Тема: Наречие. Значение и употребление в речи. Цель:
Предметные: Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Метапредметные: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему), анализировать, сравнивать, группировать. Формулировать собственное мнение и обосновывать свою позицию. Личностные результаты: выявлять и анализировать общее значение и морфологические признаки наречия как части речи. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения работы в паре и следовать им; - быть готовым корректировать свою точку зрения
Ход урока
|
||||||||||||||||||||
№ |
Этапы урока. Основное содержание этапа. |
Основные виды деятельности учащихся |
||||||||||||||||||
1. |
Орг. момент.
|
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. |
||||||||||||||||||
2. |
Чистописание (в ТПО стр. 34) 1. Письмо цепочки букв и соединений. Копирование образцов. 2. Письмо слов: румянец, трезубец 3. Копирование предложения в ТПО. Президент – главное лицо страны. - Выделите грамматическую основу. - Подпишите части речи. - Какие встретились самостоятельные части речи? Служебные? - Назовите все самостоятельные части речи. Служебные. - По каким признакам они различаются? |
Работа над графическими ошибками: высота и ширина букв.
Повторение признаков служебных и самостоятельных частей речи |
||||||||||||||||||
3. |
Мотивация. (создание проблемной ситуации)
Наш урок мне хочется продолжить стихотворением Эллы Куклиной …. Слайд 2
Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово «высоко» произнеси – И представишь сразу неба синь. Вспомнится наречие «светло», И увидишь – солнышко взошло. Если скажешь ты «темно», Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь «ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну, а если скажешь ты «красиво»- Пред тобою сразу вся Россия! - Как вы думаете, о чем это стихотворение? ( Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!) - Это стихотворение построено на приеме ассоциаций. Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? (Наречие) -Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. Слайд 3
(Высоко, светло, темно, ароматно, красиво). - На какой вопрос они отвечают? Слайд 4
- На какие вопросы ещё отвечают наречия? (Как? Где? Куда? Зачем? Откуда?)
- Назовите тему нашего урока. - «Наречие. Значение и употребление в речи» - это и будет тема нашего урока. Слайд 5
Работа с индивидуальными таблицами: поставьте + или – в первом столбике.
- В каких строчках вы поставили знак +? - Чего мы ещё не знаем о наречии?
|
Слушание и адекватное понимание текста.
Опознание наречий.
Определение темы урока. |
||||||||||||||||||
4. |
Целеполагание. - Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Давайте посмотрим на экран и сравним наши цели) Слайд 6 · Знать морфологические признаки наречия; · Научиться отличать наречия от других частей речи; · Научиться находить наречия в тексте; · Уметь употреблять наречия в тексте. |
Формулирование целей своей учебной деятельности. |
||||||||||||||||||
5. |
Изучение нового материала - Давайте обратим внимание на корень – РЕЧЬ- в слове НАРЕЧИЕ. Слайд 7 Он был известен еще в древнерусском языке. Слово «речь» имело значение «говорить». А теперь давайте переведем слово «Наречие» с древнерусского языка. Помогайте: (Слайд 8, Слайд 9, Слайд 10, Слайд 11) на + реч +ие = на + глагол + ие.
- Как вы думаете, почему так назвали «наглаголие»? ( Наречие относится к глаголу. «Верный помощник» глагола.) -А как наречие помогает глаголу вы узнаете, выполнив следующее задание. Работа в парах - Вам нужно восстановить текст. Вместо пропусков употребить подходящие по значению наречия, используя слова - помощники. Слайд 12
__________ ночью пошел дождь. Он ________________стучал в окна, _____________ шумел в густой листве деревьев, _________________журчал в водосточных трубах. __________ он затихал, и ___________слышно было, как в крупные дождевые капли _____________и ___________падают в бочку. Стоявшую под окном. _____________, как бы набравшись сил, дождь __________ начинал лить густыми потоками.
Слова – помощники: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, солидно, снова, звонко, лихо. - Прочитайте получившийся текст. Назовите словосочетания, в которые входят наречия. Отметьте главное слово и поставьте вопрос к зависимому слову. - Что общего в строении словосочетаний? - Чьим помощником можно назвать наречие? - Что обозначает? ( Наречие – активный помощник глагола, поясняет его, придает ему четкость). |
Развитие мыслительных операций анализа языкового материала, логического мышления, речевого умения высказаться.
|
||||||||||||||||||
6. |
Первичное закрепление материала 1) Работа над предложением. Наблюдение над значением наречий и морфемным составом. - Давайте запишем в тетради второе предложение и выполним синтаксический разбор предложения. Слайд 13 Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах.
(Один ученик работает у доски по алгоритму)
(Весело стучал - задаем вопрос: стучал (как?) весело. Глагол + наречие – обозначает признак действия). Слайд 14
2). Чтение «Ключика» в учебнике на стр. 80. - Какие ещё значения имеет наречие? На какие вопросы отвечают? - Каким членом предложения бывает наречие? Прочитайте об этом в листе разборов. - Обозначьте графически роль наречия в предложении и назовите их значение.
- Давайте выполним морфемный разбор наречий. Вспомните, по каким формам мы пробовали изменять наречие и какие выводы сделали. Наречие – неизменяемая часть речи. - Когда мы изменяем слово, какая морфема в нём меняется? (Окончание) - А если наречие неизменяемая часть речи, то какой мы можем сделать вывод? (У наречий нет окончания, так как это неизменяемая часть речи). Обобщение по слайду №15. |
Формирование умения правильно задавать вопросы к наречию при выполнении синтаксического разбора предложения, уметь находить наречия в тексте, выяснить каким членом предложения может являться наречие. Построение умозаключения на основе наблюдений. Научиться производить морфемный разбор наречия. Формулирование морфологических признаков наречия. Построение умозаключения на основе наблюдений. |
||||||||||||||||||
7. |
Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу
- Обратимся к нашему учебнику и выполним упражнение 221 на странице 80.
Устное задание для выполнивших упражнение: какие наречия записаны у нас в словарях и что в их написании мы запоминали?
Проверка упражнения: прочитайте словосочетания, поставьте к наречиям вопросы и назовите значение наречий в каждой группе. |
Опознание наречий. |
||||||||||||||||||
8. |
Работа с фразеологизмами. - Сейчас я прочитаю вам фразеологические
сочетания, а вы будете записывать одним словом — наречием. |
|
||||||||||||||||||
9. |
Обобщение. Слайд 16 - Возвращаемся в начало нашего урока. Вспомним, какие цели мы ставили и какие достигли. (Повторение материала, изученного на уроке) |
|
||||||||||||||||||
10. |
Рефлексия Возвращаемся к таблицам в начало урока. Перечитайте утверждения и поставьте + или – в графе «Конец урока». - У кого все знаки +? В каких строках пока есть минусы? - Для чего в речи нужны наречия? Слайд 17 ( высказывание А. М. Горького о наречиях).
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». А. М. Горький. |
Анализ собственной учебной деятельности и самооценка |
||||||||||||||||||
11. |
Домашнее задание Стр. 81 упр. 223 (1 или 2 часть по выбору) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.