Конспект урока русский язык «Определение места ударения в слове».
Оценка 4.6

Конспект урока русский язык «Определение места ударения в слове».

Оценка 4.6
docx
31.01.2023
Конспект урока русский язык «Определение места ударения в слове».
5.docx

 

Дата: 20.01.2023 г.

Тема№92: Определение места ударения в слове.

Цели:

- формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах;

- развивать умение находить в слове ударный слог;

- учить правильному произношению слов;

- познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.

Задачи:

познавательные

-развивать речь учащихся, обогащая словарный  запас;

-организовать деятельность детей (умение ставить ударение в словах, применять на практике, полученные на уроке знания);

- рассмотреть случаи, когда ударение в слове не ставится;

- раскрыть понятие  «ударный» и «безударный» слоги  

Личностные

- способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод);

Регулятивные

- познавательная инициатива

Коммуникативные

- учить  сотрудничеству с учителем и одноклассниками

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные

- закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности

- упражнять в разграничении слов, различающихся ударением

-формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги

- развивать речь, обогащать словарный запас

- работать над нормами правильного произношения

Метапредметные

Регулятивные

 - принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-  оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные

 - в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

- составлять целое из его частей;

- на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные

- использовать в общении правила вежливости;

- участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

-  иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные  

- взаимодействие  в группе, паре.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы со словами, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, смайлики для самооценки, ноутбук, экран, проектор, презентация.

 

Ход урока:

 

1.Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный!

 

- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам.

! ! – все ясно

! – почти все ясно

? – есть вопросы

 

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Тему урока вы узнаете, выполнив  задание:

- расставьте  карточки  с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

-  Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

 

3.Постановка учебной задачи

- в ходе урока мы должны ответить на следующие вопросы. 

- Что такое ударение?

- Какой слог называется ударным, безударным?

- На какой звук может падать ударение?

- На какой слог может падать ударение?

- В каких словах ударение не ставится?

- Какова роль ударения?

- Я предлагаю вам два пути для достижения нашей цели:

1 – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме.

2 – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- А какой путь выберем?

 

4. Выявление места и причины затруднения

 

 - Прочтите слова на доске: тетрадь, учебник, торты.

- Расставьте в них ударение.

- Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

 Есть специальный словарь – орфоэпический

 

5. Построение проекта выхода из затруднения

 

- На парте у вас карточки со словами (кимоно, рябина, маяк, носорог, обезьяна)

 - Проверьте правильность выполнения в орфоэпическом словаре и оцените свою работу на листах.

 

6. Изучение нового материала

 

- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

 - Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

- Так что же такое ударение?

 (Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод:

Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Презентация- Слайд)

 

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать  слова так, чтобы мы  услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет  работать за доской для проверки.

 

Ученик, педагог, доска, Светлана, суббота, краски, утюг, диван

 

 

- Проверьте задание, оцените себя.

- Что вы заметили, выполняя это задание?

 (Ударение падает на гласный звук)

 

Это наш второй вывод:

Ударение падает на гласный звук

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

- теперь поиграем в игру «Стучалка»

- Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: папа, мука, потолок, головоломка

- Ребята, какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.

 

Третий вывод:

Ударение может падать на любой слог

 

7. Физкультминутка (Презентация-слайд)

 

8. Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.

 («Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

 

- Какое слово лишнее в каждой строчке?  Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод:

На письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

 

- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

-  Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.

-У вас на столах по два конверта: в конверте № 1 листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.

-А в конверте № 2 слова записаны с подсказками - картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело. (Проверка).

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените работу в группе

Пятый вывод:

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

 

- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)

- О каких словах говорится в стихотворении?

 

9. Рефлексия

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно!

 

10. Рефлексия. Закончите предложение:

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Мне было…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

- Молодцы! Спасибо за урок!

 


 

Дата: 20.01.2023 г. Тема№92 :

Дата: 20.01.2023 г. Тема№92 :

Коммуникативные - использовать в общении правила вежливости; - участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); - иметь представление о возможности договариваться,…

Коммуникативные - использовать в общении правила вежливости; - участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); - иметь представление о возможности договариваться,…

В каких словах ударение не ставится? -

В каких словах ударение не ставится? -

Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да) - теперь поиграем в игру «Стучалка» -

Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да) - теперь поиграем в игру «Стучалка» -

О каких словах говорится в стихотворении? 9

О каких словах говорится в стихотворении? 9
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023