Конспект урока русский язык «Буквы Я, я».

  • docx
  • 31.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока буква Я, 1 класс.docx

Дата: 17.11.2022 г.

Урок№41: «Буквы Я, я».

Цели:

Образовательные:

-научить ученика учиться

-познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

-читать слова с этой буквой

Задачи:

-формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.

-совершенствовать навыки чтения.

-развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.

-воспитывать коллективизм.

УУД:

-умение выполнять  звуковой анализ слов,

-объяснять употребление заглавной буквы,

-умение работать в группе и самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Используемый материал: диск «Обучение грамоте», раздаточные карточки со словами для групповой работы, для парной работы.

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

-Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели

Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Настраиваемся хорошо и слажено работать

Актуализация знаний.

-На какие 2 группы делятся все звуки?

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки?

-Гласные и согласные.

-Ударные и безударные.

-Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.

-Звуки мы слышим, а буквы мы….                              - Пишем

II. Постановка цели урока.

Яблоко большое Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)

Определите тему и цели урока.

III. Работа по теме урока.

1.      Знакомство со звуками [й, а].

 Давайте послушаем букву Я.  ([й-а-а-а-а-а-а])

 Какой это звук? (гласный)  Докажите.

 Может ли гласный звук образовать слог?  (А ещё Я –  это целое слово.)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

 Положите перед собой звуковую схему буквы Я.

http://festival.1september.ru/articles/611406/1.gif

Заштрихуйте букву Я (парная работа).

Физкультминутка для глаз.

– Давайте ещё раз послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

Значит, буква я – хитрая.

В каких случаях Хитрые буквы имеют 2 звука? А ещё после Ъ или Ь знаков.

А в каких случаях буква Я имеет 1 звук?

Ребята, сейчас мы составим схему слова ЯБЛОНЯ.  (Напечатанное слово на доску)

Для этого сначала разделим слово на слоги. Сколько слогов? (3). Назовите 1 слог, 2-ой, 3-ий. На какой слог падает ударение?

Произнесите еще раз слово, какие звуки слышим в начале? (йа).

Посмотрите еще раз на слово ЯБЛОНЯ. Произнесите слог НЯ. Какой звук слышим после н, (а). Сделайте вывод.

Физкультминутка динамическая.

ВЫВОД: Буква Я после согласной обозначает 1 звук А.

Вот теперь составьте схему слова ЯБЛОНЯ правильно, без ошибок.

IV. Закрепление.

Чтение слогов (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Найти 6 слов с букой Я, которая обозначает звуки  [йа], [а].

Групповая работа: Распределить слова на 2 группы.  (А теперь сами придумайте слова с буквой Я, которая обозначает звуки  [йа], [а].

Составляем слова. Играем вместе.

 

Сказка про букву Я.

 

IV. Итог урока.

С какой буквой познакомились?

Кому сегодня было сложно?

Кто не испытывал затруднений?

Что нового узнали о букве Я?

 

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/611406/4.gif