Конспект урока "Рождение капитализма" (история, 6-7 класс)

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Рождение капитализма».docx

Технологическая карта урока истории

 

Предмет, класс

История, 7 класс

УМК, автор программы

УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс)

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№6: «Рождение капитализма»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Длительность урока

40 мин.

Цель урока

Сформировать представление о зарождении капитализма в Европе

Задачи урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

Познакомить учащихся с условиями для зарождения капитализма в Европе.

Выявить отличительные особенности капитализма от феодализма.

Охарактеризовать предпосылки и причины зарождения капиталистических отношений в Европе.

Сформировать представление о положении ремесленников, купечества, ростовщиков, ломбардцев, «революции цен».

Характеризовать первые раннекапиталистические предприятия – мануфактуры, их отличительные черты и разновидности: централизованные, рассеянные.

Рассмотреть сельский мир и влияние на него возникновения капитализма.

Описать усложненную структура общества в условиях зарождения капиталистических отношений в Европе.

Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, с картой, с дополнительным материалом.

Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах.

Видеть причинно-следственные связи.

Создать условия для воспитания сознательности обучающихся.

Воспитать культуру общения при работе в группах,

нравственное воспитание на основе рассмотрения взаимоотношений между

различными слоями общества, их роли в возникновении капитализма и определения

положения в обществе.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

- определять исторические процессы и события во времени;

- применять основные хронологические понятия и термины «капиталистические отношения», «ломбардцы», «ломбард», «мануфактура», «рассеянные мануфактуры», «централизованные мануфактуры», «фермер», «наемные рабочие», «буржуазия»;

-  характеризовать предпосылки и причины зарождения капиталистических отношений в Европе;

- овладевать целостными представлениями об особенностях возникновения мануфактуры, её видах и отличительных чертах;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;

- применять понятийный аппарат исторического знания при изучении устного народного творчества Руси;

- соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов всеобщей истории, делать выводы;

- извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки;

- определять проблему на основе текста;

- давать характеристику капиталистическим отношениям в Европе;

- выделять главную и второстепенную информацию;

- применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

 

Коммуникативные:

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные:

 - самостоятельно формулировать цель урока;

 - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

 - уметь оценить свою работу на уроке;

составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.

 

Личностные:

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию;

- оценивать исторические события;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

 УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) №6.

 

Компьютер, выход в Интернет, презентация.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
УУД

Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке

Приветствие:

 

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?»

Приветствуют учителя:

«Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей)

Личностные:

- осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку;

- выработка учебной мотивации;

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Цель этапа:  проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Вспомнить и обобщить имеющиеся знания

Учитель объясняет учащимся поставленную задачу:
«Перед тем, как перейти к новой теме, Вы напишите самостоятельную работу по теме «Великие географические открытия».

 

 

«Итак, на прошлом уроке вы рассмотрели, какие изменения произошли в Европе в начале Нового времени в мире техники, а также узнали, какое значение они имели для развития производства. Давайте охарактеризуем меняющийся облик Европы. Что вы можете сказать об источниках энергии и двигателях?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отлично! Что Вы узнали о горном деле?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Все мы знаем, что из руды выплавляли металл. Почему это время называют эпохой чугуна и стали?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что нового появилось в военном деле?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы!»

Обучающиеся выполняют десятиминутную самостоятельную работу (см. Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы:

«1. Основной двигатель – мускульная сила людей и животных, приводящая в движение механизмы;
2. Привычный двигатель – водянок колесо, которое было усовершенствовано и превращено в верхнебойное колесо;

3. Применение ветреных мельниц;

4. Кроме силы ветра, основные источники энергии – огонь и выделяемое им тепло.

5. Возникшая проблема истощения природных ресурсов и найденное решение в Англии – использование каменного угля вместо древесного»

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы:

«1. Горное дело – одно из самых высокоразвитых;

2. Требовало больших затрат;

3. В горном деле рано начали складываться новые паевые товарищества горных мастеров;

4. На рудниках применяли мощные водяные колеса, которые приводили в движение помпы для откачивания воды из шахт, лифты-подъёмники, ленточные транспортеры, тяжелые молоты;

5. Появились металлические рельсы;

5. Самые опытные рудокопы – мастера Германии и Чехии»

 

 

 

 

Возможные ответы:

«1. Возникновение доменной печи и в дальнейшем открытие чугуна, в результате чего человек научился производить сталь и железо высокого качества;

2. в XVI в. Европе не знала равных по производству металлов и их сплавов»

 

Возможные ответы:

«1. Возросла роль огнестрельного оружия;

2. Распространение чугуна привело к изготовлению из него стволов пушек и ядер.

3. Эти изменения повлекли за собой изменения в фортификационном деле – строительстве крепостей;

4. Большая роль в войнах – у пехоты;

5. Первое ручное стрелковое оружие – аркебуза;

6. Военное превосходство над другими народами в эпоху ВГО;

7. Массовое производство оружия стимулировало исследования в области физики, баллистики и химии»

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

 

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

 

Личностные:

- выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.

 

«Как вы думаете, можно ли было сохранить средневековое общество после Великих географических открытий?»

 

 

«Действительно, ВГО и технический прогресс не смогли сохранить средневековое общество. Посмотрите на иллюстрацию. Что Вы видите?»

 

«Как назывался общественный строй в эту эпоху?»

 

«Вспомним, что это такое?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Верно, на иллюстрации представлена краткая характеристика феодализма для освежения памяти. А теперь посмотрите на следующие иллюстрации. Что можно сказать об изображениях?»

 

«Как вы думаете, что такое капитал?»

 

 

 

 

 

 

«А теперь предположите, какие новые отношения возникнут в обществе после падения феодализма?»

 

 

«Давайте подумаем, о чем мы с Вами поговорим сегодня?»

 

 

«Совершенно верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Рождение капитализма»

 

 

«Посмотрите на план. Какие задачи перед нами сегодня стоят? О чем мы должны узнать?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Верно. И сегодня на уроке мы должны с Вами ответить на проблемный вопрос: «Был ли новый общественный строй капитализм более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом?»

 

Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока.

Постановка целей и задач урока при помощи учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1. Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

 

 

Слайд 1. Описывают иллюстрацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Феодализм»

 

 

 

Возможный ответ: «Феодализм — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам»

 

 

 

 

Слайд 2 – 3. Описывают иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3. Возможный ответ: «Капитал – это деньги, которые вкладываются в производство товаров и услуг»

 

 

Слайд 3. «Капиталистические»

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

Слайд 4. Записывают тему урока.

 

 

 

 

 

 

Слайд 4. Озвучивают задачи урока. «1. Что такое капитализм?

2. Капиталы и капитализм в городе.

3. Мануфактура.

4. Сельский мир и капитализм.

5. Структура общества усложняется»

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

 

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

Личностные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

Открытие новых знаний.

 Цель этапа: изучить новую тему

 

Сформировать представление о зарождении капитализма в Европе

«ВГО и совершенствование техники вызвали многочисленные последствия в экономической сфере, которые привели к постепенному разложению феодального строя.

Они способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они задумались, как вы думаете о чем?»

 

«Верно. Их выход – надо деньги (капитал) заставить работать (приносить прибыль)»

 

«Давайте запишем в тетрадь определения «капитал», «капиталист», «капиталистические отношения», «капитализм». Внимание на слайд»

 

«Откройте учебники на странице 54 и найдите в тексте, а также используя уже полученные знания, ответ на вопрос: «Каковы были предпосылки зарождения капитализма?»

 

 

 

 

 

 

 

«Отлично! Давайте изучим пункт «Капиталы и капитализм в городе» в учебнике на страницах 54 – 57 и ответим на вопросы»

 

«Итак, из кого состояло городское население?»

 

«Верно, я попрошу Вас перерисовать таблицу себе в тетрадь»

 

«Что такое «революция цен»? Какое положение сложилось у горожан?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Верно! Откуда появились предприниматели, которые основали крупные мастерские?»

 

 

 

 

 

 

«Сразу ли купцы начали вкладывать деньги в крупные мастерские?»

 

«Что они начали делать?»

 

 

 

«Кто считался самыми богатыми ростовщиками?»

 

«Верно, запишите термины себе со слайда в тетрадь»

 

«Что появилось новое?»

 

 

 

 

 

 

 

«Как купечество начинало интересовать ремеслом?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Итак, купцы и разбогатевшие горожане начали вкладывать деньги в крупные мастерские нового типа. И они назывались мануфактуры. Запишем в тетрадь определение со слайда, а также предпосылки возникновения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В пункте учебника «мануфактура» найдите и назовите виды мануфактуры»

 

«Запишем в тетрадь определения»

 

«Итак, давайте узнаем о положении дел в селе. Внимание на слайд»

 

«Конец XV в. – крестьяне были лично свободны, НО сеньор, отпуская их на волю, сохранял за собой право собственности на землю. Крестьяне были лишь держателями земли и платили за нее денежную ренту. Чтобы выручить деньги, крестьянин поставлял на рынок свою продукцию – зерно, мясо, птицу, шерсть. Но везло не всем»

 

«На деревенских ярмарках спрос на их продукцию был мал. Приходилось ехать в город, увеличились расходы на транспорт – тягловый скот, на постой, пока товар не распродан. В деревне шло имущественное расслоение»

 

«Зажиточные крестьяне иногда арендовали у сеньора его домениальные земли и на больших площадях возделывали прибыльные культуры или разводили скот. Для этого они нанимали батраков из сельской бедноты за плату или за еду. Запишите в тетрадь определения»

 

 

 

«Как вы думаете изменилась ли структура общества под влиянием новых экономических отношений?»

 

«Появились новые общественные группы: капиталисты, наёмные работники, фермеры. Запишите в тетрадь термин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске записано:

 

ФЕОДАЛ -

                      ИЗМ

КАПИТАЛ -

Возможный ответ: «как им сохранить и приумножить свои богатства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 5-6. Записывают определения в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Работа с учебником. Возможные ответы:

1. Наличие у предприимчивых людей больших денег;

2. Возможность покупать и продавать землю и труд людей (возникновение рынка земли и рынка свободной рабочей силы);

3. Множество безработных людей

 

 

Изучают пункт в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

«Из богатых и бедных»

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

Возможный ответ:
«Увеличилось имущественное расслоение среди городских ремесленников: цеховая верхушка богатеет, мастера – разоряются. Этому способствовала «революция цен» - вынужденная покупка сырья на рынке сырья для своего производства и продуктов питания по большой цене. Подмастерья были вынуждены наниматься на другие работы»

 

«Купечество сосредоточило в своих руках огромное богатство благодаря международной торговле, играя на разницах цен и используя монопольную торговлю на рынке»

 

 

«Нет»

 

 

 

 

«Преумножали свое состояние за счет банковских операций и ростовщичества»

 

«Ломбардцы»

 

 

 

Слайд 9.

 

 

 

«Банковские конторы и биржи, где заключались мелкие сделки с товарами и деньгами. Деньги могли заменять ценные бумаги, векселя и расписки»

 

«Постепенно. Их интересовало производство тех товаров, которыми купцы торговали. Наибольшую прибыль они могли получить, контролируя весь процесс – от производства товара до его сбыта»

 

 

Слайды 10 – 11.

«1. Разорение крестьян привело к появлению свободной рабочей силы;

2. Рост городов и населения в колониях, развитие морской торговли привели к расширению спроса на рыночные изделия;

3. Торговля колониальными товарами, финансовые операции, ростовщичество привели к накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство»

 

 

 

 

 

 

Слайд 12. «Рассеянная и централизованная»

 

 

 

 

Слайд 13.

 

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

Слайд 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16.  Записывают в тетрадь. «Батрак -  наемный сельскохозяйственный работник;

Фермер - крестьянин-предприниматель, владеющий землей или арендовавший ее и занимающийся на ней сельским хозяйством»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Да»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17. «Наемные рабочие -  лично свободные, но не имевшие земли и хозяйства работники, вынужденные наниматься к владельцу земли и мануфактуры»

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- формировать навыки работы в парах;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- действовать по алгоритму, правилу;

 

     Личностные:
-  осуществлять самоконтроль;

- делать выводы по результатам работы;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности, оценивание

Цель этапа:  формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос

 «Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: был ли новый общественный строй капитализм более прогрессивным по сравнению со средневековым феодализмом?»

 

«Внимание на слайд, я предлагаю Вам ответить на вопросы «ДА» или «НЕТ» по теме нашего урока сегодня»

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы! А теперь запишем домашнее задание».

Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 18 - 19.

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

 

Коммуникативные:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

 

Регулятивные:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

 

Личностные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Домашнее задание

 

На слайде: «Параграф 6, термины учить. Письменно ответить на 2 вопроса: «Чем ремесленная мастерская отличалась от мануфактуры?»;
«В чем состоит отличие феодализма от капитализма?»

 

 

 

 

«Есть ли у Вас вопросы?»

 

 

«Всего доброго!»

 

Записывают домашнее задание с доски. Слайд №20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы.

 

 

 

«До свидания!»

 

 

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи учителя;
- умение структурировать знания;

- оценивание процессов и результатов деятельности;

 

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также