели к постепенному разложению феодального строя. Они способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они задумались, как вы думаете о чем?»
«Верно. Их выход – надо деньги (капитал) заставить работать (приносить прибыль)»
«Давайте запишем в тетрадь определения «капитал», «капиталист», «капиталистические отношения», «капитализм». Внимание на слайд»
«Откройте учебники на странице 54 и найдите в тексте, а также используя уже полученные знания, ответ на вопрос: «Каковы были предпосылки зарождения капитализма?»
«Отлично! Давайте изучим пункт «Капиталы и капитализм в городе» в учебнике на страницах 54 – 57 и ответим на вопросы»
«Итак, из кого состояло городское население?»
«Верно, я попрошу Вас перерисовать таблицу себе в тетрадь»
«Что такое «революция цен»? Какое положение сложилось у горожан?»
«Верно! Откуда появились предприниматели, которые основали крупные мастерские?»
«Сразу ли купцы начали вкладывать деньги в крупные мастерские?»
«Что они начали делать?»
«Кто считался самыми богатыми ростовщиками?»
«Верно, запишите термины себе со слайда в тетрадь»
«Что появилось новое?»
«Как купечество начинало интересовать ремеслом?»
«Итак, купцы и разбогатевшие горожане начали вкладывать деньги в крупные мастерские нового типа. И они назывались мануфактуры. Запишем в тетрадь определение со слайда, а также предпосылки возникновения»
«В пункте учебника «мануфактура» найдите и назовите виды мануфактуры»
«Запишем в тетрадь определения»
«Итак, давайте узнаем о положении дел в селе. Внимание на слайд»
«Конец XV в. – крестьяне были лично свободны, НО сеньор, отпуская их на волю, сохранял за собой право собственности на землю. Крестьяне были лишь держателями земли и платили за нее денежную ренту. Чтобы выручить деньги, крестьянин поставлял на рынок свою продукцию – зерно, мясо, птицу, шерсть. Но везло не всем»
«На деревенских ярмарках спрос на их продукцию был мал. Приходилось ехать в город, увеличились расходы на транспорт – тягловый скот, на постой, пока товар не распродан. В деревне шло имущественное расслоение»
«Зажиточные крестьяне иногда арендовали у сеньора его домениальные земли и на больших площадях возделывали прибыльные культуры или разводили скот. Для этого они нанимали батраков из сельской бедноты за плату или за еду. Запишите в тетрадь определения»
«Как вы думаете изменилась ли структура общества под влиянием новых экономических отношений?»
«Появились новые общественные группы: капиталисты, наёмные работники, фермеры. Запишите в тетрадь термин»
|
На доске записано:
ФЕОДАЛ - ИЗМ КАПИТАЛ - Возможный ответ: «как им сохранить и приумножить свои богатства»
Слайды 5-6. Записывают определения в тетрадь.
Слайд 7. Работа с учебником. Возможные ответы: 1. Наличие у предприимчивых людей больших денег; 2. Возможность покупать и продавать землю и труд людей (возникновение рынка земли и рынка свободной рабочей силы); 3. Множество
безработных людей
Изучают пункт в учебнике.
«Из богатых и бедных»
Слайд 8.
Возможный
ответ:
«Купечество сосредоточило в своих руках огромное богатство благодаря международной торговле, играя на разницах цен и используя монопольную торговлю на рынке»
«Нет»
«Преумножали свое состояние за счет банковских операций и ростовщичества»
«Ломбардцы»
Слайд 9.
«Банковские конторы и биржи, где заключались мелкие сделки с товарами и деньгами. Деньги могли заменять ценные бумаги, векселя и расписки»
«Постепенно. Их интересовало производство тех товаров, которыми купцы торговали. Наибольшую прибыль они могли получить, контролируя весь процесс – от производства товара до его сбыта»
Слайды 10 – 11. «1. Разорение крестьян привело к появлению свободной рабочей силы; 2. Рост городов и населения в колониях, развитие морской торговли привели к расширению спроса на рыночные изделия; 3. Торговля колониальными товарами, финансовые операции, ростовщичество привели к накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство»
Слайд 12. «Рассеянная и централизованная»
Слайд 13.
Слайд 14.
Слайд 14.
Слайд 15.
Слайд 16. Записывают в тетрадь. «Батрак - наемный сельскохозяйственный работник; Фермер - крестьянин-предприниматель, владеющий землей или арендовавший ее и занимающийся на ней сельским хозяйством»
«Да»
Слайд 17. «Наемные рабочие - лично свободные, но не имевшие земли и хозяйства работники, вынужденные наниматься к владельцу земли и мануфактуры» |
Познавательные: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; - формировать навыки работы в парах; - соотносить информацию, представленную в разных формах; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; - устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления. - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей; - выделять главное, критически оценивать достоверность информации; - переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу); - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Регулятивные: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять способы для достижения поставленной цели; - организовать выполнение заданий учителя; - действовать по алгоритму, правилу;
Личностные: - делать выводы по результатам работы; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
|
Рефлексия учебной деятельности, оценивание Цель этапа: формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности. |
Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос |
«Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: был ли новый общественный строй капитализм более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом?»
«Внимание на слайд, я предлагаю Вам ответить на вопросы «ДА» или «НЕТ» по теме нашего урока сегодня»
«Молодцы! А теперь запишем домашнее задание». |
Высказывают точку зрения.
Слайд 18 - 19. |
Познавательные: -систематизировать, обобщить изученное; - анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.
Коммуникативные: - высказывать свои суждения, доказывать правоту; - аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; - выступать публично; - высказывать суждения по результатам сравнения; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.
Регулятивные: - оценивать коллективную работу и свой вклад; - оценивать работу друг друга; - оценивать свою работу на уроке на разных этапах;
Личностные: - самостоятельно контролировать время при выполнении задания; - осуществлять самоконтроль; - контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов. |
|
Домашнее задание |
|
На слайде: «Параграф 6, термины учить.
Письменно ответить на 2 вопроса: «Чем ремесленная мастерская отличалась от
мануфактуры?»;
«Есть ли у Вас вопросы?»
«Всего доброго!»
|
Записывают домашнее задание с доски. Слайд №20.
Задают вопросы.
«До свидания!»
|
Познавательные: извлечение
необходимой информации из монологической речи учителя; - оценивание процессов и результатов деятельности;
Регулятивные: - волевая саморегуляция; -осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.