Конспект урока русского языка 1 класс УМК Планета знаний Тема: «Согласные звуки»

  • docx
  • 13.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала открытый урок русского языка в 1 классе 2019г.docx

Конспект урока русского языка 1 класс УМК Планета знаний

Тема: «Согласные звуки»

Цель: повторение знаний о согласных звуках, умение отличать гласные звуки от согласных.

Задачи: предметные - содействовать формированию умений различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие; знакомству с принятыми в русском языке обозначениями мягкости согласных на письме, использовать средства устного общения (голос, мимику, темп речи) в соответствии с ситуацией конкретного общения.

Метапредметные - способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

а) регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

б) познавательных: строить сообщение в устной форме;  находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; воспринимать смысл предъявляемого текста;

в) коммуникативных: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

Личностные УУД: интерес к предметной деятельности, предложенной в учебнике; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

Оборудование: учебник «Русский язык» Т.М.Андриановой, В.А. Ильюхина; записи на доске для каллиграфической минутки; схема. творческое задание.

 

Этапы урока

Время в мин.

Содержание работы

Ученики

Организационный момент.

1-2мин

1. Прозвенел звонок для нас,

Все зашли учтиво в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнём

И наш урок начнём.

2. Вспомните правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь!

- Запишите число, классная работа

 

Ученики садятся, записывают число.

2.Каллиграфичесская минутка.

3-5мин

1.Определение темы минутки чистописания.

-Ребята, прочитайте написанные в таблицах буквы:

 

- Каких букв больше в первой таблице?

-Каких во второй таблице?( в третьей)

 

                                                                                                        

В

Ф

Д

Г

В

Л

В

К

Р          

В

Ж

В

В

Н

В

М

 

В

З

Д

Г

З 

Л

З

К

Р          

З

З

В

К

Д

З

З

 

                                                                                              

Е

А

У

И

Е 

Е

Е

Ы

И

Е

О

Е

Е

У

Я

Ы

- Вы знаете правильное написание этих букв, пропишите их правильно и красиво.

- С какой буквы мы будем писать слово  на следующей строчке?   

- Прочитайте слово.

- Почему слово написано с большой буквы?

- Какое животное может иметь такую кличку?

- Найдите «опасные» места.

 

 

- Как проверить в слове букву, обозначающую безударный гласный звук?

 

 

Дети записывают в тетради слово Воронок.

- Составьте устно предложение с этим словом.

 

 

 

- Послушайте загадку:

– Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

 Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её?

ворона     (слайд)

 

- Найдите ошибки в написании этого слова, исправьте их.

 

 

(читают про себя)

 

Букв В

Букв З,Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прописывают заглавные буквы В,З,Е

- С  большой буквы В.                 - Воронок.

- Это кличка животного.

- Такую  кличку может иметь конь.

- Большая буква в кличках животных, безударные гласные о.

- Для проверки надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Проверочное слово: ворон, вороний

 

- Конь Воронок быстро бежит по полю.

- Со двора выбежал Воронок.

-Воронок участвовал в соревнованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ошибок - 7

3. Актуализация знаний.

3-4 мин

- Вернёмся к буквам в таблицах.

-Какие буквы расположены в первой и второй таблице?

-А какие в третьей?

- Что обозначают буквы?   (звуки)

- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки можно петь, а согласные нет)

 

 

схема на доске выставляется на слайде.

-На какие группы еще делятся согласные звуки?

 

буквы согласных

буквы гласных

 

Отвечают на вопросы (фронтальный опрос)

приводят примеры

 

Звонкие, глухие

Мягкие, твердые.

 

 

(слайд)

http://uchitel-slovesnosti.ru/996/127.gif

 

- Отгадайте загадку, отгадка которой и будет нашей темой урока.

 О каких звуках мы сегодня будем говорить?

 

 

Эти звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

С-с-с - змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Р-р-р – моторы тарахтят.       (согласные)

 

- Правильно, ребята, тема нашего урока «Согласные звуки и буквы».

- Какую цель поставим урока?

-Цель нашего урока повторение знаний о согласных звуках.

- Давайте определим задачи урока.

Задачи:1. Различать гласные и согласные звуки.

              2. Произносить согласные звуки

              3. Обозначать звуки буквами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы и цели урока.

 

 

1-2 мин

 

 

 

 

Усвоение новых знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 1 стр32.

- Произнести звуки, которыми различаются пары слов.

              к  ц  р  н  й  с  р  (буквы на доске)

- Как называются эти звуки? Что мы о них знаем?

- Чем отличается произношение  у гласных и согласных звуков? (При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает препятствие (зубы, губы язык), а гласные произносятся легко )   

Чтение вывода в рамке с. 32 

Упр. 2 Наблюдение какие преграды встречаются при произношении звуков  с , б, р.

Упр. 3  (у доски по одному слову) Ребята записывают в тетрадь.

Маяк -  4-б, 5 –зв, 3-гл , 2-согл

Класс -  5-б, 4-зв,1 гл, 3-согл

Йогурт - 6-б, 6 –зв, 2-гл, 4-согл

физкультминутка

Упр 4 устно .Исправляют ошибки.(норку- горку, тучку-ручку, шапки- лапки).  Запись одного двустишья в тетрадь.

 

 Рабочая тетрадь.

№1, №2

1. Восстановить слова. Вписать буквы. (самостоятельно)

 

2. Соединить слова, различающиеся буквой, обозначающей согласный звук. (в парах)    Проверка

 

К-согл,парный,глухой,твердый.

Ц-согл, непрарный, твердый.

Р-согл, непарный, звонкий, твердый.

С- согласный, парный, глухой, твердый.

 

 

 

 

 

с – зубы,  б – губы,   р - язык

 

 

 

 

 

 

 

фронтально

 

 

 

 

Кора, гора, пора ,нора.

Дом, том ,ком,, сом.

 

Речка- печка, почка-почта.

Словарная работа

3-4 мин

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж – что же это?

- Слово карандаш состоит из двух частей: кара – чёрный, даш – камень.  Карандаш – чёрный графитный стержень, спрятанный в деревянном футляре.

- Что интересного заметили в написании слова карандаш?

- Какой гласный звук ударный?

- В каком слоге он находится?

 

- В каких слогах гласные безударные?

- Запишите это слово в тетрадь и запомните его написание.

 

 

- Карандаш.

 

(рассказ ученика)

 

 

- Все гласные буквы а.

- а

 - Он находится в третьем слоге.

 

- Гласные безударные в первом и втором слогах.

Работа с деформированным текстом.

 

 

 

Творческое задание

3-5 мин

 

 

 

 

 

3-4 мин

 Упр 6 (задание в конвертах)

- Восстановите текст.

Проверка работы.

 - Каким предложением можно озаглавить текст?

- Как ещё можно озаглавить?

 

 

- А теперь я вам предлагаю помочь мне,  прочитать слова.

х л п ш к              п д с л н х             о   о                         а   а   а

ш л ш                   п р г                       о   о   а                    у   о

мтршк                  птнц                      о   у   и                    у   а

                                                               

 

 

 

- Получается? Что нужно сделать, чтобы получились слова?

ВЫВОД:- Какие звуки и буквы важны в нашей речи – гласные или согласные?

Дети работу выполняют в парах.

 

Настоящие помощники!

Петя и Оля – помощники.

Бабушкины помощники.

 

Работа в группах.

 

Добавить гласные и согласные буквы

хлопушка, шалаш, подсолнух, пирог (порог), ворон, ворона,  утро

 

и гласные и согласные, из них строятся слова

Итог урока.

1-2 мин

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи мы ставили в начале урока?

 - Выполнили мы их.

Учитель. Проанализируйте свою работу на уроке и покажите цветной квадратик  по шкале на доске:

·         зелёный – я всё сделал сам, со всем справился, мне было интересно;

·         жёлтый – я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно;

·         красный – я старался, но многое не вышло, я очень устал.

- А теперь спросим наших гостей, как мы работали на уроке и пусть они покажут нам своё настроение от нашей работы на уроке.

 

 

 

 

 

Дети выбирают квадратики,  поясняя почему их взяли.

 

 

 

 

солнце и тучка