Дата: 17.11.2022 г.
Урок№41: «Буквы Я, я».
Цели:
Образовательные:
-научить ученика учиться
-познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
-читать слова с этой буквой
Задачи:
-формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
-совершенствовать навыки чтения.
-развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
-воспитывать коллективизм.
УУД:
-умение выполнять звуковой анализ слов,
-объяснять употребление заглавной буквы,
-умение работать в группе и самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер.
Используемый материал: диск «Обучение грамоте», раздаточные карточки со словами для групповой работы, для парной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели
Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Настраиваемся хорошо и слажено работать
Актуализация знаний.
-На какие 2 группы делятся все звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? |
-Гласные и согласные. -Ударные и безударные. -Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие. |
-Звуки мы слышим, а буквы мы…. - Пишем
II. Постановка цели урока.
Яблоко
большое Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
Определите тему и цели урока.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство со звуками [й, а].
Давайте послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])
Какой это звук? (гласный) Докажите.
Может ли гласный звук образовать слог? (А ещё Я – это целое слово.)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Положите перед собой звуковую схему буквы Я.
Заштрихуйте букву Я (парная работа).
Физкультминутка для глаз.
– Давайте ещё раз послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
Значит, буква я – хитрая.
В каких случаях Хитрые буквы имеют 2 звука? А ещё после Ъ или Ь знаков.
А в каких случаях буква Я имеет 1 звук?
Ребята, сейчас мы составим схему слова ЯБЛОНЯ. (Напечатанное слово на доску)
Для этого сначала разделим слово на слоги. Сколько слогов? (3). Назовите 1 слог, 2-ой, 3-ий. На какой слог падает ударение?
Произнесите еще раз слово, какие звуки слышим в начале? (йа).
Посмотрите еще раз на слово ЯБЛОНЯ. Произнесите слог НЯ. Какой звук слышим после н, (а). Сделайте вывод.
Физкультминутка динамическая.
ВЫВОД: Буква Я после согласной обозначает 1 звук А.
Вот теперь составьте схему слова ЯБЛОНЯ правильно, без ошибок.
IV. Закрепление.
Чтение слогов (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Найти 6 слов с букой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].
Групповая работа: Распределить слова на 2 группы. (А теперь сами придумайте слова с буквой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].
Составляем слова. Играем вместе.
Сказка про букву Я.
IV. Итог урока.
С какой буквой познакомились?
Кому сегодня было сложно?
Кто не испытывал затруднений?
Что нового узнали о букве Я?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.